дело № 2-121/2011 решение от 18.01.2011



Дело № 2-121/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года              г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Жидковой Т.С.

с участием истца Баженова С.В., являющегося также представителем Чернышовой Н.Н., Мекшун Е.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычковой В.В., представителя третьего лица Комитета по землепользованию и градостроительству г.Саратова Соловьевой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышовой Натальи Николаевны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным, понуждении к предоставлению земельного участка,

по иску Мекшун Елены Владимировны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным, понуждении к предоставлению земельного участка,

по иску Баженова Сергея Владимировича к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным, понуждении к предоставлению земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Чернышова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Город Саратов» о признании постановления незаконным и понуждении к предоставлению земельного участка по следующим основаниям. 03 марта 2010г. истица обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 9 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. В связи с непринятием администрацией МО «Город Саратов» по заявлению в установленный двухнедельный срок решения, истец обратилась в Волжский районный суд г.Саратова с заявлением о признании незаконными бездействия администрации МО «Город Саратов». Решением Волжского районного суда г.Саратова от 16 апреля 2010г. удовлетворено заявление Чернышовой к администрации МО «Город Саратов», комитету по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», ФГУ «Земельная кадастровая палата по Саратовской области», признано незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления Чернышовой о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Так же данным решением суда на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 13 августа 2010г. № 1937 Чернышовой отказано в предоставлении данного земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок расположен в границах территорий общего пользования и не может быть использован для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов. Размещение объекта торговли на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено. Действующее законодательство РФ не предусматривает такие основания для отказа в предоставлении права аренды на земельный участок, которые указаны администрацией в постановлении от 13 августа 2010г. Отказывая Чернышовой в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, администрация МО «Город Саратов» ссылается на решение Саратовской городской Думы от 27 мая 2010г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования МО «Город Саратов». Данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Решение Саратовской городской Думы было опубликовано в газете «Саратовская панорама» спецвыпуск от 02 июня 2010г. № 52 (569). Таким образом, решение Саратовской городской Думы применяется к правоотношениям, возникшим после 02 июня 2010г., а заявление Чернышовой было сдано в администрации МО «Город Саратов» 03 марта 2010г. Конституция РФ указывает о недопустимости применения принципа обратной силы закона. Положением об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования администрации МО «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010г. № 51-606, не предусмотрены переходные положения, позволяющие оформление прав по ранее оформляемым земельным участкам, противоречащим данному положению. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному строительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют удельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту отдельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. На сегодняшний день решение о запрете использования земельного участка органом местного самоуправления не принималось. Доказательств использования такого объекта как опасного для жизни - здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, у администрации МО «Город Саратов» отсутствуют. При таких обстоятельствах истица считает, что у Администрации МО «Город Саратов» не было оснований для отказа ей в предоставлении земельного участка, поскольку участок был сформирован до утверждения Положения об использовании земельных участков, положенных в границах территорий общего пользования МО «Город Саратов» от 27 мая 2010г. Заявление Чернышовой о предоставлении в аренду земельного участка было получено администрацией МО «Город Саратов» 03 марта 2010г. Администрация МО «Город Саратов» была обязана в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участков в аренду и направить ей копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Следовательно, заявление истца должно было быть рассмотрено не позднее 18 марта 2010г. Незаконность бездействия администрации МО «Город Саратов» по нерассмотрению заявления Чернышовой в установленные законом сроки установлена решением Волжского районного суда г. Саратова от 16 апреля 2010г. по делу №2-1606/2010. Таким образом, при рассмотрении заявления Чернышовой от 03 марта 2010г. администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана была применять те нормативные правовые акты, которые действовали на указанный момент времени, т.е. до принятия Решения Саратовской городской Думы от 27 мая 2010г. № 2138, т.к. данное решение Думы не может применяться в данном случае, поскольку в период законного срока рассмотрения заявления (с 03 марта 2010г. по 18 марта 2010г.) не действовало, так как еще не было принято, также данное решение Думы обратной силы не имеет. При принятии администрацией МО «Город Саратов» постановления от 13 августа 2010г. № 1937 не были учтены положения ст.34 Земельного кодекса РФ, вступившего в законную силу решения Волжского районного суда г. Саратова от 16 апреля 2010г. по делу № 2-1606/10. Также является необоснованной ссылка администрации МО «Город Саратов» на то, что испрашиваемый Чернышовой земельный участок расположен в границах территорий общего пользования. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости указываются индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, наименование органов их установивших, реквизиты решений органов и источники их официального опубликования. Представленный Чернышовой в администрацию МО «Город Саратов» кадастровый паспорт земельного участка не содержит указания на территориальную зону, в которой находится земельный участок, что позволяет сделать вывод о том, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные сведения. Из кадастрового паспорта земельного участка от 23 ноября 2009г. не усматриваются сведения о территориальных зонах, установленных Саратовской городской Думой, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, ссылка администрации МО «Город Саратов» на то, что земельный участок частично расположен в границах территорий общего пользования не соответствует действительности и не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Согласно Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Вид разрешенного использования испрашиваемого Чернышовой земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка от 23 ноября 2009г. В данном кадастровом паспорте указан кадастровый номер: , местоположение: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, разрешенное использование для объектов торговли (передвижного павильона), площадь 9 кв.м. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные Земельным кодексом РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Следовательно, после предоставления Чернышовой в администрацию МО «Город Саратов» кадастрового паспорта земельного участка администрация МО «Город Саратов» обязана принять решение о предоставлении земельного участка. Данные обстоятельства администрацией МО «Города Саратов» в ранее рассмотренных судебных делах не оспаривались. На основании изложенного можно придти к выводу о том, что у администрации МО «Город Саратов» отсутствовали основания для отказа истцу в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка. Следовательно, постановление администрации МО «Город Саратов» от 13 августа 2010г. № 1937 нарушает права и законные интересы Чернышовой в земельной сфере при оформлении права аренды на земельный участок, поскольку сделало невозможным дальнейшее оформление ее права аренды на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Оспариваемым постановлением администрация МО «Город Саратов» ограничивает права Чернышовой гарантированные Конституцией РФ и действующим земельным законодательством.

Мекшун Е.В. обратилась в суд с аналогичным исковым заявлением к Администрации МО «Город Саратов», указав следующее. 03 марта 2010г. Мекшун обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 212 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес> с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Решением Волжского районного суда г.Саратова от 04 мая 2010г. признаны незаконными отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», изложенный в письме от 18 февраля 2010г. № 155/03-р, требование комитета по земельным администрации МО «Город Саратов» к Мекшун о предоставлении документов, послуживших основанием постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, изложенное в письмо от 23 марта 2010г. № 02-07/06-4262, а также бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Мекшун о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Так же данным решением суда на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении спорного земельного участка. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 24 сентября 2010г. № 2293 Мекшун отказано в предоставлении данного земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования и не может быть использован для размещения отдельно стоящих объектов бытового обслуживания. Баженов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Город Саратов» о признании постановления незаконным и понуждении к предоставлению земельного участка по следующим основаниям. 25 марта 2010г. истец обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 432 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> в аренду сроком на 49 лет. Решением Волжского районного суда г.Саратова от 05 августа 2010г. признано незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию решения по заявлению Баженова о предоставлении земельного участка. Так же данным решением суда на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению истца о предоставлении земельного участка в аренду. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 12 ноября 2010г. № 2764 Баженову отказано в предоставлении данного земельного участка на том основании, что размещение нестационарных торговых объектов (до 75 кв.м) осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Действующее законодательство РФ не предусматривает такие основания для отказа в предоставлении права аренды на земельный участок. Отказывая Баженову в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, администрации МО «Город Саратов» указала на то, что им испрашивается право для размещения отдельно стоящего объекта торговли до 75 кв.м, в то время как им испрашивается 432 кв.м, и сослалось на решение Саратовской городской Думы от 07 мая 2010г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством». Данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Решение Саратовской городской Думы было опубликовано в газете «Саратовская панорама» спецвыпуск от 14 июля 2010г. № 68 (585). Таким образом, решение Саратовской городской Думы применяется к правоотношения, возникшим после 14 июля 2010г. При таких обстоятельствах у администрации МО «Город Саратов» не было оснований для отказа Баженову в предоставлении земельного участка, поскольку участок был сформирован до утверждения Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством». При рассмотрении заявления Баженова от 25 марта 2010г. администрация МО «Город Саратов» обязана была применять те нормативные правовые акты, которые действовали на указанный момент времени, указанное решение Думы не может применяться в данном случае, поскольку в период законного срока рассмотрения заявления (с 25 марта 2010г. по 09 апреля 2010г.) не действовало.

Определением Ленинского районного суда г.Саратова от 17 декабря 2010г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.

В судебном заседании истец Баженов С.В. свои исковые требования поддержал, просил признать незаконными постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12 ноября 2010г. № 2764, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить
в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 432 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов»направить в его адрес проект договора аренды земельного участка в аренду сроком 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 432 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> <адрес> В.И., с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ему в аренду иного земельного участка.

Представитель истца Чернышовой Н.Н. Баженов С.В. исковые требования поддержал и просил признать незаконными постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 августа 2010г. № 1937, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Чернышовой в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 9 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» направить в адрес Чернышовой проект договора аренды земельного участка в аренду сроком 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 9 кв.м, кадастровый номер 64:48:040435:76, расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду иного земельного участка.

Представитель истца Мекшун Е.В. Баженов С.В. исковые требования поддержал и просил признать незаконными постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Мекшун в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 212 кв.м, кадастровый номер 64:48:040809:29, расположенного по адресу <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» направить в адрес Мекшун проект договора аренды земельного участка в аренду сроком 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 212 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду иного земельного участка.

Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» Бычкова В.В. исковые требования Чернышовой, Мекшун считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению пояснив, что в соответствии с порядком предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотренном положениями ст.34 Земельного кодекса РФ, 13 августа 2010г. администрацией МО «Город Саратов» были изданы постановление № 1937 об отказе Чернышовой, постановление № 2293 об отказе Мекшун в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду. Основанием к отказу послужило расположение указанных земельных участков в границах территорий общего пользования и не утверждением размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со Схемой размещения указанных объектов. Согласно ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного     проектирования     городского     округа,     ведение информационной системы обеспечения градостроительной, деятельности, осуществляемой на территории городского округа. Также в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, органы местного самоуправления планируют размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования. При этом, в соответствии со ст.7 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования. В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно Решению Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. N 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами. Данные Правила разработаны в полном соответствии с нормами закона, указанный нормативный акт является действующим и ни кем не оспорен. С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. К полномочиям комитета относится представление разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования, а также представление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в установленном порядке. Таким образом, представление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет, и осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными правовыми актами. Нормы Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» регулируют отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует. В соответствии с указанным законом данные о разрешенном использовании земельных участков являются дополнительными сведениями об объекте. Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена. С учетом того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, размещение нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается лишь в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на срок не более 11 месяцев (п.13.6-13.7 Правил). В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами территориального планирования, Правил землепользования и застройки. Разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществлялась в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 29 марта 2010г. № 177. Схема размещения нестационарных торговых объектов на 2010 год формировалась комитетом по экономике исключительно по предложениям администраций районов города, исходя из социально и экономически оправданной потребности жителей города, в целях восполнения недостатка в стационарных объектах. Размещение объектов мелкорозничной сети на территории города допускается только в местах, предусмотренных Схемой, утверждаемой постановлением главы администрации города на очередной год. Адресные ориентиры нестационарного торгового объекта Чернышовой, Мекшун в качестве предложений для включения в Схему размещения на 2010 год администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не подавались. Включение в Схему размещения адресов по заявлениям хозяйствующих субъектов действующими нормативными правовыми актами не предусматривается. На сегодняшний день на территории муниципального образования «Город Саратов» (особенно в центральных районах города) обеспеченность населения торговыми площадями составляет более 150 % (методика расчета по СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). В связи с чем, потребности жителей муниципального образования «Город Саратов» в нестационарных торговых объектах (павильонах, киосках, ларьках) нет. Более того, порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории общего пользования также был установлен Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (утв. решением Саратовской Городской Думы от 27 мая 2010г. № 51-606), согласно которому земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением случаев, предусмотренных п.1.9 настоящего Положения. А именно, допускается размещение нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования «Город Саратов», размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на срок, не превышающий 11 месяцев. Данное обстоятельство также подтверждается п.3.3, п.3.4 Положения «О предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством» (утв.решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632), устанавливающими процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством. Из которых следует, что установка нестационарных торговых объектов в границах территорий общего пользования на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется в соответствии с Положением об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утв.решением Саратовской городской Думы. А срок договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. В данном случае при размещении нестационарных торговых объектов, в том числе сезонных он не должен превышать 11 месяцев. На основании изложенного, следует то, что нарушения единообразия применения и толкования норм права при рассмотрении заявления Чернышовой, Мекшун органами местного самоуправления допущено не было.

Исковые требования Баженова ответчик считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснив, что согласно ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 01 июля 1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его не соответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан обратившихся в суд с соответствующими требованиями. В соответствии со ст.254 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления имеют граждане, организации и иные лица, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт: не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту; нарушает их права и законные интересы. В силу требований ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы, в том числе, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. В рамках представленных полномочий органом местного самоуправления было принято решение Саратовской городской Думы от 27 мая 2010г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов». При издании оспариваемого постановления МО «Город Саратов» руководствовалась, в частности, решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством». Заявитель указывает, что администрация МО «Город Саратов» не имела права руководствоваться данным нормативным актом в связи с тем, что он обратился с заявлением в администрацию 25 марта 2010г. и должен был получить ответ не позднее 09 апреля 2010г. Однако, в своем заявлении Баженов обжалует конкретный ненормативный акт, который был принят 12 ноября 2010г., т.е. в период действия решения Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством» и не мог противоречить действующим муниципальным нормативным актам. Доводы истца о том, что при регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков не подлежит применению указанное Положение, т.к. оно не имеет обратной силы и в период законного срока рассмотрения заявления Баженова о предоставлении земельного участка положение не вступило в законную силу, несостоятельны. Поскольку на момент принятия спорного постановления решение Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632 действовало, соответственно, правоотношения сторон по предоставлению земельного участка в аренду имели место и на момент вынесения указанного постановления администрации, и в свою очередь администрация правомерно руководствовалась данным решением при издании постановления. Таким образом, постановление администрации МО «Город Саратов» от 12 ноября 2010г. № 2764 также издано в соответствии с действующим на момент его издания законодательством, поскольку в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632 размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством. Доводы Баженова относительно факта постановки земельного участка на кадастровый учет также несостоятельны. На основании ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе. Таким образом, доводы истца о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет не свидетельствуют о бесспорном праве истца на предоставление права аренды земельного участка.

Представитель третьего лица Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С. считает заявленные требования Чернышовой, Мекшун не подлежащими удовлетворению, пояснив, что в соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). 03 марта 2010 года Чернышова обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, с кадастровым номером , для целей не связанных со строительством - для размещения объекта торговли, Мекшун обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 212 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , для целей не связанных со строительством - для размещения объекта торговли. К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков. Постановлениями администрации МО «Город Саратов» от 13 августа 2010 года № 1937 Чернышовой, от 24 сентября 2010г. № 2293 Мекшун отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что земельные участки расположены в границах территории общего пользования и не могут быть использован для размещения нестационарного объекта торговли. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (с учетом изменений вступивших в силу 19 мая 2010г.) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего         использования. В соответствии с п.3.1 Правил решения по         землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным          планом города Саратова, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности. В соответствии с разделом 1 Правил разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами. В соответствии с ч.3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Также следует обратить внимание на то, что Чернышова, Мекшун обратились с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ, то есть для целей, не связанных со строительство, следовательно, на испрашиваемом земельном участке предполагается размещение нестационарного торгового объекта. Однако, в соответствии с изменениями в Правила землепользования и застройки (пункт 13.6) размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Такие же положения содержит решение Саратовской городской Думы № 51 -606 от 27 мая 2010г. «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования», а именно земельный участок, расположенный в границах территории общего пользования, не может быть использован для размещения объектов торговли, за исключением нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов. Схемой размещения сезонных нестационарных объектов торговли, утвержденной постановлением администрации МО «Город Саратов» от 05 июля 2010г. № 1635, размещение на испрашиваемых земельных участках объекта торговли не предусмотрено. Оспариваемые постановления вынесены уполномоченным органом, соблюден порядок принятия решения, а также оспариваемые постановления соответствуют требованиям действующего законодательства на момент его вынесения. Требование истцов о возложении обязанности на администрацию МО «Город Саратов» направить в ее адрес проект договора аренды земельного участка заявлены преждевременно, поскольку процедура предоставления права аренды земельного участка, предусмотренная ст.34 Земельного кодекса РФ, предусматривает заключение договора аренды земельного участка в течение двух недель с момента принятия уполномоченным органом решения о предоставлении данного земельного участка в аренду. В случае принятия судом решения об удовлетворении требований истцов об отмене постановлений администрации МО «Город Саратов» от 07 сентября 2010 года № 2138, от 24 сентября 2010г. № 2293 и возложении на администрацию МО «Город Саратов» обязанности предоставить право аренды на испрашиваемые земельные участки, у органа местного самоуправления, в силу закона, возникнет обязанность по заключению с истцами договоров аренды земельных участков. Учитывая изложенное, постановления администрации МО «Город Саратов» вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства, уполномоченным органом, в связи с чем отсутствуют основания для признания вышеуказанных постановлений незаконными.

Заявленные требования Баженова не подлежат удовлетворению, по основаниям изложенным выше. Кроме того, Соловьева пояснила, что постановлением администрации МО «Город Саратов» от 12 ноября 2010г. № 2764 Баженову отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 432 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес>, с кадастровым номером , для целей не связанных со строительством - для размещения объекта торговли в связи с тем, что предоставление права аренды на земельные участки для размещения нестационарного объекта торговли предоставляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством» утверждено Положение о предоставлении земельных участков расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п.3.2 Положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством. Пунктом 3.4 положения установлен срок договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. В частности для размещения нестационарных торговых объектов срок договора аренды земельного участка не может превышать 11 месяцев. Требование истца о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет и о заключении договора аренды на тот же срок противоречит нормам действующего законодательства.

Чернышова Н.Н., Мекшун Е.В., представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» в заседание не явились, о слушании дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ).

В силу требований ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

Уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

Обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса (ч.2).

В указанном пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнении в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5).

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Законом Саратовской области «О земле» от 07 октября 2009г. № 144-ЗСО статья 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г.Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации МО «Город Саратов».

В п.13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280, установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.

03 марта 2010г. Чернышова обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 9 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет.

В установленный двухнедельный срок ее заявление рассмотрено не было.

Решением Волжского районного суда г.Саратова от 16 апреля 2010г. признано незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления Чернышовой о предоставлении указанного земельного участка. На ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 13 августа 2010г. № 1937 Чернышовой отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет.

Основанием к отказу послужило нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования, что исключает возможность его использования для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов; размещение объекта торговли на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Согласно ст.37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1)основные виды разрешенного использования;

2)условно разрешенные виды использования;

3)вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видом использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с п. 3.1 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 (в ред. от 27 апреля 2010г.), решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом МО «Город Саратов», документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что испрашиваемый Чернышовой земельный участок пор адресу <адрес> на пересечении <адрес> и <адрес> расположен в границах территории общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования.

В соответствии с п.п.13.6, 13.7 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», на территориях общего пользования размещение стационарных объектов не допускается. На территориях общего пользования допускается размещение нестационарных торговых объектов, в том числе передвижных сооружений.

Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства), за исключением передвижных сооружений, предоставляются в аренду на срок не более 11 месяцев.

Порядок использования земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования МО «Город Саратов», находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена определяется Положением, утв.решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010г. № 51-606.

Согласно п.1.4 Положения приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования МО «Город Саратов», является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.

Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения:

-клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий;

-детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения);

-площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО;

-остановочных пунктов общественного транспорта (п.1.7).

Допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику МО «Город Саратов», размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев (п.1.9).

Размещение нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Саратов» осуществляется в соответствии с Положением об организации размещения сезонных нестационарных торговых объектов, утв.постановлением администрации МО «Город Саратов» от 06 ноября 2008г., и Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утв. постановлением от 05 июля 2010г. № 1635.

Чернышова деятельность в обозначенных указанным постановлением сферах не осуществляет, адрес <адрес> для размещения торговых объектов в Схему не входит, что подтверждается письмом Комитета по экономике г.Саратова от 11 января 2011г.

Доводы истца о том, что действующая редакция указанных Положений не подлежит применения к правоотношениям сторон, возникшим ранее принятия данных нормативных актов, суд считает несостоятельными.

Ненормативный акт органа местного самоуправления должен соответствовать нормативным актам, регулирующим соответствующие правоотношения и действующим на момент его принятия.

Также следует учитывать, что право аренды для размещения торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов может быть предоставлено на срок не более 11 месяцев, тогда как истцом заявлено о приобретении права аренды сроком на 25 лет.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление об отказе Чернышовой в предоставлении земельного участка в аренду принято уполномоченным органом, соответствует действующим нормативным актам, соответственно оснований для признания его незаконным не имеется.

Мекшун 03 марта 2010г. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 212 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес> с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Решением Волжского районного суда г.Саратова от 04 мая 2010г. признан незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Мекшун о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Данным решением суда на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении спорного земельного участка.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 24 сентября 2010г. № 2293 Мекшун отказано в предоставлении спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования и не может быть использован для размещения отдельно стоящих объектов бытового обслуживания.

При рассмотрении дела из фрагмента карты градостроительного зонирования установлено, что испрашиваемый Мекшун земельный участок расположен в двух территориальных зонах - территории общего пользования (ОП) и                                     зоне      предприятий       городского инфраструктур транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунального хозяйства (ИТ 1).

Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать постановление от 24 сентября 2010г. № 2293 незаконным, поскольку оно не соответствует Правилам землепользования № 27-280, фактическим обстоятельствам дела, поскольку при его издании не учтено, что заявленный земельный участок расположен в двух территориальных зонах.

Баженов 25 марта 2010г. обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 432 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> <адрес>. в аренду сроком на 49 лет для размещения торгового павильона.

Решением Волжского районного суда г.Саратова от 05 августа 2010г. признано незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию решения по заявлению Баженова о предоставлении земельного участка, на администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению истца о предоставлении земельного участка в аренду.

12 ноября 2010г. администрацией МО «Город Саратов» принято постановление от № 2764 об отказе Баженову в предоставлении данного земельного участка. В качестве основания к отказу указано, что размещение отдельно стоящего объекта торговли до 75 кв.м общей площади осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.     

Из письма Комитета по архитектуре г.Саратова от 11 июня 2010г. видно, что спорный земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки). Согласно градостроительным регламентам отдельно стоящие объекты торговли площадью от 150 до 500 кв.м. входят в перечень основных разрешенных видов использования (п.4.13 таблицы 5.1 Правил № 27-280).

Из объяснений Баженова следует, что он намеревался возвести на земельном участке торговый павильон площадью 350 кв.м, что подтверждается также эскизным проектом, т.е. стационарный объект торговли площадью свыше 150 кв.м.

Представитель ответчика не смог пояснить, на чем основан вывод в постановлении, что Баженовым испрашивается земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта площадью до 75 кв.м, поскольку таких заявлений и документов истцом не подавалось.

Кроме того, администрацией не проверена цель получения Баженовым земельного участка в аренду. Им подано заявление о приобретении земельного участка для целей не связанных со строительством. Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что истец намеревается возвести стационарный торговый павильон площадью 350 кв.м.

В п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства признаются - здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Учитывая приведенное выше, суд приходит к выводу, что постановление об отказе в предоставлении Баженову земельного участка было принято без соблюдения Правил № 27-280, без надлежащего установления фактических обстоятельств, поэтому не может быть признано законным.

Администрации МО «Город Саратов» следует повторно в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления Мекшун и Баженова и принять по ним законное и обоснованное решение.

Суд не вправе рассмотреть по существу требования Мекшун и Баженова о наличии или отсутствии у них права на получение права аренды земельных участков, поскольку это является компетенцией органа местного самоуправления. В связи с этим в удовлетворении требований о понуждении ответчика предоставить в аренду земельные участки и направить договор аренды должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Чернышовой Наталье Николаевне в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным, понуждении к предоставлению земельного участка и направлению проекта договора аренды земельного участка отказать в полном объеме.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 сентября 2010г. № 2293 об отказе Мекшун Елене Владимировне в предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес>., кадастровый номер .

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторно рассмотреть заявление Мекшун Елены Владимировны от 03 марта 2010г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес>., кадастровый номер , в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части иска Мекшун Е.В. отказать.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12 ноября 2010г. № 2764 об отказе Баженову Сергею Владимировичу в предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес> кадастровый номер .

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторно рассмотреть заявление Баженова Сергея Владимировича от 15 марта 2010г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес>., кадастровый номер в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части иска Баженову С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья