2-474/2011 решение от 28.01.2011 г.



Дело № 2-474/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ионовой А.Н.,

при секретаре Акимове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовского В.А. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждении к рассмотрению по существу заявления о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Борисовский В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Саратов по непринятию решения о предоставлении участка для индивидуального жилищного строительства с адресным ориентиром: г.Саратов, <адрес>, в Ленинском районе, просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка.

В обоснование заявления указано, что в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» Борисовским В.А. были поданы два заявления от 08.09.2010 года о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с адресным ориентиром : г. Саратов, <адрес>, в Ленинском районе. В соответствии с законодательством решение принимается в месячный срок. Администрация муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени не приняла решение по указанному заявлению, чем нарушены права Борисовского В.А..

В судебном заседании Борисовский В.А., заявление поддержал, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию решения по его (Борисовского В.А.) заявлению о предоставлении земельного участка под строительство, просит обязать администрацию принять решение по заявлению Борисовского В.А. от 08.09.2010 г. о предоставлении земельного участка под строительство.

Представитель администрации МО «Город Саратов» Бычкова В.В. пояснила, что, в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.1009 года №2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Указанное постановление пленума в п. 28 указывает: «Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований». Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято». 09 сентября 2010 года в приемную по обращениям граждан администрации муниципального образования «Город Саратов» поступило заявление Борисовского В.А. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Администрация МО «Город Саратов», получив заявление заявителя, перенаправила данное заявление в комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов». В соответствии с Положением о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 г. комитет осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «Город Саратов». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было разъяснено о необходимости предоставления требуемых согласований и уточнения площади испрашиваемого земельного участка. В связи с вышеизложенным доводы истца о бездействии администрации МО «Город Саратов» не состоятельны, а заявление о предоставлении земельного участка можно считать рассмотренным. Бычкова В.В. просит в удовлетворении требований Борисовского В.А. отказать.

Представитель комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Маркелова Д.А. суду пояснила, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). 08 сентября 2010 года Борисовский В.А. обратился в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства с адресным ориентиром: г. Саратов, <адрес>, Ленинский район. Предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации без предварительного согласования места размещения объекта с проведением работ по формированию земельного участка, т.е. работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В связи с чем, и на основании заявления Борисовского В.А. с приложенными к нему документами была изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Об изготовлении схемы Борисовский В.А. был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (далее - «Правила»), утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595., испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-3 (зона сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа), что соответствует основному разрешенному виду использования земельных участков в данной территориальной зоне. Из представленной Борисовским В.А. схемы следует, что формирование рассматриваемого земельного участка происходит из земельного участка, обремененного инженерно-техническими сетями - водопроводом, линией электропередач, газопроводом. Для дальнейшего рассмотрения заявления Борисовского В. А., необходимо было представить согласования балансодержателей перечисленных инженерно-технических сетей. О чем заявитель был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с выше изложенным, схема расположения земельного участка не подлежит утверждению в связи с тем, что отсутствуют согласования балансодержателей сетей инженерно-технического обеспечения, которые проходят через испрашиваемый земельный участок. В соответствии с п. 1.57 решения Саратовской городской Думы от 24 апреля 2010 г. № 50-595 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», п. 44.2 установлены предельные размеры вновь предоставляемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства - максимальный размер составляет 1200 кв.м. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 2023 кв.м., что значительно превышает предельно допустимый размер земельного участка. Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не дал отказ в предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства с адресным ориентиром : г. Саратов, ул. <адрес>, Ленинский район., а направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ года о необходимости предоставления требуемых согласований и уточнения площади испрашиваемого земельного участка, в соответствии с Правилами. Однако, по настоящее время ни согласования, ни уточнения площади испрашиваемого земельного участка не были представлены. На основании вышеизложенного, Мркелова Д..А. считает, что бездействие Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в данной ситуации отсутствует и требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

08 сентября 2010 года в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» Борисовским В.А. были поданы два заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с адресным ориентиром : г. Саратов, <адрес>, в Ленинском районе.

К заявлению он приложил кадастровый план земельного участка, копию санитарно-эпидемиологического заключения, сведения об информировании органом местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, заключение комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок.

В представленном суду экземпляре заявления Борисовского В.А. стоит штамп администрации муниципального образования «Горорд Саратов» с датой 09.09.2010 года и входящим .

Указанные факты сторонами не оспариваются.

Однако до момента рассмотрения дела судом решение по заявлению Смирновой не принято, хотя установленный законом срок рассмотрения истек.

Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в ст.30 ЗК РФ

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ст.14 Федерального закона от 6октября2003г. №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В п.13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.

Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что администраций муниципального образования заявление Смирновой о предоставлении земельного участка в аренду должно быть разрешено в течение двух недель.

Решение администрацией муниципального образования "Город Саратов" по заявлению Борисовского В.А. от 08.09.2010 года до настоящего времени не вынесено.

Таким образом, судом установлено бездействие администрации по не рассмотрению в определенный законом срок заявления гражданина о предоставлении права на земельный участок.

Доводы администрации о том, что бездействия с ее стороны не допущено, поскольку заявление было перенаправлено в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» суд считает несостоятельными.

Поскольку заявление Борисовского В.А. поступило в администрацию МО «Город Саратов», на которой лежала обязанность по его рассмотрению, именно администрация должна принять решение по этому заявлению в установленный законом срок независимо от внутреннего порядка прохождения и согласования документов структурными подразделениями администрации.

С учетом изложенного, суд находит требования Борисовского В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению в установленный срок заявления Борисовского В.А. от 08 сентября 2010 года о предоставлении земельного участка по адресу г.Саратов, <адрес>, в Ленинском районе.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Борисовского В.А. от 08 сентября 2010 г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу г. Саратов, <адрес>, в Ленинском районе, в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья