Дело №2-160/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 января 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего: судьи Ионовой А.Н., при секретаре Акимове Д.С., с участием прокурора Бизяева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинкевич А.В. к Комитету социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и единовременном взыскании задолженности, УСТАНОВИЛ: Зинкевич А.А. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области, просит признать право Зинкевича А.А. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью начиная с 03 марта 2004 года; обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить к выплате ежемесячно Зинкевичу А.А. за счёт средств федерального бюджета, начиная с 01 декабря 2010 года, денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере десять тысяч девятьсот четырнадцать рублей 51 копейка с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить к выплате единовременно Зинкевичу А.А. за счёт средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 03 апреля 2004 года по 30 ноября 2010 года в размере триста пятьдесят девять тысяч шестьсот девяносто пять рублей 68 копеек. В обоснование иска указано, что Зинкевич А.А. является инвалидом 2-ой группы. Первично инвалидность устанавливалась по общему заболеванию сроком на один год при освидетельствовании в ГУ Профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социального развития Саратовской области с 03 по 10 марта 2004 года и тогда же дана рекомендация решить в установленном порядке вопрос о связи инвалидности с участием Зинкевича А. А. в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В подтверждение инвалидности и её причины ему была выдана соответствующая справка. 13 июля 2005 года Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" МЧС России в своём решении на заседании № 549 дал заключение о связи инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 31 августа 2005 года при освидетельствовании Зинкевич А.А. в филиале № 12 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области ему была установлена бессрочно инвалидность 2-ой группы по заболеванию, полученному в результате выполнения иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС (акт освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ). При этом прежняя справка об инвалидности и её причине была заменена на новую с указанием даты установления инвалидности 31 августа 2005 года. После чего 11 октября 2005 года орган социальной защиты населения выдал Зинкевич А.А. удостоверение перенесшего заболевания, связанного с радиационным воздействием; ставшего инвалидом. Вышеизложенное подтверждается: ксерокопией справки о 2-ой группе инвалидности по общему заболеванию сер. МСЭ-2001 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГУ Профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социального развития Саратовской области; извещением лечебно-профилактического учреждения о заключении учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета на заседании №549 от 13 июля 2005 года; справкой серии МСЭ-2004 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом № 12 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области; удостоверением, перенесшего заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом ФИО10 №, выданным 11 октября 2005 года Управлением социальной защиты населения Саратовского района. Зинкевич А.А. согласно п. 15 ч.1 ст. 14 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. № 1244-1 (далее Закон) органом социальной защиты населения назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Датой назначения и начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является 11 октября 2005 года, что связано с обращением Зинкевич А.А. в орган социальной защиты населения с предоставлением всех необходимых документов. Однако Зинкевич А.А. считает, что правильной датой назначения и начала выплаты компенсации необходимо считать 03 марта 2004 года, то есть дату начала первичного освидетельствования, с которой бесспорно связывается событие инвалидности, несмотря на то, что правовые последствия для реализации заявительного порядка назначения и начала выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (страховой случай) возникли только после подтверждения 13 июля 2005 года Межведомственным экспертном советом причинной связи его (Зинкевич А.А.) инвалидности с его (Зинкевич А.А) участием в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Так же истец считает, что в филиале № 12 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области при выдаче справки серии МСЭ-2004 № не имели права указывать в ней 31 августа 2005 года как дату установления инвалидности, поскольку это является прямым нарушением требований статей 3,15 закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ и пункта 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95. Допущенная неправильность в указании даты установления инвалидности привела орган социальной защиты населения при назначении выплаты к необоснованному исключению периода с 03 марта 2004 года по 10 октября 2005 года. Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 03 марта 2004 года (то есть до вступления в силу Закона в редакции 31-ФЗ) даёт основание к перерасчёту размера выплат с применением коэффициентов 1.52, 1.41, 1.135, в соответствии с приложенным к иску расчетом, учитывающих рост величины прожиточного минимума пенсионеров Саратовской области в 2002, 2003 и 2004 годах соответственно, что выше установленного уровня инфляции и улучшает положение Зинкевич А.А.. Зинкевич А.А. считает, что изложенное нарушенное его (истца) право на получение возмещения вреда в полном объёме и может быть восстановлено в судебном порядке: путем дополнительной индексации с единовременным взысканием недополученных денежных сумм согласно предоставленным им расчетам. Зинкевич А.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие истца. Зараковский С.Д., по доверенности представляющий интересы истца, полностью поддержал доводы, изложенные в иске, считает, что исковые требования Зинкевич А.А. основаны на законе, просит их удовлетворить в полном объеме. Метлина Л.Ф., представляющая интересы ответчика, Комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, просит в иске отказать. Метлина Л.Ф. пояснила, что на основании заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью от 11.10.2005 года Зинкевич А.А., инвалиду 2 группы, с 11.10.2005г. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 3829,50 рублей. Произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.01.2002г на коэффициенты прожиточного минимума для пенсионеров за 2002г.,2003г., комитет не вправе, поскольку право истца на получение выплат в связи с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС возникло с момента получения удостоверения и обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, то есть, с 11.10.2005г.. Истцом заявлены требования о взыскании задолженности по выплате ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью начиная с 05.02.2002г., тогда как в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан возникает за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска. Кроме того, Зинкевич А.А. 03.03.2004 г., т.е. на момент первичного освидетельствования в бюро МСЭ, документа, подтверждающего причинную связь его заболевания с радиационным воздействием, не имел, был признан инвалидом вследствие общего заболевания. Причинная связь была установлена решением межведомственного экспертного совета от 15 июля 2005г.. 5 сентября 2005г. Зинкевич А.А. получил справку бюро МСЭ, подтверждающую связь его заболевания с радиационным воздействием. В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на меры социальной поддержки возникает с момента предъявления специального удостоверения инвалида вследствие заболевания, вызванного радиационным воздействием. 11.10.2005г. Зинкевич А.А.получил удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы носит заявительный характер. Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации определен пунктами 4, 5, 7 Порядка выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 607 и разъяснением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 года № 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83 (с изменениями от 10 ноября 2002 г.). Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. На основании заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью от 11.10.2005 года истцу, инвалиду 2 группы с причиной инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на ЧАЭС, с 11.10.2005г. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере, установленном действующим законодательством. Кроме того, Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», на который в исковом заявлении истец ссылается, не может применяться при рассмотрении настоящего дела, поскольку в соответствии с письмом Фонда социального страхования РФ от 25.04.2000г. № выплаты по возмещению вреда чернобыльцам не относятся к страховым выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19 июня 2002 г. № 11-П так же указал на то, что возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию. Данные компенсационные выплаты отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан. Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, согласно абзаца 2 пункта 5.2. Кузина О.А., представитель Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Саратовской области», с исковыми требованиями Зинкевич А.А. не согласна, просит в удовлетворении иска отказать, суду пояснила следующее. Зинкевич А.А. впервые освидетельствован в профпатологическом бюро медико-социальной экспертизы 03.03.2004 года, признан инвалидом второй группы сроком на 1 год (до 01.04.2005 года) с формулировкой причины инвалидности «общее заболевание», о чем ему выдана справка серии МСЭ-2001 №. 23.03.2005 года при переосвидетельствовании в филиале №12 ФГУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» (до 01.01.2005 года - профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы) Зинкевич А.А. установлена вторая группа инвалидности сроком на 1 год (до 01.04.2006 года) с формулировкой причины инвалидности «общее заболевание», о чем ему выдана справка серии МСЭ - 2004 №. 31.08.2005 года Зинкевич А.А. обратился в филиал №12 с заявлением об изменении причины инвалидности. На основании вышеуказанного заявления, заключения С-Петербургского межведомственного экспертного совета № от 15.07.2005 года, справки Саратовского районного военного комиссариата Саратовской области № от 16.12.1994 года, удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году серии Р № от 18.07.2005 года Зинкевич А.А. изменена причина инвалидности на «заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», выписана справка серии МСЭ-2004 №. С 31.08.2005 года до настоящего времени Зинкевич А.А. в ФГУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» не обращался. 29.11.2010 года в Ленинский районный суд г.Саратова подан иск о признании за Зинкевич А.А. права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью начиная с 03.03.2004 года и понуждении выплаты задолженности по ежемесячной денежной компенсации с 03.04.2004 года. истец считает, что 31.08.2005 года филиалом №12 при оформлении справки МСЭ-2004 № в строке «дата установления инвалидности» неправомочно указано 31.08.2005 года, что повлекло при назначении выплат к необоснованному исключению периода с 03.03.2004 года по 10.10.2005 года. В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.3 и ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 14 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Кузина О.А. считает, что Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту). Документами, подтверждающими право застрахованного гражданина на возмещение по страхованию, являются акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акт о случае профессионального заболевания. Поскольку Зинкевич А.А. получил повреждение здоровья при других обстоятельствах, следовательно, положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в данном случае неприменимы. Ссылку истца на то, что 31.08.2005 года справка МСЭ-2004 № оформлена с нарушением п. 14 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Кузина О.А. считает необоснованной, поскольку данный нормативный правовой акт вступил в законную силу после освидетельствования Зинкевич А.А. в филиале № 12. При освидетельствовании Зинкевич А.А. в филиале №12 31.08.2005 года применялись следующие нормативные документы: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. №17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», Постановление Минтруда РФ от 30 марта 2004 г. №41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения». Согласно п.21 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 причинами инвалидности являлись: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливало, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывало содействие гражданину в поиске необходимых документов, после получения которых, причина инвалидности изменялась без дополнительного очного освидетельствования инвалида. Согласно п. 12 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. №17 причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на » Чернобыльской АЭС. Согласно п.20 вышеназванного Постановления, причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности. Согласно п.2 Постановления Минтруда РФ от 30 марта 2004 г. №41 в строке «дата установления инвалидности» указывалась дата поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом. Кузина О.А, считает, что ФГУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» при освидетельствовании Зинкевич А.А. действовало в соответствии с законодательством РФ, а также в соответствии с полномочиями, задачами и функциями, возложенными на федеральное государственное учреждение законодательством РФ, свои обязанности выполнило в полном объеме. Сергеева Т.Г., так же по доверенности представляющая интересы ФГУ «ГБ МСЭ по Саратовской области», полностью поддерживает возражения, изложенные Кузиной О.А., просит в иске Зинкевич А.А. отказать. Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, суд пришел к следующему выводу. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В ст.1 ФЗ Закон РФ от 15.05.1991 №244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон №244-1) указано: «Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы». Статьей 2 Закона №244-1 установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними. Гражданам Российской Федерации, указано в ст.3 Закона №244-1, гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. По правилам ст.4 указанного закона, социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Право на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у гражданина правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуации. В ст.24 Закона №1244-1 указано, что под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что Зинкевич А.А. впервые освидетельствован в профпатологическом бюро медико-социальной экспертизы 03.03.2004 года, признан инвалидом второй группы сроком на 1 год (до 01.04.2005 года) с указанием причины инвалидности - «общее заболевание», о чем ему выдана справка серии МСЭ-2001 №. 10 марта 2004 года Зинкевич А.А. выдано извещение лечебно-профилактического учреждения о заключении учреждения государственной службы медитко-социальной экспертизы, рекомендовано решить в установленном порядке вопрос о связи инвалидности с участием Зинкевич А. А. в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. 23.03.2005 года при переосвидетельствовании в профпатологическом бюро медико-социальной экспертизы Зинкевичу А.А. установлена вторая группа инвалидности сроком на 1 год (до 01.04.2006 года) с формулировкой причины инвалидности «общее заболевание», о чем ему так же была выдана соответствующая справка. 13 июля 2005 года Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" МЧС России в своём решении на заседании № дал заключение о связи инвалидности Зинкевич А.А. с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 31.08.2005 года Зинкевич А.А. обратился в филиал №12 с заявлением об изменении причины инвалидности. На основании вышеуказанного заявления, заключения С-Петербургского межведомственного экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ, справки Саратовского районного военного комиссариата Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году серии Р № от 18.07.2005 года Зинкевич А.А. изменена причина инвалидности на «заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», выдана соответствующая справка серии МСЭ-2004 №. 11.10.2005 года Зинкевич А.А. выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, ФИО10 №. Как следует из справки Комитета социальной защиты населения г. Саратова от 29 сентября 2010 года №, Зинкевич А.А. состоит на учете в Комитете социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области как инвалид 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы с 11.10.2005 года; истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью размер которой с учетом ежегодной индексации составляет: с 11.10.2005г.-3829,50 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2007 №143); с 01.01.2006г.- 4174,16 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2007 №143); с 01.01.2007г.- 4508,09 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 №171); с 01.01.2008г.- 4981,44 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.2008 №655); с 01.01.2009г.-5629,03 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 07.07.2009 №545); с 01.01.2010г.-6191,93 рубля (согласно Постановлению Правительства РФ от 16.12.2009 №1024). Что изложенные обстоятельства имеют место, сторонами не оспаривается. Истец считает, что правильной датой назначения и начала выплаты компенсации необходимо считать 03 марта 2004 года, то есть дату начала первичного освидетельствования Зинкевич А.А.. Зараковский С.Д., представляющий интересы истца, так же считает, что событие инвалидности бесспорно связывается с 03 марта 2004 года, хотя что правовые последствия для реализации заявительного порядка назначения и начала выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (страховой случай) возникли только после подтверждения 13 июля 2005 года вышеупомянутым межведомственным экспертном советом причинной связи инвалидности Зинкевича А.А. с его участием в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Зараковский С.Д. считает, что в филиале № 12 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области при выдаче справки серии МСЭ-2004 № не имели права указывать в ней 31 августа 2005 года как дату установления инвалидности, поскольку это является прямым нарушением требований статей 3,15 закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ и пункта 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95, что допущенная неправильность в указании даты установления инвалидности привела орган социальной защиты населения при назначении выплаты к необоснованному исключению периода с 03 марта 2004 года по 10 октября 2005 года. По мнению Зараковского С.Д., и в решении межведомственного экспертного совета от 13.07.2005 года причинная связь инвалидности с радиационным воздействием в результате Чернобыльской АЭС усматривается с 2003 года. Суд не может согласиться с указанными утверждениями истца и его представителя, считает их ошибочными в силу следующего. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях. Документами, подтверждающими право застрахованного гражданина на возмещение по страхованию, являются акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акт о случае профессионального заболевания. Зинкевич А.А. получил повреждение здоровья при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Следовательно, положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ в данном случае неприменимы. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19 июня 2002 г. № 11-П так же указал на то, что возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию. Данные компенсационные выплаты отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан. Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей (абзац 2 пункта 5.2). В данном случае порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан воздействием радиации регулируется Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ссылка представителя истца на то, что 31.08.2005 года справка МСЭ-2004 № оформлена с нарушением п.14 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006г.№95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» необоснованна, указанное Постановление вступило в законную силу после освидетельствования Зинкевич А.А.. В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами», действовавшего в период освидетельствования Зинкевич А.А. 31.08.2005г. – 05.09.2005г., гражданину, признанному инвалидом выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Порядок заполнения формы справки об инвалидности регламентирован Постановлением Минтруда РФ от 30 марта 2004 г. №41 «Об утверждении формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения». В соответствии с п.3 данного документа в строке справки «дата установления инвалидности» указывается дата представления инвалидом документов, являющихся основанием для изменения инвалидности. Об изменении причины инвалидности со дня представления документов в учреждение медико-социальной экспертизы говорится и в п.20 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. №17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»: причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий, ранений, травм, контузий, заболеваний, приведших к инвалидности. Такой документ (решение межведомственного экспертного совета) Зинкевич А.А. впервые получен 13.07.2005 года после его обращения в Санкт – Петербургский межведомственный экспертный совет. То есть, Зинкевич А.А. 03.03.2004г. - на момент первичного освидетельствования в бюро МСЭ, документа, подтверждающего причинную связь его заболевания с радиационным воздействием, не имел, был признан инвалидом вследствие общего заболевания. Причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС»,согласно п.12 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. №17, устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п.17 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. №17 при наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя. Как указано выше, 31.08.2005 года только после обращения Зинкевич А.А. в филиал №12 с заявлением об изменении причины инвалидности и представленных в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством документов: удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году серии Р № от 18.07.2005 года, заключения межведомственного экспертного совета № от 15.07.2005 года, по выбору Зинкевич А.А. без дополнительного очного освидетельствования была установлена причина инвалидности «заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», о чем выписана справка серии МСЭ-2004 №. Согласно ст.24 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», под причинной связью заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. В первоначальной редакции ст.24 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действовавшей до 01.01.2005 года предусматривалось, что при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. Согласно данному перечню, утвержденному Приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26.05.1999 года № 198/85, в безусловном порядке устанавливалась причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС при острой и хронической лучевой болезни, лучевой катаракте, лучевых ожогах, лейкозах, анемии, злокачественных новообразованиях (всего 20 наименований). Поскольку заболевание Зинкевича А.А. в данный перечень не входило, установление причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы относилось к компетенции межведомственного экспертного совета и не могло рассматриваться филиалом №12. В полномочия специалистов учреждения медико-социальной экспертизы входит лишь право разъяснения гражданину направить документы в межведомственный экспертный совет для установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Указанное было исполнено: Зинкевич А.А. 10.03.2004 года выдано извещение – рекомендация о направлении документов в Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет для решения вопроса о связи инвалидности с аварией на чернобыльской АЭС. В соответствии с «Инструкцией о порядке направления в межведомственные экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию», совет принимает на рассмотрение случаи заболевания, инвалидности и смерти, направленные органами здравоохранения и социального обеспечения. Для рассмотрения вопроса об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием на экспертный Совет представляются: - заявление; - направление органов здравоохранения или социального обеспечения; - выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия; - материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии; - при наличии инвалидности - справка о прохождении ВТЭК с указанием группы инвалидности и процента потери трудоспособности, копия формы №88у; - копия удостоверения лица, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, или иной документ о праве на льготы. Поступившие материалы в экспертных Советах рассматриваются в срок не более двух месяцев. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, как уже указывалось судом, носит заявительный характер. Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации определен пунктами 4, 5, 7 Порядка выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 607 и разъяснением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 года № 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83 (с изменениями от 10 ноября 2002 г.) Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. На основании заявления Зинкевич А.А. о назначении ежемесячной денежной компенсаций в возмещение вреда здоровью от 11.10.2005 года истцу, инвалиду 2 группы с причиной инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на ЧАЭС, с 11.10.2005г. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере, установленном действующим законодательством. Таким образом, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникло у Зинкевич А.А. с момента получения удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшим инвалидом, и обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, то есть, с 11.10.2005г.. На основании изложенного, суд пришел к выводу, что правовых оснований для признания за Зинкевич А.А. права получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, начиная с 03 марта 2004 года отсутствуют. Следовательно, нет задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 03.03.2004г. по 11.10.2005г., оснований для изменения размера ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью. В удовлетворении иска Зинкевич А.А. к Комитету социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и единовременном взыскании задолженности необходимо отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Зинкевич А.А, в признании за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, начиная с 03 марта 2004 года, в возложении на Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области обязанности назначить к выплате ежемесячно Зинкевич А.А. за счёт средств федерального бюджета, начиная с 01 декабря 2010 года, денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 10914 (десять тысяч девятьсот четырнадцать) рублей 51 копейка с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и назначении к выплате единовременно Зинкевич А.А. за счёт средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 03 апреля 2004 года по 30 ноября 2010 года в размере триста пятьдесят девять тысяч шестьсот девяносто пять рублей 68 копеек. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья: