Дело № 2-198/2011 Именем Российской Федерации 28 января 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Жидковой Т.С. с участием представителя заявителя Чукалина И.В., представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» Резвовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Айрапетян Татьяны Александровны об оспаривании действий органа государственного кадастрового учета, У С Т А Н О В И Л: Айрапетян Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа кадастрового учета. В обоснование заявления Айрапетян Т.А. указала, что 30 ноября 2009г. приобрела в собственность земельный участок площадью 6247 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и два находящихся на нем нежилых здания - пождепо общей площадью 1235 кв.м и сарай-склад общей площадью 100,5 кв.м. В августе 2010г. Айрапетян получила из Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Саратова налоговое уведомление №77296 на уплату физическим лицом земельного налога за 2010г., в котором налоговая база по земельному налогу за 2009г. была указана в размере 14142771 руб., а за 2010г. - 46096738 руб., т.е. кадастровая стоимость земельного участка в период с 23 октября 2009г. по 31 декабря 2009г. увеличилась более чем в 3 раза. Разрешенное использование земельного участка не изменялось, новых норм по вопросам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области не принималось. Айрапетян был получен кадастровый паспорт земельного участка №, выданный управлением Росреестра по Саратовской области 1 октября 2010г., в нем кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 46096737,94 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 7379,02 руб. Другие сведения по сравнению с предыдущим кадастровым паспортом не изменились. Среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале №, в котором расположен земельный участок заявителя, были утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009г. №270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» и с этого момента не менялась. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, разрешенное использование которого соответствует 9 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в кадастровом квартале № составляет 2263,93 рублей за 1 кв.м. Такой удельный показатель был указан в кадастровом паспорте земельного участка №, выданным территориальным отделом №1 управления Роснедвижимости по Саратовской области 23 октября 2009г. Исходя из этого удельного показателя была рассчитана и указана в том же кадастровом паспорте кадастровая стоимость земельного участка - 14142770,71 рублей. Впоследствии сведения о кадастровой стоимости земельного участка были изменены исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков другой группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, который составляет 7379,02 рублей за 1 кв.м. У органа кадастрового учета отсутствовали основания для кадастрового учета изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. На земельном участке расположены два нежилых здания - пожарное депо и сарай-склад, то есть производственные помещения, как это указано в сведениях государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании данного земельного участка. В кадастровом паспорте земельного участка содержится ссылка на наличие разрешения на условно разрешенный вид использования, соответствующий данной группе видов разрешенного использования. Расположенные на земельном участке здание пожарное депо и сарай-склад не являются объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Эти объекты капитального строительства не изменялись и не реконструировались. Нового строительства на земельном участке не велось. Произвольное изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению суммы земельного налога с 212141,56 рублей до 691451,07 рублей. О нарушении своих прав органом кадастрового учета Айрапетян Т.А. стало известно в октябре 2010г. в момент ознакомления с кадастровым паспортом земельного участка №, выданным Управлением Росреестра по Саратовской области 1 октября 2010г. До этого момента со дня получения налогового уведомления заявитель считала возможной ошибку налогового органа. На заявителя возложена обязанность уплатить земельный налог в завышенном более чем в 3 раза размере. В письме от Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от 21 декабря 2010г. №2218/014 указано на то, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280, в редакции, действовавшей в период совершения органом кадастрового учета оспариваемых действий, располагается в территориальной зоне П-1 (зоне предприятий IV и V классов вредности), и его разрешенное использование соответствовало пункту 9 типового перечня видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июля 2007г. № П/0152, и пункту 9 групп видов разрешенного использования приложения №1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07 июля 2009г. №270-П - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с таким разрешенным использованием согласно постановлению Правительства Саратовской области от 07 июля 2009г. № 270-П составляет 2263,93 руб./кВ.м. Достоверными следует считать сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка №, выданном территориальным отделом № 1 управления Роснедвижимости по Саратовской области 23 октября 2009г. В судебном заседании представитель заявителя Чукалин И.В. поддержал заявленные требования, просил признать незаконными с момента совершения, т.е. с 26 октября 2009г., действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, определенной исходя из отнесения земельного участка к группе видов разрешенного использования - Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 46096737,94 руб.; обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в семидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Заводскому району г.Саратова сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на 01 января 2010г. исходя из разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области Резвова Е.А. заявление считает необоснованным и не подлежащем удовлетворению по следующим причинам. Свою деятельность ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществляет в соответствии с Федеральном законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Специфика осуществляемой деятельности состоит в том, что проведение государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лиц, указанных в ст.20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и на основании представленных ими документов, сформированных к моменту постановки на кадастровый учет. На основании представленных документов вносятся записи в государственный кадастр недвижимости. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на земельные участки и объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку документов представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт и формирование кадастровых дел. Что касается законности внесения экономических характеристик (разрешенное использование земельного участка, удельный показатель кадастровой стоимости, кадастровая стоимость) в ГКН на земельный участок № Резвова указала следующее. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 6247 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 14 декабря 2006г. по заявлению ФИО5 №48/06-4931у от 14 декабря 2006г. на раздел земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ЗАО «Саратовский авиационный завод» на 8 земельных участков. 19 августа 2009г. разрешенное использование земельного участка № было изменено с «производственные помещения» на «производственные помещения, условно разрешенный вид использования - объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв.м.): рынки, торговые зоны» по заявлению ФИО6 № от 31 июля 2009г. и постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 июля 2009г. Кадастровая стоимость была рассчитана с применением удельного показателя 7379,02 руб./кв.м, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009г. № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области». Так как данный земельный участок после изменения вида разрешенного использования, а именно: производственные помещения - 9 группа видов разрешенного использования «земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных здания, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв.м.): рынки, торговые зоны - 5 группа видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» кадастровая стоимость была рассчитана с применением положений п.2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006г. №222, с изменениями от 20 декабря 2007г.). Кадастровая стоимость земельного участка с более, чем одним видом разрешенного использования определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель такого вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанная значение наибольшее, на площадь земельного участка. То есть кадастровая стоимость была рассчитана по удельному показателю, соответствующему 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), который составляет 7379,02 руб./кв.м., удельный показатель кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования составляет 2263,93 руб/кв.м. Таким образом, увеличение кадастровой стоимости земельного участка № обусловлено изменением вида разрешенного использования земельного участка прежним собственником ФИО6 На момент приобретения в собственность земельного участка Айрапетян Т.А. разрешенное использование земельного участка уже было изменено, то есть заявителю было известно о разрешенном использовании земельного участка и группе видов разрешенного использования. В соответствии со ст.391 Налогового Кодекса РФ налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть по состоянию на 01 января 2009г. кадастровая стоимость составляла 14142770,71 руб. Кадастровая стоимость была рассчитана с применением удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007г. № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», равного 2263, 93 руб./кв.м. В связи с изменением разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2010г. составила 46096737,94 руб., и соответственно произошло увеличение налогооблагаемой базы и суммы земельного налога. На сегодняшний момент кадастровая стоимость земельного участка составляет 37034652,33 руб./кв.м. Изменение кадастровой стоимости произошло в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка 25 октября 2010г. по заявлению ФИО7 № от 14 октября 2010г. и заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов». Земельный участок отнесен к 3 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок». Удельный показатель кадастровой стоимости для 3 группы видов разрешенного использования кадастрового квартала №, в котором расположен земельный участок № в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 270-П составляет 5928,39 руб./кв.м. В соответствии с пп. 8 п.63, п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития от 04 февраля 2010г. №42) в Реестр объектов недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области каких-либо действий по изменению экономических характеристик земельных участков, которые могут повлечь изменение кадастровой стоимости не производит, так как в соответствии с ч.2 ст.16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется на основании предоставленных в орган кадастрового учета заявления и необходимых для такого учета документов. Таким образом, действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по внесению изменений в экономические характеристики земельного участка соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав заявителя. Айрапетян Т.А., представители ИФНС по Заводскому району г.Саратова, Управления Росреестра по Саратовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ). Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При рассмотрении настоящего дела данный закон применялся в редакции от 17 июля 2009г., действующей на момент внесения изменений в кадастр. Согласно ст.3 Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. Приказом Федеральной службы земельного кадастра РФ от 26 сентября 2001г. № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра» исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой земельного кадастра РФ через соответствующие земельные кадастровые палаты. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2010г. № П/185 названный приказ признан утратившим силу. Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. № 314 Федеральная служба земельного кадастра была преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008г. № 456 являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. На основании Указа президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено с передачей его функций Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2009г. № 409-р к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ. Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010г. № П/93 ФГУ «Земельная кадастровая палата по субъектам РФ наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В силу ч.1 ст.4 Федерального закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.5). Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений). Особенности ведения государственного кадастра недвижимости на электронных носителях в составе единой федеральной информационной системы, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.10) Из ч.2 ст.7 указанного федерального закона следует, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: п.11) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; п.14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; На основании договора купли-продажи от 30 ноября 2009г. Айрапетян Т.А. является собственником земельного участка площадью 6247 кв.м. кадастровый номер № по адресу <адрес>. Непосредственно перед заключением договора купли-продажи продавцом ФИО6 был получен кадастровый паспорт земельного участка от 23 октября 2009г. в соответствии с п.3 ч.2 ст.14 Федерального закона № 221-ФЗ. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости (ч.4 ст.14 Федерального закона № 221-ФЗ). Из паспорта следует, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № определено как производственные помещения, условно разрешенное - объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв.м), рынки, торговые зоны. При этом кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 14142770,71 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2263,93 руб./кв.м, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования, согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007г. № 423-П. 06 августа 2010г. Айрапетян было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2010г., из которого видно, что налоговая база составила 46096738 руб. В силу п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. При этом статья 390 Налогового кодекса РФ, определяя налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством. Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Из полученного Айрапетян кадастрового паспорта земельного участка от 01 октября 2010г. ей стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исходя с применением удельного показателя кадастровой стоимости 7379,02 руб., соответствующего 5 группе видов разрешенного использования, согласно Приложению № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009г. № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области". Судом установлено, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» изменения в кадастр внесены 26 октября 2009г. на основании постановления № 270-П, что подтверждается актом об определении кадастровой стоимости земельных участков. Основания осуществления кадастрового учета установлены в ст.16 Федерального закона № 221-ФЗ: 1. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. 2. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. 3. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений). Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов. Из ч.1 ст.23 Федерального закона № 221-ФЗ следует, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006г. № 222 (в ред. от 20 декабря 2007г.) утверждены Методические указания по определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. В соответствии с п.1.2. Методических указаний они применяются в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков). По состоянию на 26 октября 2009г. указанных оснований не имелось. По заявлению ФИО6 19 августа 2009г. разрешенное использование было изменено, добавлен условно-разрешенный вид разрешенного использования - объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Согласно п.2.3.7 Методических указаний № 222 в случае расширения количества видов разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.1.16 Методических указаний. В силу п.1.1.16 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исходя из приведенных выше норм одновременно с изменением вида разрешенного использования должна изменяться и кадастровая стоимость земельного участка в связи с применением иного удельного показателя кадастровой стоимости. При регистрации изменений вида разрешенного использования в августе 2009г. соответственно и была определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из принадлежности к 9 группе видов разрешенного использования. Доводы органа кадастрового учета о том, что кадастровая стоимость земельного участка на момент регистрации изменений вида разрешенного использования не могла быть определена, поскольку постановление № 423-П не действовало, а постановление № 270-П еще не было направлено в ФГУ «Земельная кадастровая палата», суд считает несостоятельными. Постановление № 270-П от 07 июля 2009г. вступило в силу со дня опубликования - 17 июля 2009г., соответственно подлежало безусловному применению. ФГУ «Земельная кадастровая палата» решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № принято 26 октября 2009г., при отсутствии законных оснований к этому. Постановление № 270 было получено ФГУ «Земельная кадастровая палата» в порядке информационного взаимодействия 10 сентября 2009г., что следует из объяснений представителя заинтересованного лица. Соответственно изменения в кадастр должны быть внесены не позднее 10 октября 2009г. Доводы заинтересованного лица о том, что в связи с большим объемом работы, изменения в кадастр не были внесены своевременно, не имеют правого значения для рассмотрения дела. Из изложенного суд приходит к выводу о том, что кадастровый паспорт земельного участка, полученный собственником 23 октября 2009г., содержал сведения с учетом внесенных в кадастр изменений. Также суд учитывает, что графа особые отметки не содержала указаний о том, что кадастровый учет изменений кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением № 270-П не проведен. Более того, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № могла измениться в связи с принятием постановления № 270-П только в случае изменения удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования, поскольку, принадлежность земельного участка к конкретной группе определяется только при внесении изменений в кадастр в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Поэтому 26 октября 2009г. при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Айрапетян, у ФГУ «Земельная кадастровая палата» не было оснований для применения удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 5 группе видов разрешенного использования. Из имеющихся в распоряжении кадастровой палаты правоустанавливающих документов видно, что земельный участок площадью 6247 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> не используется Айрапетян для размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. На нем расположены нежилые здание-пождепо и склад. Из письма Комитета по архитектуре и градостроительства г.Саратова от 21 октября 2010г., являющегося уполномоченным органом в области градостроительства, следует что рассматриваемый земельный участок находится в территориальной зоне П-1 (зоне предприятий IV и V классов вредности). Вид разрешенного использования земельного участка соответствует п. 9 типового перечня видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной оценке земель, утв.приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июля 2007г. № П/0152, и п.9 групп видов разрешенного использования приложения 1 к постановлению Правительства Саратовской области № 270-П от 07 июля 2009г. Суд считает правомерным довод заявителя о том, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует 9 группе видов разрешенного согласно постановлению № 270-П, используется им по назначению. ФГУ «Земельная кадастровая палата» не представлено доказательств, что земельный участок используется Айрапетян для размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Пункт 2.4 Методических указаний № 222, позволяющий определять заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе ее результатов кадастровую стоимость в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, введен приказом Минэкономразвития РФ от 02 ноября 2009г. № 439, т.е. после совершения органом кадастрового учета действий по определению кадастровой стоимости земельного участка Айрапетян. В нарушении требований ч.2,3 ст.23 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета после принятия решения об осуществлении кадастрового учета не выдал заявителю и не направил посредством почтового отправления кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости). С учетом изложенного, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения требований Айрапетян о признании незаконными с момента совершения действий органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка исходя из его отнесения к 9 группе видов разрешенного использования. В целях восстановления нарушенных прав заявителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» следует обязать направить в ИФНС РФ по Заводскому району г.Саратова сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2010г. исходя из разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными с момента совершения, т.е. с 26 октября 2009г., действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, определенной исходя из отнесения земельного участка к группе видов разрешенного использования - Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 46096737,94 руб. Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в семидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Заводскому району г.Саратова сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6247 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на 01 января 2010г. исходя из разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья