2-3555/2010 от 20.12.2010



Дело 2-3555/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года                                                                                             г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Климовой Е.А.

при секретаре Исаевой Е.И.,

с участием представителя заявителя Воротневой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению имуществом г. Саратова о признании права собственности МО «Город Саратов » на бесхозяйную недвижимую вещь

          УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании права собственности МО «Город Саратов » на бесхозяйную недвижимую вещь мотивируя свои требования тем, что на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» расположен объект бесхозяйного недвижимого имущества - магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание, протяженностью 911,0 м., кадастровый номер 64-64-11/389/2009-244, инвентарный номер 63:401:001:015750080, по адресу: <адрес>.

В настоящее время собственник указанного объекта недвижимого имущества неизвестен.

В соответствии с пунктом 3.8.1 положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008г., Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью.

Для установления собственника указанного объекта бесхозяйного недвижимого имущества, Комитетом были сделаны запросы в следующие организации:

- муниципальное унитарное предприятие «Городское бюро технической инвентаризации»;

- комитет по управлению имуществом Саратовской области;

- территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.

Согласно ответу № 1167 от 31.03.2009 года по данным МУП «ГБТИ» право собственности на объект не зарегистрировано.

В реестре федерального имущества по состоянию на 23.01.2009г. и в реестре государственного имущества по состоянию 23.06.2009г. Саратовской области объекта так же не значится.

В реестре муниципальной собственности города Саратова объект также не значится.

На основании данной информации в Управлении федеральной регистрационной службы по Саратовской области по заявлению Комитета 10.07.2009 г. Объект принят на учет как бесхозяйный, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта от 03.08.2009 года № 11/389/2009-244.

Согласно выписки от 26.08.2010г. № 17/155/2010-323 из ЕГРП о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет, объект числится как бесхозяйный более 12 месяцев.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, не территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Заявитель просит признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на объект недвижимого имущества - магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание, протяженностью 911,0 м., кадастровый номер 64-64-11/389/2009-244, инвентарный номер 63:401:001:015750080, по адресу: <адрес>.

Представитель комитета по управлению имуществом г.Саратова Воротнева Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, комитета по управлению имуществом Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции.

    Из ч.1 ст.130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.

Пункт 1 ст. 215 ГК РФ определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).

    Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Абзац 2 п. 3 статьи 225 ГК РФ наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий.

Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления.

Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи.

В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9).

В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004)

Особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность.

Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета.

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер и предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления

Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

        Из материалов гражданского дела следует, что решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008 года утверждено Положение о комитете по управлению имуществом города Саратова (л.д. 15-18). На основании свидетельства серия 64 № 002260038 о внесении записи в ЕГРЮЛ Комитету по управлению имуществом города Саратов присвоен регистрационный номер 2076450095478 (л.д.19).

Как следует из п.3.8.1. Положения о комитете именно Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества которым сделаны запросы в МУП ГБТИ, комитет по управлению имуществом Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Саратовской области.

Согласно сообщению Комитета по Управлению имуществом Саратовской области по состоянию на 17.06.2009 года объект недвижимости:

- магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание в реестре государственного имущества Саратовкой области не значатся (л.д. 8).

По сообщению МУП « Городское бюро технической инвентаризации» от 31.03.2009г. первичная техническая инвентаризация магистрального трубопровода от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание проведена МУП ГБТИ 02.12.2008г.(л.д.7)

На основании сообщения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области № 04-477 от 23.01.2009 года (л.д.9) сведений об объекте недвижимости - магистрального трубопровода от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание не имеется (л.д. 9).

По заявлению Комитета объект недвижимого имущества, расположенный по адресу <адрес>, магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание принят на учет как бесхозяйный о чем произведена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.08 2009 года, о чем свидетельствует выписка УФРС по Саратовской области (л.д.10) и выписка УФРС от 26 августа 2010 года № 17/155/2010-323 т.е. недвижимое имущество более года значится бесхозяйным.(л.д.11)

На магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание составлен кадастровый паспорт и ему присвоен кадастровый номер 63:401:001:015750080(л.д.12-13).

С учётом представленных доказательств, суд не усматривает оснований, препятствующих признанию права собственности муниципального образования «Город Саратов» на объект недвижимого имущества - магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание, протяженностью 911,0 м., кадастровый номер 64-64-11/389/2009-244, инвентарный номер 63:401:001:015750080, по адресу: <адрес>, поскольку данная вещь принята на учет и более года значится бесхозяйной.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на объект недвижимого имущества - магистральный трубопровод от ВК - 4 до ВК - 5 с вводами в здание, протяженностью 911,0 м., кадастровый номер 64-64-11/389/2009-244, инвентарный номер 63:401:001:015750080, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья: