2-3082/2010 решение от 210.12.2010 года



Дело №2-3082/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ионовой А.Н.,

при секретаре Акимове Д.С.,

с участием прокурора Щелоковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах Афоничева Н.Г. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» о признании бездействия незаконным, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд с иском в интересах Афоничева Н.Г. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», просил признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Афоничева Н.Г. и Стрижовой А.Н., проживающих в
муниципальном жилом помещении, незаконным; признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Афоничева Н.Г. и Стрижовой А.Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан; обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов»
предоставить Афоничеву Н.Г. и Стрижовой А.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее
занимаемого (30,1 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся
в черте города Саратова.

Затем прокурор уточнил требования: просит признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Афоничева Н.Г., его жены Стрижовой А.Н, проживающих в муниципальном жилом помещении, незаконным; признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Афоничева Н.Г. и его жены Стрижовой А. Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан; обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Афоничеву Н.Г. и его жене Стрижовой А. Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (30,1 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

В обоснование иска указано, что в прокуратуру Ленинского района г. Саратова поступило обращение Афоничева Н.Г., инвалида ветерана Великой Отечественной Войны о нарушении его жилищных прав. Прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Афоничев Н.Г. проживает в квартире дома по ул. <адрес> г. Саратова. жилой дом по ул. <адрес> г. Саратова серии К-7-2-4 построен в 1970 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года -р, постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 года . Согласно акта обследования жилого дома по ул. <адрес> г. Саратова в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также указано, что после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 (инж. Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В документе также имеются сведения о том, что по плану 1997 года будет сдан новый девятиэтажный дом для расселения граждан. Согласно ответа н от 11.09.1997 администрации Ленинского района г. Саратова года очередность была определена. Жителям дома по ул. <адрес> г. Саратова было сообщено, что администрацией г. Саратова утвержден план «Отселения», рассчитанный на 1997-1998 гг., и что граждане, проживающие в домах системы Лагутенко, по мере поступления квартир будут отселены согласно плану. Жители вышеуказанного дома неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении. Однако, расселение жителей из дома по ул. <адрес> г. Саратова до настоящего времени не состоялось. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 года -р, жилой дом по ул. <адрес> г. Саратова опять был признан непригодным. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. 30.12.2008 года состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором в очередной раз было принято решение о признании жилого дома по ул. <адрес> г. Саратова непригодным и подлежащим сносу. 24.06.2009 года главой администрации МО «Город Саратов» было издано распоряжение № «О мероприятиях по отселению физических и юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. . В вышеуказанном распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой дом по ул. <адрес> г. Саратова до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Афоничева Н.Г. и Стрежовой А.Г. не известны. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. условия о предоставлении жилого помещения жителям дома по ул. <адрес> г. Саратова, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с 01.03.2005 года. В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. Афоничев ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом, Ветераном Великой Отечественной Войны, проживает в муниципальной квартире совместно с Стрижовой А.Н., общей площадью 30,1 кв.м. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании прокурор Щелокова Е.В. полностью поддержала доводы искового заявления, просит удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.

Афоничев Н.Г. и Стрижова А.Н. в судебное заседание не явились.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Макарова М.Н., представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов», возражает против удовлетворения исковых требований прокурора, суду пояснила, что основанием для признания действий (бездействия) государственных органов незаконными, является несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. Дом по ул. <адрес> города Саратова не был признан распоряжением Саратовского областного совета народных депутатов от 25.10.1983 № на которое ссылается прокурор, аварийным и непригодным для проживания. Решением Исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов от 30.12.1983 предприятия и другие организации, имеющие на своих балансах жилые дома серии К-7-2-4 обязаны были комиссионно до 30 марта 1984 года определить техническое состояние домов, принадлежащих каждой организации, и по результатам обследования подготовить предложения через соответствующие министерства и ведомства, включая осуществление мероприятий с целью обеспечения их последующей эксплуатации. Согласно статье 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. считаем неправомерным довод о том, что с 1983 года на исполком Ленинского районного Совета и на Саратовский городской совет народных депутатов была возложена обязанность по предоставлению гражданам, проживающим в жилом доме по улице <адрес> жилых помещений, так как решение Исполнительного комитета местного совета народных депутатов по спорному жилому дому не принималось. С 05.11.1985 вопрос о непригодности жилых помещений для постоянного проживания мог быть разрешен в соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 . В соответствии с п. 3.5. Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 , действовавшего с 05.11.1985 по 23.09.2003, ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, построенных по проекту инженера Лагутенко жилыми помещениями (дома серии К-7-3-4).

Единственная обязанность, которая была возложена на исполком Ленинского районного Совета, а в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, пунктом 3.5. Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 , это утверждение актов межведомственной комиссии, которая была выполнена администрацией Ленинского района в полном объеме после составления акта межведомственной комиссии от 16.12.2002. Согласно части 2 пункта 3.5. Приказа Минжилкомхоза РСФСР утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В связи с тем, что на администрацию района не были возложены дополнительные полномочия по предоставлению жилых помещений или по решению вопросов о предоставлении жилых помещений, считаем, что действия администрации района полностью соответствовали действующему законодательству. С 01.03.2005 года вступил в законную силу Жилищный кодекс РФ, согласно ст.85 которого, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, или жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В связи с тем, что решение о сносе дома по улице <адрес> органами местного самоуправления в установленном порядке не принималось, у администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют основания для предоставления жилого помещения по нормам статьи 86 ЖК РФ. решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется в настоящее время Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. ; осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям (п.7 Положения). По результатам работы межведомственной комиссии составлено заключение от 30.12.2008, согласно которому помещения дома по ул. <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Согласно пункту 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Ссылку истца на распоряжение администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.06.2009 г. «О мероприятиях по отселению физических и юридических лиц...» Макарова М.Н. считает не обоснованной, поскольку в данном распоряжении установлены мероприятия по отселению граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, д. , а не . Поскольку требования, предусмотренные п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 , не исполнены, а соответственно отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований. для обязании администрации города Саратова предоставить истцам вне очереди жилое помещение в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо наличие следующих условий: принятие комиссией по оценке жилых помещений, созданной органом местного самоуправления соответствующего решения о непригодности жилого помещения для проживания на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. ; принятие на основании заключения комиссии органом местного самоуправления решения (издание распоряжения) о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения и. т. д.. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1 ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» №39-ЗСО, п.2 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда представляются только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанными органом местного самоуправления малоимущими гражданами. Каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не представлено. Нет сведений о том, что истец не имеет иного жилого помещения по договору социального найма или в собственности. Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.

Цопин А.А., представитель Администрации Ленинского района г.Саратова, так же считает, что исковые требования прокурора в интересах Афоничева Н.Г. не могут быть удовлетворены, поддержал доводы представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов», а так же пояснил следующее. дом по ул. <адрес> города Саратова не был признан распоряжением Саратовского областного совета народных депутатов от 25.10.1983 № 988-р аварийным и непригодным для проживания. Дом по ул. <адрес> города Саратова на балансе администрации Ленинского района никогда не состоял. В компетенцию администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не входят вопросы по принятию решений о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставление жилых помещений по договору социального найма. Основанием для признания действий (бездействия) государственных органов незаконными, является несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. Прокуратурой Ленинского района города Саратова не доказано каким именно нормативно-правовым актом на администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» была возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам проживающим в доме по улице <адрес>, какой нормативно-правовой акт не был выполнен администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», касающийся обеспечения граждан проживающих в указанном доме жилыми помещениями, какое именно действие (бездействие) администрации района является незаконным, в чем конкретно выразилось указанное нарушение. Следовательно прокуратурой Ленинского района не доказаны обстоятельства подтверждающие незаконность бездействия администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов».

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 года.

Афоничев Н.Г., инвалид Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в однокомнатной квартире ,общей площадью 30,1 кв.м, по адресу: г.Саратов, ул.<адрес>, дом , с 19.04.1971 года, является квартиросъемщиком указанного жилого помещения.

Кроме Афоничева Н.Г. в указанном жилом помещении с 15.10.1980 года зарегистрирована Стрижова А.Н., жена квартиросъемщика Афоничева Н.Г..

Афоничев Н.Г. обратился к прокурору Ленинского района г.Саратова с заявлением, где указал, что дом, в котором находится его квартира рушится, обрушился лестничный марш, на стенах трещины, плесень, которая их разъедает, фекальные воды в подвале, гниль и сырость; холодная вода появляется редко, горячая течет в струйку, что жить в таких условиях невозможно.

На основании обращения Афоничева Н.Г. о защите его нарушенных жилищных прав, прокурором Ленинского района г.Саратова подан иск в интересах Афоничева Н.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», с указанными выше требованиями.

Согласно информации Министерства строительства и ЖКХ Саратовской
области, администрации района, администрации МО «Город Саратов», комитета
ЖКХ администрации города Саратова жилой дом по ул.<адрес> г. Саратова серии К-7-2-4 построен в 1970 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года -р, постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 года .

Жители вышеуказанного дома неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении.

Так, согласно акта обследования жилого дома по ул. <адрес> г. Саратова в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также указано, что после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 (инж. Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В документе также имеются сведения о том, что по плану 1997 года будет сдан новый девятиэтажный дом для расселения граждан.

Согласно ответа от 11.09.1997 администрации Ленинского района г. Саратова года очередность была определена. Жителям дома по ул. <адрес> г. Саратова было сообщено, что администрацией г. Саратова утвержден план «Отселения», рассчитанный на 1997-1998 гг., и что граждане, проживающие в домах системы Лагутенко, по мере поступления квартир будут отселены согласно плану.

Постановлением администрации г. Саратова от 11 сентября 1997 года "О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко" установлено, что в городе Саратове находятся в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. За период с 1993 по 1996 годы текущие и выборочные капитальные ремонты положительных результатов не дали и условия эксплуатации не улучшились.

В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26.02.1997 года «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4 в срок до 15.09.1997 года предоставить мероприятия по отселению семей.

Однако, расселение жителей из дома по ул. <адрес> г. Саратова до настоящего времени не состоялось.

В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 года , жилой дом по ул. <адрес> г. Саратова опять был признан непригодным.

Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года.

В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции.

Кроме того, в главе 1 программы указанно, что особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета.

30.12.2008 года состоялось заседание межведомственной комиссии, на
котором в очередной раз было принято решение о признании жилого дома по ул. <адрес> г. Саратова непригодным и подлежащим сносу.

24.06.2009 года главой администрации МО «Город Саратов» было издано
распоряжение -р «О мероприятиях по отселению физических и
юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.
Саратов, ул. <адрес>, д.

В вышеуказанном распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях.

Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой дом по ул. <адрес> г. Саратова до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Афоничева Н.Г. и Стрежовой А.Г. не известны.

Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям дома по ул. <адрес> г. Саратова, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с 01.03.2005 года.

В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.

Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Заключением от 30.12.2008 года, установлено, что состояние квартир 1-60 жилого дома по ул.<адрес> г.Саратова, являющегося муниципальной собственностью, строительные конструкции жилого дома и находящихся в нем помещений – квартир находятся в неудовлетворительном состоянии с физическим износом более 70%, не соответствуют требованиям СНиПов и фактическое состояние не обеспечивает безопасную эксплуатацию, дом необходимо запланировать под снос. Решением Саратовской Городской Думы от 2002 года была принята муниципальная программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы, целью которой была ликвидация до 2005 года, включительно, существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. Исполнителем данной программы значилась Администрация г. Саратова и целью программы было улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категории «аварийные» и «ветхие». Данной программой были определены дома, в том числе и находящиеся в Ленинском районе г. Саратова, которые относятся к аварийным и ветхим, в том числе и спорный дом, что никем не оспаривалось. Программой предусмотрено, что юридические вопросы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства и ее реализация подразумевает формирование муниципальной методической базы, определяющей механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья (пункт 4.1). На основании показателей реестра должен был формироваться перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан и объемы финансирования. Исполнителем настоящей программы являлась Администрация г. Саратова (пункт 7). В пункте 8.1 указано, что в результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 01 января 2002 г. в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены. Однако до настоящего времени жильцы спорного дома не выселены из дома, который признан непригодным для проживания, поскольку Муниципальным Образованием «Город Саратов» не были приняты соответствующие меры для разрешения данного вопроса, не осуществлялся должный контроль за исполнением принятой Программы. Кроме того, нормативно-правовыми актами, действовавшими, как до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, установлено, что вопросы отселения граждан из муниципального фонда - относятся к компетенции Администрации Муниципального образовании «Город Саратов».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению Афоничеву Н.Г. и его жене благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на Муниципальное образование «Город Саратов».

В удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» следует отказать.

Разрешая исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова о признании бездействия Муниципального образования «Город Саратов» и Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» незаконными, суд полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены в части признания бездействия Муниципального образования «Город Саратов» по непринятию мер по расселению жильцов дома по ул. <адрес> г. Саратова из аварийного жилья, по непринятию решения и не изданию распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц, в том числе Афоничева Н.Г., и по непредоставлению Афоничеву Н.Г жилого помещения по договору социального найма незаконными, так как именно на муниципальное образование возложена нормативно-правовыми актами такая обязанность.

Так согласно пункту 3.2 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, действовавшим с 05.11.1985 г. по 23.09.2003 г., подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора.

Ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, являющихся аварийными и подлежащими сносу жилыми помещениями.

Обязанность, которая была возложена на исполком Ленинского районного Совета, а в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, пунктом 3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 это утверждение актов межведомственной комиссии, которая была выполнена администрацией Ленинского района в полном объеме.

Согласно части 2 пункта 3.5 указанного выше приказа, утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В связи с тем, что на администрацию района не были возложены дополнительные полномочия по предоставлению жилых помещений или по решению вопросов о предоставлении жилых помещений, оснований для признания бездействий незаконными не имеется.

С 01.03.2005 года вступил в законную силу Жилищный кодекс Российской Федерации, следовательно, решение вопроса о предоставление жилых помещений гражданам, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, или жилое помещение признано непригодным для проживания получили новое правовое регулирование. По результатам работы межведомственной комиссии (Протокол от 30.12.2008 г.) также составлено заключение от 30.12.2008 года, согласно которому помещения дома по ул.<адрес> г.Саратова не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи, с чем суд не усматривает бездействие со стороны Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов».

То есть, прокурором Ленинского района города Саратова не представлены доказательства, каким именно нормативно-правовым актом на администрацию Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» была возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в доме по улице <адрес>, какой именно нормативно - правовой акт не был выполнен администрацией Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов», касающийся обеспечения граждан, проживающих в указанном доме, жилыми помещениями.

Однако, требования прокурора о признании бездействия Муниципального образования «Город Саратов» в части непринятия мер по расселению Афоничева Н.Г. и его жены из спорного жилого помещения и не предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194,198,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации муниципального образования
«Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Афоничева Н.Г. и Стрижовой А.Н. из жилого дома,
признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и
законные интересы граждан.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов»
предоставить Афоничеву Н.Г. и Стрижовой А.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее
занимаемого (30,1 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся
в черте города Саратова.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» прокурору Ленинского района г.Саратова отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья: