Дело№2-531/2011



Дело № 2-531/2011РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Желонкиной Г.А.

с участием прокурора Джиоева Г.З.

при секретаре Бекешевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к ИП Рыжовой Н.И. о признании незаконными действий, запрете осуществления деятельности, нарушающей права и законные интересы неопределенного круга лиц

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Рыжовой Н.И. о признании незаконными действий, запрете осуществления деятельности, нарушающей права и законные интересы неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением ОБПСПР и ИАЗ ОМ-4 в составе УВД по г.Саратову и специалистов подразделения МУП «Городское БТИ» по г.Саратову в рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи проведена проверка законности розничной продажи табачных изделий в магазине «Продукты», принадлежащем ИП Рыжовой Н.И., расположенном по адресу: <адрес> рядом со зданием МДОУ «Детский сад № 168».

Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в указанном магазине осуществляется розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров (согласно проведенным специалистами городского БТИ замерам расстояние составляет 66,63м) от границы территории образовательного учреждения МДОУ «Детский сад №168», расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается справкой МУП «ГБТИ», протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.11.2010г., кадастровыми планами территорий кадастровых кварталов по вышеуказанным адресам.

Факт розничной реализации табачных изделий в указанном магазине подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленным инспектором ОБПСПРиИАЗ ОМ-4 в составе УВД по г. Саратова ФИО7., в присутствии представителя собственника Рыжовой Н.И.16.11.2010г., а также объяснением продавца Рыжовой Н.И. от 16.11.2010г.

В соответствии с Федеральным законом № 87-ФЗ от 10.07.2001 г. «Об ограничении курения табака» основной задачей закона является определение правовых основ ограничения курения табака, что необходимо для снижения заболеваемости населения, т.е. защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

ИП Рыжова Н.И. нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних граждан, при этом нарушение носит долговременный характер, определить несовершеннолетних граждан, желающих обучаться в образовательном учреждении в будущем не представляется возможным.

Кроме того, магазин «Продукты», принадлежащий ИП Рыжовой Н.И., является объектом социальной инфраструктуры, основным видом деятельности которого является торговля и, как следствие, определить количество граждан, желающих посетить указанный магазин и приобрести табачные изделия в будущем, способствуя тем самым нарушению установленного запрета, не представляется возможным.

Просит признать действия ИП Рыжовой Н.И., выразившееся в продаже табачных изделий в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес> незаконным, возложить на ИП Рыжову Н.И. обязанность не осуществлять розничную продажу табачных изделий в указанном магазине в будущем.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные исковому заявлению и просил иск удовлетворить.

Ответчик ИП Рыжова Н.И., 3 лицо представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 168» <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданин, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений по делу (ст. 56 ГПК РФ).

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Признание права каждого человека на охрану здоровья является реализацией положений ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья. Следовательно, охрана здоровья – одна из важнейших задач государства.

В целях реализации данного принципа был принят Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее Закон), действие которого направлено на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков.

Основной задачей названного Закона, как следует из его преамбулы, является определение правовых основ ограничения курения табака, что необходимо для снижения заболеваемости населения, т.е. защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее, чем сто метров от границ территорий образовательных организаций ( в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 148-ФЗ)

Таким образом, законодатель ограничивает продажу табачных изделий в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а именно, в целях реализации конституционного права на охрану здоровья.

При определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В случаях, когда розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до непосредственно торговой точки.

В судебном заседании установлено, что Рыжова Н.И. является индивидуальным предпринимателем зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д.27-28) и ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.29)

Согласно объяснениям предпринимателя Рыжовой Н.И. в нежилом помещении по адресу: <адрес> организован магазин для розничной торговли продовольственными товарами, в том числе табачными изделиями и алкогольными напитками (л.д.26).

Прокуратурой Ленинского района г.Саратова с привлечением ОБПСПРиИАЗ ОМ-4 в составе УВД по г.Саратову и специалистов подразделения МУП «Городское БТИ» по г.Саратову в рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи проведена проверка законности розничной продажи табачных изделий в магазине «Продукты», принадлежащем ИП Рыжовой Н.И., расположенном по адресу: <адрес> рядом со зданием МДОУ «Детский сад № 168».

Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в указанном магазине осуществляется розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров (согласно проведенным специалистами городского БТИ замерам расстояние составляет 66,63м) от границы территории образовательного учреждения МДОУ «Детский сад №168», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МУП «ГБТИ», протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.11.2010 г., кадастровыми планами территорий кадастровых кварталов по вышеуказанным адресам (л.д.8-25).

Как следует из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160» Ленинского района г. Саратова (л.д.31-60) он является по типу учреждения – дошкольным образовательным учреждением созданным с целью охраны жизни и укрепления здоровья детей, обеспечения личностного и интеллектуального развития детей и основным предметом деятельности учреждения является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" под образовательной организацией следует считать организацию, которая осуществляет образовательный процесс и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 3 июня 2005г. N 0100/4244-05-32 « О надзоре за реализацией табачных изделий» разъяснила, что в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" под образовательной организацией следует считать организацию, которая осуществляет образовательный процесс и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Статья 12 в пункте 4 п.п.1 Закона РФ "Об образовании" к образовательным относит учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» указано, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В пункте 7 Постановления указано, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 июня 2005г. N 0100/4244-05-32 « О надзоре за реализацией табачных изделий обращено внимание на то, что действие Федерального закона от 01.12.2004 N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" направлено на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков в связи с чем особое внимание необходимо обратить на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей без указания дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не может быть принята во внимание, поскольку на перечисленные образовательные учреждения рядом с которыми находятся торговые точки особо следует обратить внимание, но это не означает, что закон допускает расположение торговых точек торгующих табачными изделиями рядом с детскими садами общей либо коррекционной направленности, вспомогательными школами и т.д..

Действие Федерального закона "Об ограничении курения табака" направлено на ограничение курения табака.Ззаконодатель путем установления запрета на курение на определенных территориях, установления специальных требований рекламы табачных изделий, установления обязательной маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, запрета реализации табачных изделий в определенных местах и определенным категориям лиц. Подобные государственные меры не беспричинны, они продиктованы, прежде всего, медико-социальными показателями, которые бесспорно указывают, что курение табака является вредной привычкой, ухудшающей здоровье человека.

Статья 6 определяет территории, на которых согласно комментируемому Закону курение запрещено. Данный запрет установлен в целях снижения вредного воздействия табачного дыма на организм человека.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних граждан, при этом нарушение носит долговременный характер.

Магазин, где осуществляет торговлю ответчик является объектом социальной инфраструктуры, основным видом деятельности является торговля и, как следствие, определить количество граждан, желающих посетить указанный магазин и приобрести табачные изделия в будущем, способствуя тем самым нарушению установленного запрета, не представляется возможным.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учетом того, что истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ИП Рыжовой Н.И. выразившиеся в продаже табачных изделий в магазине, расположенном по адресу: <адрес> - незаконными.

Возложить на ИП Рыжову Н.И. обязанность не осуществлять розничную продажу табачных изделий в магазине, расположенном по адресу: <адрес> будущем.

Взыскать с ИП Рыжовой Н.И. пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья: