2-248/11 от 17.01.2011



Дело № 2-248/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года

г. Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Терентьевой Н.А.

при секретаре Жигине М.В.

представителя Мариной Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюжевой Татьяны Петровны к УПФР в Ленинском районе г.Саратова о признании права на пенсию, о понуждении к включению в специальный педагогический стаж периодов работы

У С Т А Н О В И Л:

Дюжева Т.П. обратилась в суд с иском, в котором просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости с 22.10.2010г., признать решение УПФР в Ленинском районе г.Саратова от 28.10.2010г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Ленинском районе г.Саратова ( незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов работы: с 26.06.1989г. по 30.11.1989г. в должности воспитателя в детском саду (период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет); с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. в должности воспитателя в детском саду №190 (периоды учебных отпусков); с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления » (периоды нахождения на курсах усовершенствования), обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с 26.06.1989г. по 30.11.1989г. в должности воспитателя в детском саду №190 (период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет); с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. в должности воспитателя в детском саду №190 (периоды учебных отпусков); с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» (периоды нахождения на курсах усовершенствования) и назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения - с 22.10.2010г., взыскать с ответчика понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, обосновывая свои требования тем, чтоСписком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрена должность: «воспитатель», а также пунктом 1.8. раздела «Наименование учреждений» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли - сад (сад - ясли), детские ясли. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, который действовал в спорный период работы 1989 - 1998 гг., также предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) и должность «воспитатель». Отказывая ей во включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, УПФ РФ неправомерно ограничило ее в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, что не соответствует п.3 ст.55 Конституции РФ. Пленум Верховного Суда РФ в своём постановлении от 20.12.2005 г. №25 разъяснил, что при решении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Трудовым кодексом РФ предусмотрено предоставление работникам, обучающимся без отрыва от производства, дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка.

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не указаны периоды учебных отпусков. Следовательно, периоды учебных отпусков - с 03.07.1995 г. по 05.07.1995 г., с 06.12.1995 г. по 05.01.1996 г., с 01.04.1996 г. по 27.04.1996 г., с 18.11.1996 г. по 07.12.1996 г., с 24.02.1997 г. по 28.03.1997 г.. с 10.11.1997 г. по 09.12.1997 г., с 05.01.1998 г. по 05.05.1998 г. в должности воспитателя в детском саду №190 (всего 08 мес. 26 дней) подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также не указаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя. Повышение квалификации по направлению работодателя является обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работником в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохраняется заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в полном объёме подтверждается справкой №292 от 16 ноября 2010 г. Считает, что периоды ее работы с 02.02.2004 г. по 20.02.2004 г. и с 02.02.2009 г. по 21.02.2009 г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» (периоды нахождения на курсах усовершенствования (всего 01 мес. 09 дней) подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В судебном заседании истец Дюжева Т.П., свои требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснив, что периоды ее работы подтверждены трудовой книжкой. Считает не обоснованным решение комиссии по пенсионным вопросам при УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова, т.к. им нарушено её право на получение пенсии.

Представитель УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова иск не признал и пояснила, что согласно п.п.10 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, проработавшим в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. При определении права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью п.п.10 п.1 ст.28 названного Закона применяется в совокупности с п.3 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными нормативными актами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

Стаж на соответствующих видах работ, рассчитанный в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П составляет 23 года 08 месяцев 25 дней.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. :действовавшие на 31 декабря 2001г. К таким нормативным правовым актам, в частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 11067 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 1 ноября 1999г. и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (с 12.11.2002г.) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. № 2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

В Определении от 19.06.2007г. № 436-0-0 Конституционный суд РФ отмечает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ.

Дюжева Т.П. не могла рассчитывать на включение в трудовой стаж периодов с 26.06.1989г. по 30.10.1989г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. нахождения в учебных отпусках и с 02.02.2004г. по 20.02.2004г., с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. нахождения на курсах усовершенствования, т.к. включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни постановлением от 06.09.1991г. №463, ни постановлением Правительства РСФСР от 22.09.1999г. № 1067, ни разъяснением от 22.05.1996г. №5, ни Правилами от 29.10.2001г. №781, ни Правилами от 11.07.2002г. №516.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 26.06.1989г. по 30.10.1989г. не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как включение данного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено нормами Постановления Конституционного Суда Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением 2-П.

Согласно статье 167 Кодекса Законов о труде Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г.) женщине (по ее желанию) предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет впервые нашло свое законодательное закрепление в КЗоТ РФ только посредством принятия Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР», который в свою очередь исключил возможность зачета периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком из стажа работы в целях назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет не предусмотрен пунктом 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5.

Кроме того, постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11 было утверждено разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», которое в полной мере урегулировало данный вопрос. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 указанного разъяснения в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, также засчитывалось только время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление досрочного пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной деятельности, а лишь с которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Периоды нахождения на курсах усовершенствования, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и периоды учебных отпусков явно не относятся к периодам повышенной профессиональной нагрузки.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 17.12.2004г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией при наличии всех необходимых документов. В связи с тем, что на день обращения за назначением пенсии у Дюжевой Т.П. не было всех необходимых документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, назначение ей пенсии с 22.10.2010г. неправомерно.

Указала, что взыскание с УПФР в Ленинском районе г. Саратова государственной пошлины в сумме 200 рублей незаконным и необоснованным по следующим основаниям: На основании письма Министерства финансов РФ от 13.10.05г. №03-06-03-03/53 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 главы 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

При применении данного положения Кодекса, упомянутые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям только в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2005 года №КАС05-068). Учитывая изложенное, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, также как и государственные органы, при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в соответствии с федеральными законами в защиту государственных и общественных интересов, как истцы, будут освобождены от уплаты государственной пошлины.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 7 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 11 ст. 28 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей".

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности воспитателя и старшего воспитателя.

Согласно ч.1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

По записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым законы, иные нормативные правовые акты, а также трудовой договор связывают возможность реализации тех или иных прав, а также предоставление определенных льгот и преимуществ.

Из материалов дела следует, что Дюжева Т.П. в период с 16 июля 1984 года работала в должности воспитателя в детском саду № 190 Саратовского завода технического стекла. С 26.06.1989 года по 30.11.1989 года находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 01.07.1994 года работает в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад» присмотра и оздоровления». В периоды с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. Дюжева Т.П. находилась в учебных отпусках (курсах повышения квалификации) с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. на курсах усовершенствования.

Согласно решения комиссии по пенсионным вопросам при УПФ в Ленинском районе г. Саратова № 252 от 28.10.2010г. Дюжевой Т.П. отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, а именно 25 лет стажа педагогической деятельности.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.10.2010 года № 252 исключены из специального педагогического стажа периоды с 26.06.1989 года по 30.11.1989 года нахождение в отпуске по уходу за ребенком, с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. нахождение в учебных отпусках (курсах повышения квалификации) с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. на курсах усовершенствования.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных за период до 01.01.2002 года, могут применяться правила и нормы законодательства, действующего до введения нового правового регулирования.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 24 мая 2001 года, указано, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть2), и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранения разумной стабильности правого регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно разъяснениям «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденным постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70), расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 п.п. «а» Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 дет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения Дюжевой Т.П. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период с 26.06.1989 года по 30.11.1989 года подлежит включению в стаж работы истицы.

Судом установлено, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. не включены в стаж работы Дюжевой Т.П., необходимого для назначения пенсии.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно справки Комитета образования Администрации муниципального образования «Город Саратов» в период нахождения в учебных отпусках у Дюжевой имелось полное сохранение средней заработной платы с отчислением в ПФРФ. (л.д. 21).

Данное обстоятельство также подтверждено справкой о размере заработной платы. (л.д. 22).

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В связи с этим отказ ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации является неправомерным.

Таким образом, у истицы на момент обращения за назначением пенсии имелось более 25 лет специального стажа.

При таких обстоятельствах суд считает решение УПФР в Ленинском районе г.Саратова №252 от 28.10.2010г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Ленинском районе г.Саратова (протокол №3975 от 28.10.2010г.) незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов работы: с 26.06.1989г. по 30.11.1989г. в должности воспитателя в детском саду №190 (период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет); с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. в должности воспитателя в детском саду №190 (периоды учебных отпусков); с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» (периоды нахождения на курсах усовершенствования), и считает возможным признать право Дюжевой Т.П. на назначение досрочной пенсии за выслугу лет с момента ее обращения 22.10.2010 года.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные ею расходы на оплату госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать право Дюжевой Татьяны Петровны на досрочную трудовую пенсию по старости с 22.10.2010г.

Признать решение УПФР в Ленинском районе г.Саратова №252 от 28.10.2010г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Ленинском районе г.Саратова (протокол №3975 от 28.10.2010г.) незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов работы: с 26.06.1989г. по 30.11.1989г. в должности воспитателя в детском саду №190 (период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет); с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. в должности воспитателя в детском саду №190 (периоды учебных отпусков); с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» (периоды нахождения на курсах усовершенствования).

Обязать УПФР в Ленинском районе г.Саратова включить в специальный педагогический стаж работы Дюжевой Татьяны Петровны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с 26.06.1989г. по 30.11.1989г. в должности воспитателя в детском саду №190 (период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет); с 03.07.1995г. по 05.07.1995г., с 06.12.1995г. по 05.01.1996г., с 01.04.1996г. по 27.04.1996г., с 18.11.1996г. по 07.12.1996г., с 24.02.1997г. по 28.03.1997г., с 10.11.1997г. по 09.12.1997г., с 05.01.1998г. по 05.05.1998г. в должности воспитателя в детском саду №190 (периоды учебных отпусков); с 02.02.2004г. по 20.02.2004г. и с 02.02.2009г. по 21.02.2009г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» (периоды нахождения на курсах усовершенствования) и назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения - с 22.10.2010г.

Взыскать с УПФР в Ленинском районе г.Саратова понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья

Н.А. Терентьева