2-732/2011



Дело № 2-732/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2011 год г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Мележик Л.М.

при секретаре Ребровой О.В.

с участием прокурора Бизяева А.Н.

с участием представителей заявителя Мясникова М.А., Курышевой О.В., Абрамовой Ю.В., Дуксиной И.А., Кровяковой А.А., представителя Малышева В.В. – Малкова Р.В., представителей окружной избирательной комиссии Малкова Р.В., Фиошиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Ищенко Антона Анатольевича о признании незаконными решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № 13 г. Саратова от 31 января 2011 г. № 23 и № 20 от 28 января 2011 г.,вой Риммы Афанасьевны к Феоктистовой Олесе Викторовне, третьему лицйу Феоктистову Олегу Геннадьевичу о компенсации мораль

УСТАНОВИЛ:

Решением Саратовской городской Думы № 58-698 от 16 декабря 2010 г. на 13 марта 2011 г. назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва. Решением № 18 от 28 января 2011 г. окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва избирательного округа № 13 Ищенко А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты по данному избирательному округу в порядке выдвижения политической партией «Либерально-демократическая партия России».

Ищенко А.А., кандидат в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии № 20 от 28 января 2011 г. В обоснование своего заявления ссылается на то, что указанным решением заседание окружной избирательной комиссии по регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Малышева В.В. было перенесено на 31 января 2011 г. в связи с отсутствием в документах, представленным им для регистрации банковской справки, подтверждающей заявленный остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата, а также «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» по форме приложения № 5 к Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета, и отчетности кандидатов, избирательных объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 г. Также указанным решением Малышеву В.В. было предложено представить недостающие документы. Заявитель полагает, что решение комиссии № 20 от 28 января 2011 г. незаконное, нарушает его права и законные интересы как кандидата, зарегистрированного по тому же округу и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 и 2.1 ст. 33 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), а также п. 2 и 3 ст. 25 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления» (далее Закон) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вместе с заявлением кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, его заменяющего, копии документов, подтверждающие указанные сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона, п. 4 ст. 25 Закона вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащим кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Пунктом 1 ст. 38 Федерального Закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.2 и 3 ст. 33 Федерального Закона. Пунктом 1 ст. 31 Закона предусмотрены аналогичные положения. Для регистрации кандидата, кандидат не ранее чем за 55 дней и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 час по местному времени представляет в избирательную комиссию документы, в том числе и первый финансовый отчет, кроме случаев, если кандидат уведомил комиссию, что избирательная кампания не финансируется.

Вместе с тем в документах, представленных Малышевым В.В. в избирательную комиссию, отсутствовала банковская справка о подтверждении остатка средств в избирательном фонде на дату составления отчета, а также «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» по форме приложения № 5 к Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета, и отчетности кандидатов, избирательных объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 г.

Как следует из пп. В п. 24 ст. 38 Федерального закона и пп. В п. 20 ст.31 Закона отсутствие среди документов, необходимых в соответствии с указанными законами для уведомления или выдвижения и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Вместе с тем окружная избирательная комиссия в нарушение указанных законов, приняла решение о переносе заседания на 31 января 2011 г. и рекомендовала Малышеву В.В. представить указанную справку.

Ищенко А.А. просил признать незаконным решение окружной избирательной комиссии от 28 января 2011 г. № 20 незаконным и обязать комиссию вынести новое решение, которым в регистрации кандидату Малышеву В.В. отказать.

Оспаривая решение избирательной комиссии № 23 от 31 января 2011 г. Ищенко В.В. указывает, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, т.е. на 30 января 2011 г., в документах, представленных Малышевым В.В., находился только первый финансовый отчет, остаток средств в избирательном фонде по которому не был подтвержден банковской справкой, а также отсутствовал документ «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» по форме приложения № 5 к Инструкции, который в обязательном порядке прилагается к финансовому отчету. Отсутствие указанных документов является основанием для признания последнего документом, оформленным с нарушением. Таким образом, заявитель полагает, что окружная избирательная комиссия обязана была отказать Малышеву В.В. в регистрации его как кандидата в депутаты.

Ищенко А.А. просил признать незаконным решение окружной избирательной комиссии № 23 от 31 января 2011 г. и обязать комиссию отменить решение № 23 от 31 января 2011 г. и вынести новое решение, которым в регистрации кандидату Малышеву В.В. отказать.

С учетом уточненных 11 и 12 февраля 2011 г. в порядке ст. 39 ГПК РФ требований заявитель указал, что в банковской справке, представленной Малышевым В.В. 28 января 2011 г. в избирательную комиссию, паспортные данные, указанные в справке не соответствуют паспортным данным Малышева В.В. Кроме того, Приложение № 5 к Инструкции, которое находится в личном деле кандидата, не имеет регистрационный номер и не зарегистрировано в журнале регистрации входящей документации окружной избирательной комиссии.

Ищенко А.А. просил признать незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 г.Саратова от 28 января 2011 г. № 20; признать незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 г.Саратова от 31 января 2011 г. № 23 и обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 13 г.Саратова отменить решения от 28 января 2011 г. № 20 и от 31 января 2011 г. № 23.

В судебном заседании представители заявителя Мясников М.А., Курышева О.В., Абрамова Ю.В., Дуксина И.А., Кровякова А.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявления, просили их удовлетворить. Представители суду пояснили, что Малышев В.В. дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. На заседание окружной избирательной комиссии 28 января 2011 г. в повестку дня был включен вопрос о рассмотрении заявления Малышева В.В. По результатам рассмотрения заявления, окружная избирательная комиссия обязана была принять два решения – либо отказать Малышеву В.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты при наличии на то оснований, прямо предусмотренных законом, либо зарегистрировать его. Вместе с тем, не принимая решения об изменении повестки дня, комиссия приняла решение отложить рассмотрение заявления Малышева В.В., поскольку последний к заседанию комиссии не представил банковскую справку, подтверждающую заявленный остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата, а также «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» по форме приложения № 5 к Инструкции. Указанные документы являются обязательным приложением к первому финансовому отчету. Принимая решение об отложении заседания, окружная избирательная комиссия нарушила права Ищенко А.А., поскольку указанное решение ставит лиц, желающих баллотироваться кандидатами в депутаты, в неравное положение. При этом 31 января 2011 г., после получения всех недостающих документов приняла решение о регистрации Малышева В.В. кандидатом в депутаты. Представители заявителей считают, что принятые окружной избирательной комиссией решения № 20 и № 23 от 28 января и 31 января 2011 г., соответственно, противоречат действующему законодательству о выборах, нарушают права доверителя Ищенко А.А. и предоставляют Малышеву В.В. преимущество перед другими кандидатами для его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Представители просили признать решения окружной избирательной комиссии № 20 от 28 января 2011 г. и № 23 от 31 января 2011 г. незаконными и обязать комиссию отменить указанные решения.

Представители окружной избирательной комиссии Малков Р.В. и Фиошина А.С., действующие на основании доверенностей, представитель Малышева В.В. – Малков Р.В., действующий на основании доверенности, заявление не признали и суду пояснили, что 29 декабря 2010 г. избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов» приняла решение о формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13, которым была сформирована окружная избирательная комиссия и в этот же день решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» был утвержден председатель комиссии Гулин А.Г. Малышев В.В. представил в окружную избирательную комиссию утвержденный на конференции регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в состав которого он вошел. Все необходимые документы в установленные сроки были представлены в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов». Кандидат Малышев В.В. лично представил в окружную избирательную комиссию установленные законодательством о выборах документы, в том числе сведения о размерах и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащим депутату на праве собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах. При этом факт выдвижения Малышева В.В. кандидатом не оспаривается Ищенко А.А. и его представителями. Также Малышевым В.В. 28 января 2011 г. в комиссию был представлен первый финансовый отчет и банковская справка, подтверждающая остаток денежных средств на счете. Председателем комиссии Гулиным А.Г. указанная банковская справка была осмотрена, сверена с финансовым отчетом, но в личное дело приобщена не была. На заседании окружной избирательной комиссии 28 января 2011 г. члены комиссии обратили внимание на необходимость сверки финансового отчета с банковской справкой, которая отсутствовала в личном деле заинтересованного лица, в связи с чем заседание комиссии было отложено на 31 января 2011 г. По предложению комиссии 28 января 2011 г. Малышевым В.В. была представлена справка Саратовского отделения № 8622 СБ РФ и приложение № 5 к Инструкции. 31 января 2011 г. в установленные законом сроки Малышев В.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. Также следует отметить, что отмена регистрации кандидата в депутаты является исключительной мерой ответственности за грубые нарушения избирательного права. Оснований для ее применения не имеется. Представители просили отказать Ищенко А.А. в удовлетворении заявления.

Малышев В.В. в возражениях, представленных в письменном виде указывает, что закон устанавливает закрытый исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты. Все документы, в том числе, финансовый отчет, им были представлены в окружную избирательную комиссию № 13 в установленные законом сроки. В связи с чем оснований для отказа в регистрации не имелось. Ссылка заявителя на отсутствие среди документов приложения № 5 к Инструкции не является основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку в законе такого основания не предусмотрено. Кроме того, необходимо учесть, что требование представить данное приложение вообще связано с неправильным пониманием закона и инструкции. Приложение 5 упоминается в Инструкции дважды в п. 3.6 и в п. 5.2. При этом в них не содержится требования представить приложение 5 в избирком. Кроме того, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 38 Федерального закона избирательная комиссия обязана была известить кандидата не позднее, чем за три дня до дня заседания о выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований закона. Однако избирательной комиссией заинтересованное лицо извещено не было. Центральная избирательная комиссия РФ в своем постановлении содержит разъяснение о том, что если избирательная комиссия в установленный пп. 1.1 п. 1 ст. 38 Федерального закона не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных документах, то она не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата. Малышев В.В. просил в удовлетворении заявления отказать.

В судебное заседание Ищенко А.А. и Малышев В.В. не явились. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом и обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, допросив свидетелей Большакову Н.Н., Гулина А.Г., Игудина Б.В., Никонорову О.Е., Уральскую С.Н., обозрев в судебном заседании личное дело кандидата в депутаты Малышева В.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать Ищенко А.А. в удовлетворении заявлений, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Как следует из ст. 3 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Аналогичные положения содержатся и в п.п 1,2,3 ст. 24 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. (ред. от 26 ноября 2010 г.) № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления».

В силу п.9 ст. 25 Закона № 107-ЗСО выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования может производиться после официального опубликования утвержденной представительным органом муниципального образования схемы избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.

В судебном заседании установлено, что решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010 г. №58-698 «О назначении выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва» назначены выборы депутатов на 13 марта 2011 г. (л.д.61).

Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» № 30 от 21.01.2011 г. образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 13 марта 2011 г.

29 декабря 2010 г. Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов» приняла решение № 01/8-8-63 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», которым была сформирована окружная избирательная комиссия (л.д.89). В этот же день было принято и решение № 01/8-8-64 «О назначении председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», которым председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 был назначен Гулин А.Г. (л.д.90). Таким образом, в судебном заседании установлена легитимность окружной избирательной комиссии.

На основании п.1, 2, 2.1, 3 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Как следует из п.4 ст. 25 Закона Саратовской области № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления» вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в п. «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи.

Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона;

протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;

первый финансовый отчет, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится.

На основании п. 1.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2, частью 11 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Рассматривая доводы Ищенко А.А. в той части, что Малышевым В.В. в окружную избирательную комиссию представлены не все документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты, что является основанием для признания незаконными решений окружной избирательной комиссии № 20 от 28 января 2011 г. и № 23 от 31 января 2011 г., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Малышев В.В. 26 января 2011 г. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 13 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. К заявлению Малышев В.В. приложил следующие документы: копию паспорта гражданина РФ, диплом об окончании ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», диплом кандидата наук, справку о месте работы и занимаемой должности, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. 28 января 2011 г. Малышевым В.В. в комиссию были представлены документы: решение Внеочередной Конференции Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о выдвижении списка кандидатов от избирательного объединения; первый финансовый отчет; справка о реквизитах специального избирательного счета. Данные обстоятельства подтверждаются обозреваемым в судебном заседании личным делом кандидата Малышева В.В. и не оспаривается представителями заявителя.

Также из обозреваемого в судебном заседании личного дела кандидата в депутаты Малышева В.В. следует, что окружная избирательная комиссия выдала 26 января 2011 г. в 09.20 час подтверждение на прием документов от Малышева В.В.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 26 января 2011 г. Малышев В.В. представил в окружную избирательную комиссии по одномандатному избирательному округу № 13 все необходимые документы по перечню, установленному ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ и ст.25 Закона № 107-ЗСО.

В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета, и отчетности кандидатов, избирательных объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 г., одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации кандидат представляет первый финансовый отчет. Первый и итоговый финансовый отчеты представляются по форме, приведенной в приложении 6 к Инструкции, с приложением сведений согласно разделам, приведенным в приложении 5 к Инструкции. Согласно разделу 5 финансового отчета (шифр строки 320) остаток средств фонда на дату сдачи отчета должен быть заверен банковской справкой.

В судебном заседании установлено, что 28 января 2011 г., до начала заседания комиссии, Малышевым В.В. в окружную избирательную комиссию был представлен первый финансовый отчет. Во время проведения заседания избиркома, было установлено, что в личном деле кандидата отсутствует банковская справка и приложение № 5 к Инструкции. Однако окружная избирательная комиссия до начала заседания не сообщила Малышеву В.В. о необходимости представления недостающих документов, как того требуют положения п. 1.1 ст. 25 Закона № 107- ЗСО.

Из материалов дела усматривается, что 28 января 2011 г. окружная избирательная комиссия приняла решение № 20, которым перенесла заседание по регистрации кандидата в депутаты Малышева В.В. на 31 января 2011 г. и рекомендовала Малышеву В.В. представить банковскую справку до следующего заседания (л.д.58). При этом член комиссии Большакова Н.Н. выразила свое особое мнение о необходимости отказа в регистрации Малышеву В.В. в связи с отсутствием необходимых документов (л.д.59). В судебном заседании указанные обстоятельства также были подтверждены показаниями свидетелей Большаковой Н.Н. и Гулина А.Г., допрошенных в судебном заседании. Так свидетель Большакова Н.Н. суду показала, что в связи с отсутствием необходимых документов у кандидата Малышева В.В. заседание комиссии было перенесено на 31 января 2011 г. За указанное решение о переносе заседания члены комиссии проголосовали. При этом она голосовала против и выразила особое мнение, поскольку, полагала, что 28 января 2011 г. комиссия обязана была отказать Малышеву В.В. в регистрации, т.к. отсутствовали необходимые на день принятия решения документы.

Свидетель Гулин А.Г. суду показал, что является председателем окружной избирательной комиссии. 28 января 2011 г. состоялось заседание комиссии с повесткой дня о рассмотрении заявления кандидата Малышева В.В. В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в личном деле кандидата отсутствует банковская справка и приложение № 5 к Инструкции. При этом он лично 28 января 2011 г. до заседания комиссии принимал от Малышева В.В. документы, в том числе и банковскую справку, которую возвратил кандидату, поскольку сведения, содержащиеся в финансовом отчете и в банковской справке совпадали. Вместе с тем, документы, перечень которых установлен федеральным и областным законодательством о выборах, были представлены кандидатом в полном объеме. Поскольку некоторые члены комиссии возражали по поводу отсутствия справки и приложения № 5 к Инструкции, было принято решение о переносе заседания на 31 января 2011 г. и рекомендовано Малышеву В.В. представить справку. Комиссия проголосовала за перенос заседания на 31 января 2011 г. о чем был уведомлен Малышев В.В. При этом, перенос заседания не противоречит действующему избирательному законодательству и заседание, назначенное на 31 января 2011 г. не выходило за рамки сроков, установленных ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления». На заседании комиссии 31 января 2011 г. было принято решение о регистрации Малышева В.В. кандидатом в депутаты. Показания свидетеля логичны, последовательны, не противоречат показаниям свидетеля Большаковой Н.Н.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 г. № 203/1272-4 утверждено Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «б1» «б2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

В соответствии с п. 16 ст. 31 Закона № 107–ЗСО соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи документов, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, обязана принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

На основании пп.В п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу пп В п. 20 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО20. В соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Суд критически относится к доводам заявителя в той части, что решение окружной избирательной комиссии от 28 января 2011 г. незаконно, так как судом установлено, что на 28 января 2011 г. Малышевым В.В. были представлены в комиссию все необходимые документы, перечень которых установлен ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ и ст.25 Закона № 107-ЗСО.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку Малышеву В.В. не было доведено до сведения перед заседанием комиссии 28 января 2011 г. о необходимости в соответствии с региональным законодательством представить банковскую справку и приложение № 5 к Инструкции, а избирательное законодательство не содержит запрета на перенос заседания комиссии и с учетом разъяснений Центризбиркома РФ от 23 марта 2007 г. суд считает, что решение окружной избирательной комиссии от 28 января 2011 г. не противоречит закону. В связи с чем заявление Ищенко А.А. в части признания решения окружной избирательной комиссии № 20 от 28 января 2011 г. незаконным, удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требования Ищенко А.А. о признании незаконным решения избиркома № 23 от 31 января 2011 г., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 28 января 2011 г. в окружную избирательную комиссию Малышевым В.В. была представлена банковская справка и приложение № 5 к Инструкции. Данное обстоятельство подтверждается обозреваемым в судебном заседании личным делом, журналом регистрации входящей документации (л.д.52), а также объективно подтверждается показаниями свидетеля Игудина Б.В., который суду показал, что он присутствовал в отделении СБ РФ, когда Малышев В.В. получал банковскую справку и вместе с ним он поехал в здание Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», где располагается избирательная комиссия. Согласно показаниям свидетеля Уральской С.Н., Малышев В.В. 28 января 2011 г. получал в отделении СБ РФ справку. Никонорова О.Е., допрошенная в судебном заседании суду показала, что при ознакомлении с запросом суда она изучила дело Малышева В.В., в котором находились копии справок от 28 января 2011 г. и от 31 января 2011 г., что свидетельствует о том, что данные справки были выданы заявителю. Показания свидетелей логичны, последовательны, не противоречат показаниям свидетелей Большаковой Н.Н., Гулина А.Г., а также объективно подтверждаются и другими доказательствами по делу.

Несмотря на то, что Федеральный закон и Закон № 107-ЗСО не содержит требований о предоставлении в избирком банковской справки и приложение № 5 к Инструкции, Малышевым В.В. указанные документы были предоставлены 28 января 2011 г. после заседания комиссии и приобщены в личное дело. Суд критически относится к доводам Ищенко А.А. и его представителей в той части, что приложение № 5 к Инструкции, имеющееся в личном деле не зарегистрировано в журнале регистрации, что свидетельствует о том, что данный документ Малышевым В.В. не представлялся, поскольку нарушение секретарем комиссии делопроизводства не может служить основанием для признания факта отсутствия приложения № 5 к Инструкции на заседании комиссии 31 января 2011 г. Кроме того, 31 января 2011 г. замечаний по поводу отсутствия каких-либо документов в личном деле Малышева В.В. со стороны председателя и членов комиссии не имелось.

В справке, выданной банком 28 января 2011 г. неверно указано место выдачи паспорта ФИО4, поскольку, из обозреваемого в судебном заседании личного дела следует, что паспорт был выдан кандидату отделением УФМС России по Саратовской области в Фрунзенском районе г.Саратова, а в справке указан отдел выдачи – УВД Заводского района г.Саратова. Вместе с тем специальный избирательный счет был открыт в отделении СБ РФ на имя Малышева Владислава Владимировича, что подтверждается сберегательной книжкой, представленной Малышевым В.В. в избирком. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей со стороны сотрудников банка при выдаче Малышеву В.В. указанной справки, не может служить основанием для ограничения пассивного избирательного права кандидата Малышева В.В. Кроме того, ФЗ и Закон № 107-ЗСО не содержит в перечне документов, в обязательном порядке предоставляемых в избирком, банковскую справку.

Как следует из обозреваемого личного дела, Малышев В.В. обратился с заявлением в окружную избирательную комиссию 26 января 2011 г. Комиссия в установленный ст. 31 Закона № 107-ЗСО срок 31 января 2011 г. приняла решение о регистрации Малышева В.В. кандидатом в депутаты. Суд критически относится к доводам заявителя в той части, что на 30 января 2011 г. в окружной избирательной комиссии отсутствовали в личном деле банковская справка и приложение № 5 к Инструкции, поскольку письменными доказательствами по делу подтверждается обратное, а именно, что 28 января 2011 г. Малышев В.В. предоставил указанные документы в ОИК. Оценивая представленные доказательства, применяя положения ст.38, 76 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 31, 72 Закона Саратовской области № 107-ЗСО, суд приходит к убеждению, что на день принятия решения о регистрации Малышева В.В. кандидатом в депутаты (31 января 2011 г.) в личном деле Малышева В.В. в ОИК находились все документы, перечень которых установлен Федеральным законом, законом № 107-ЗСО и Инструкцией, утвержденной Избирательной комиссией Саратовской области. В связи с чем оснований для отказа Малышеву В.В. в регистрации его как кандидата в депутаты 31 января 2011 г. у окружной избирательной комиссии не имелось. Следовательно, заявление Ищенко А.А. в части признания решения избиркома № 23 от 31 января 2011 г. удовлетворению не подлежит.

Ищенко А.А. просил обязать окружную избирательную комиссию отменить решения № 20 и № 23 от 28 января 2011 г. и от 31 января 2011 г. соответственно.

В силу п. 5 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 72 Закона Саратовской области № 107-ЗСО.

Суд считает, что отмена регистрации кандидата в депутаты является санкцией за допущенные им нарушения и исходит из презумпции наличия пассивного избирательного права у кандидата в депутаты Малышева В.В. пока не будет доказано, что имеются установленные законом основания к лишению его такого права. В судебном заседании не установлено, а Ищенко А.А. не представлено доказательств того, что Малышев В.В. допустил такое нарушение закона, которое может быть признано достаточным основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Следовательно, оснований для лишения Малышева В.В. конституционного права быть избранным депутатом Саратовской городской Думы не имеется.

Поскольку в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что при принятии избиркомом решений № 20 и № 23 нарушений закона не установлено, следовательно, заявления Ищенко А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ищенко Антону Анатольевичу в удовлетворении заявлений о признании решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № 13 г. Саратова от 31 января 2011 г. и № 23 № 20 от 28 января 2011 г. вой Риммы Афанасьевны к Феоктистовой Олесе Викторовне, третьему лицйу Феоктистову Олегу Геннадьевичу о компенсации моральнезаконными отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья