Дело № 2-645/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 февраля 2011 года г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бутырина М.В., при секретаре Лукьяновой О.В., с участием представителя истца Савельевой В.И., представителя ответчика Метлиной Л.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Купцова Е.П. к Комитету социальной защиты населения Ленинского района г. Саратова Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, возмещении вреда здоровью УСТАНОВИЛ : Купцов Е.П обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, в котором просит признать за ним право на получение с 1 января 2011 года ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 17353 рубля 13 копеек с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить ему к выплате, начиная с 1 января 2011 года, ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 17353 рубля 13 копеек с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить ему к выплате единовременно, в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2010 г. сумму в размере 570019 рублей 99 копеек. Купцов Е.П. указал в обосновании своих требований, что он является инвалидом второй группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 01.09.1997г. ответчик выплачивал названную выше выплату в размере 1554руб.81 коп.(рассчитанную из заработка, с утратой трудоспособности 80%, на основании решения Ленинского районного суда г. Саратова от 10.12.1998года). С 01.09.1997г. по 15.02. 2001г. данная сумма ответчиком не индексировалась. С 15.02.2001г. сумма возмещения вреда рассчитанная на основании решения суда из заработка ответчиком была заменена на денежную компенсацию в размере 2500 рублей, как указывает ответчик в твердой сумме, в соответствии с Федеральным законом 5-ФЗ от 12.01.2001г. В дальнейшем данная выплата назначалась и выплачивалась Купцову Е.П. с 2002г. по 2007г. в соответствии с судебными решениями с учетом индексации на уровень роста прожиточного минимума и на уровень инфляции в следующих размерах: с 01.01.2002г.- 3797р.50к.; с 01.01.2003г.-5369р.67к.; с 01.01.2004г. -6094р.58к.; с 01.01.2005г. - 6764р.98к.; с. 01.01.2006г. -7373р.83к.; с 01.01.2007г. - 7963р.74к.; а с 01.01.2008г. ответчик стал выплачивать ему данную компенсацию без учета решений суда в следующих размерах: с 01.01.2008г. -4981р.44 к.; с 01.01.2009г. - 5629р.03к.;с 01.01.2010г - 6191р.93к. С размером назначенной ему ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью Купцов Е.П. не согласен. Считает, что денежная компенсация возмещения вреда здоровью в твердом размере была ему назначена ответчиком незаконно, без его заявления, тогда как Федеральный закон от 12.01.2001г. №5-ФЗ предоставлял гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего закона возмещение вреда здоровью право выбора - получать ли данную выплату в твердом размере согласно нового закона, или оставить за собой право на получение ранее назначенной суммы. Полагает, что подлежит индексации назначенная ему на основании решения Ленинского районного суда г. Саратова от 10.12.1998г. сумма возмещения вреда здоровью, полагает, что ответчиком нарушено право истца на выбор какую компенсацию - в твердой сумме или рассчитанную из заработка получать, предоставленное 5-ФЗ от 12.01.2001г. В обоснование своей позиции Купцов Е.П. ссылается на Постановление Конституционного суда РФ от 20.12. 2010года №21-П по жалобе ФИО3 которым Конституционный суд признал право заявителя на выбор: какую компенсация возмещения вреда здоровью получать - в твердой сумме, установленную 5-ФЗ от 12.01. 2001г. или рассчитанную из денежного довольствия, и признал за ним право на получение компенсации рассчитанной из денежного довольствия. Далее истец ссылается на положения Постановления от 20.12. 2005г. №26 Пленума Верховного суда РФ где указано, что «Судам необходимо иметь в виду, что вынесение постановления об индексации сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. №35( в редакции Постановления Пленума от 5 апреля 2005года №7), а в ином порядке свидетельствует о наличии судебной ошибки и такое решение не может быть признано справедливым, а судебная защита - полной и эффективной, поскольку допущена судебная ошибка.», и положения пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г №35 (в редакции Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 апреля 2005года №7) гласит: «В соответствии с частью третьей статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991года№1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №288), статьей318 ГК РФ ( в редакции действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.) допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000года до 1 января 2001года с учетом величин минимального размера оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000года, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001года с учетом коэффициента равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997года до 1 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. 179-ФЗ ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г.№1799-1 «об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г.№288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г.» Далее истец ссылается на Федеральный закон от 12.02.2001г. ФЗ - №5 которым была предусмотрена ежегодная индексация денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и указывает, что Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда чернобыльцам исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Ссылается на положения статьи 1 Закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» которым предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации, и на определение Конституционного суда РФ от 04.10.2005г. в пункте3.2. которого указано, что «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от24 мая 2001года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».) В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004года благоприятного для получателей указанных выплат критерия из индексации. Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( с изменениями от 5 апреля 2005 года) указано (в пункте 6), что «поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено лишь определение абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеровза истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4. Далее истец полагает, что назначенная ему к выплате денежная компенсация возмещения вреда здоровью должна быть проиндексирована с 01.07.2000г. на индексы роста МРОТ: за 2000г.- 1,581; за 2001г.- 1,515; с 01.01.2002г. на индексы роста прожиточного уровня для пенсионеров за 2002г.-1,519; за 2003г.- 1,414;. за 2004г. -1,135, с 01.01.2005г. по настоящее время на индексы уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и ссылаясь на названные Постановления Правительства полагает, что при индексации назначенной ему компенсации должны быть применены следующие индексы: за 2005г.-1,1; 2006г.- 1,09;. за 2007г.- 1,08; 2008г. -1,105, за 2009г.-1,13, за 2010г.-1,1, за 2011г.- 1,065. С учетом изложенного истец полагает, что задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсация возмещения вреда здоровью с учетом выплаченных ему сумм за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2010 г. составит 570019 рублей 99копеек. Истец Купцов Е.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с этим суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. Представитель истца Савельева В.И. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель ответчика Метлина Л.Ф. иск не признала и пояснила, что истец является инвалидом 2 группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, состоит на учете в Комитете социальной защиты населения г. Саратова. В соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Данная денежная компенсация была назначена истцу на основании решения Ленинского районного суда г. Саратова от 10.12.1998г. из среднемесячного заработка на ЧАЭС, с учетом утраты трудоспособности с 02.03.1996 года в размере 883руб.42 коп., в дальнейшем увеличивалась и с 01.09.1997г. по 15.02.2001г. выплачивалась в размере 1554руб.81 коп. С 15.02. 2001г. Купцову была назначена денежная компенсация в твердом размере 2500рублей в месяц, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.2001г., т.к. данный размер компенсации был больше, чем получаемая Купцовым сумма возмещения вреда рассчитанная из заработка. В дальнейшем эта компенсация индексировалась в судебном порядке. На основании решения Кировского районного суда г. Саратова от 28.08.2007г. компенсация выплачивалась с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. в размере 7963руб.74коп. С 01.01.2008г. по настоящее время денежная компенсация назначена в размерах, установленных действующим законодательством, с учетом индексации в порядке, определяемом Правительством РФ и составляет с 01.01.2008г.- 4981р.44к.;с 01.01.2009г. - 5629р.03к.;с 01.01.2010г - 6191р.93к. Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п.15 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 12.02.2001г., от 26.04.2004 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрены возмещение вреда и меры социальной поддержки. В судебном заседании установлено, что Купцову Е.П назначена и выплачивалась с 01.09.1997г. по 15.02.2001г. сумма возмещения вреда здоровью на основании решения Ленинского суда г. Саратова от 10.12.1998г. рассчитанная из среднемесячного заработка за период работы на ЧАЭС в размере 1554руб. 81коп. как инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленной в суд заверенной копией решения Ленинского районного суда г. Саратова от 10.12.1998г., справкой выданной на имя Купцова Е.П.. Главным бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области филиал №12 ГБ МСЭ серии МСЭ- 2006, № 0009784423 от 24.12.2008 г. которой Купцов Е.П. признан инвалидом второй группы вследствие аварии на ЧАЭС, инвалидность установлена бессрочно, удостоверением серии № 048362 выданным Купцову Е.П. УСЗН Ленинского района г. Саратова 05.11.97 г. Судом при рассмотрении дела установлено, что на обращение Купцова Е.П. в Комитет социальной защиты г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области ответчиком 14.12.2010года был предоставлен ответ, в котором перечислены назначенные Купцову начиная с 02.03.1996 года суммы возмещения вреда здоровью, указано, что с 01.09.1997 г. по 15.02.2001г. сумма возмещения вреда здоровью Купцову выплачивалась в размере 1554руб. 81коп. рассчитанная из среднемесячного заработка за период работы на ЧАЭС как инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на основании решения Ленинского суда г. Саратова от 10.12.1998г., а с 15.02. 2001г. ответчик заменил истцу получаемую сумму возмещения вреда здоровью денежной компенсацией установленной в твердом размере - 2500 рублей в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.2001г. № 5-ФЗ, которая затем индексировалась в судебном порядке. Далее из ответа Комитета следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью назначенная истцу с 01.01.2007г. на основании решения Кировского районного суда г. Саратова от 28.08.07г.составляет 7963руб.74коп., и что с 01.01.2008г. денежная компенсация назначена ему ответчиком без учета решений суда, в размерах, установленных действующим законодательством, с учетом индексации в порядке, определяемом Правительством РФ и составляет с 01.01.2008г.- 4981р.44к.;с 01.01.2009г. - 5629р.03к.;с 01.01.2010г - 6191р.93к. Суд полагает доводы ответчика несостоятельными по следующим основаниям. Судом установлено, что истец получал до вступления в силу Федерального закона от 12.01. 2001 г. №5-ФЗ ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью рассчитанную из среднемесячного заработка за период работы на ЧАЭС как инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на основании решения Ленинского суда г. Саратова от 10.12.1998г., которая в период с 01.09.1997г. по 15.02.2001г. выплачивалась в размере 1554 руб.81 коп. С 15.02.2001г. ответчик заменил истцу получаемую сумму возмещения вреда здоровью денежной компенсацией установленной в твердом размере - 2500 рублей в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.2001г. № 5-ФЗ, которая затем индексировалась в судебном порядке. Истец заявления о назначении ему ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердом размере, вместо рассчитанной из заработка, в органы социальной защиты населения не подавал. Однако, в части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.2001г. №5-ФЗ было указано, что гражданам получавшим до вступления в силу настоящего закона возмещение вреда здоровью предоставляется право выбора - получать ли данную выплату в твердом размере согласно нового закона, или оставить за собой право на получение ранее назначенной суммы, следовательно право истца на выбор нарушено. С учетом этого пересмотр решения или иного судебного постановления вынесенного до принятия указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не исключается, даже если в связи с истечением срока на обжалование утрачена возможность его отмены, изменения или вынесения нового постановления судом надзорной инстанции. Пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г №35 (в редакции Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 апреля 2005года №7) гласит: «В соответствии с частью третьей статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991года№1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №288), статьей318 ГК РФ (в редакции действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.) допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000года до 1 января 2001года с учетом величин минимального размера оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000года, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001года с учетом коэффициента равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997года до 1 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. 179-ФЗ ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г.1799-1 «об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г.» Федеральным законом от 12.02.2001г. ФЗ - №5 была предусмотрена ежегодная индексация денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда чернобыльцам исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Ст. 1 Закона от 26.04.04 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской федерации. Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005г. в п.3.2. указывает: «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от24 мая 2001года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».) В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия из индексации. Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 5 апреля 2005 года) указано (в пункте 6), что «поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено лишь определение абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеровза истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью истца подлежит индексации за 2002- 2004 годы на индексы роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ - Саратовской области. Для определения индекса роста прожиточного минимума по Саратовской области необходимо принять во внимание Постановления Правительства Саратовской области, устанавливающие размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 -2001г. - составляет соответственно 602 р.72 коп. и 916 р. Индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2002г составит 1,519. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров согласно Постановлений Правительства Саратовской области за 2001 -2002 г. составит соответственно 916 р. и 1294 р.90 к. Индекс роста прожиточного минимума 01.01.2003 г. составит 1,414. Уровень прожиточного минимума 2002 -2003 для пенсионеров составит соответственно 1294 р.90 к., и 1469 р.50 к. следовательно, индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2004 года составит 1,135. Ст. 1 закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,в порядке определяемом Правительством Российской федерации. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005года индексация размеров возмещения вреда и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Федеральным законом от 04.11.2005г. №141-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен уровень роста инфляции на 2005год 10 - 11%. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №163 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г.№292 и от 09.08.2005г. №496» установлено, что получаемые мною установлено, до 10 - 11% денежные компенсации возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежат индексации за 2005 год на индекс 1,1. Решением Верховного Суда РФ от 14.06.2006г. № ГКПИ06-445 абзац первый пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. №292» признан недействующим в части, ограничивающим возможность осуществления индексации именно указанным размером коэффициента, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». Верховный Суд РФ указал, что прогнозируемый уровень инфляции, утвержденный Федеральным законом от 04.11.2005г.№141-ФЗ составляет 10-11 процентов. Следовательно, граждане, получающие компенсационные и иные выплаты, имеют право на их индексацию в размере от 10 до 11 процентов, и т.о. Правительство, установив предельный коэффициент в размере 1,1, т.е. 10 процентов (что ниже прогнозируемого уровня инфляции) ограничило право граждан на индексацию и вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Учитывая вышеизложенное, а так же Постановление Правительства РФ от 03.03.2007г. №143, денежная компенсация должна быть проиндексирована за 2005 год на индекс 1, 11. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006г. №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен коэффициент 1,085 для индексации компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, исходя из уровня инфляции установленного Федеральным законом от 26.12.2005года №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в размере 7,0-8,5 процентов. Однако, Федеральным законом от 01.12.2006 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» уровень инфляции за 2006 год установлен в размере 9,0 процентов, а так же учитывая положения Постановления Правительства РФ от 03.03.2007г. №143, ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью подлежит индексации за 2006 год на индекс 1,09. Федеральным законом РФ от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год » утвержден прогнозируемый уровень инфляции на 2007 год 6,5 - 8,0 процентов. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года №171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен коэффициент индексации 1,08. Федеральным законом РФ от 24.07.2007г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановые периоды 2009г. и 2010г.» утвержден прогнозируемый уровень инфляции в 2008 году 7 процентов. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.07.2008г. «О внесении изменений в Закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановые периоды 2009г. и 2010г.»установлен уровень инфляции на 2008г. - 10,5 %, учитывая выше сказанное, а так же положения Постановления Правительства РФ от 03.09.08г. № 655, индекс за 2008г. составит 1,105. Постановлением Правительства РФ №914 от 21.12.07 г. с изменениями от 07.03.08г, от 03.09.08г., от 24.12.2008г. и от 07.07.09 г. коэффициент индексации денежных компенсаций возмещения вреда здоровья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен в 2009 году 1,13. Постановлением Правительства РФ №1024 от 16.12.2009года коэффициент индексации денежных компенсаций возмещения вреда здоровья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен в 2010 году - 1,1. Федеральным законом от 13.12.2010г. № 357-ФЗ о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов установлен прогнозируемый уровень инфляции 6,5%, а Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010г. №1079 г. установлен коэффициент для индексации ежемесячных компенсаций и иных выплат участникам, инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС и компенсаций назначенных членам их семей, который на 2011 год составит 1,065. Кроме того, в определении Конституционного суда РФ от 3.11.2006 г. №445-О указано, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда причиненного жизни или здоровью гражданина, государством ограничение возможности удовлетворения требований за прошедшее время трехлетним сроком исковой давности, установленное ст.218 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким - либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшим лицам, по вине органов, осуществляющих такие выплаты. С учетом изложенного, ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью с учетом выплаченных Купцову Е.П. сумм должна составить: 10984р.28к. х 1,08=11863р.02к. Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Купцовым Е.П. право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.01.2011 года в размере 17353 (семнадцать тысяч триста пятьдесят три) рублей 13 копеек с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Купцову Е.П. к выплате, начиная с 01.01.2011 г., ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с учетом индексации за 2011 год на индекс 1,065 в размере 17353 (семнадцать тысяч триста пятьдесят три) рублей 13 копеек с индексацией в дальнейшем исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Купцову Е.П. к выплате единовременно, в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2010 г. сумму в размере 570019 (пятьсот семьдесят тысяч девятнадцать) рублей 99 копеек. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья
Кроме того, Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 20.12. 2005 г. № 26 указывает, что «Судам необходимо иметь в виду, что вынесение постановления об индексации сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. №35 (в редакции Постановления Пленума от 5 апреля 2005года №7), а в ином порядке свидетельствует о наличии судебной ошибки и такое решение не может быть признано справедливым, а судебная защита - полной и эффективной, поскольку допущена судебная ошибка.
С 01.07.2000г.
1554р.81к.х 1, 581=2458р.15к.
(2458р.15к.-1554р.81к)х6 мес.=5420р.04к.(задолженность за 6 мес.2000г.)
С 01.01.2001г.
2458р.15к.х1,515=3724р.09к.
3724р.09к.-1554р.81к.=2169р.28к. (задолженность за январь 2001г.)
(1554р.81к.:28дн.)х 14дн.=777р.28к.(выплачено с 01.02.2001г. по 14.02.2001г.)
(2500р.:28дн.)х 14 дн.=1249р.92к. (выплачено с 15.02.2001г. по 28.02.2001г.)
777р.28к.+1249р.92к.=2027р.20к.(выплачено всего за февраль 2001г.)
3724р.09к.-2027р.20к.=1696р.89к.(задолженность за февраль 2001г.)
(3724р.09к.-2500р.)х 10 мес.= 12240р.50к.(задолженность за 10 мес.2001г.)
2169р.28к.+1696р.89к.+12240р.50к.=16107р.07к.(всего задолженность за 2001г.)
С 01.01.2002.г.
3724р.09к.х1,519=5656р.89к.
(5656р.89к.-3797р.50к.)х12 мес.=22312р.68к.(задолженность за 2002г.)
с 01.01.2003г.
5656р.89к.х 1,414=7998р.84к.
(7998р.84к.-5369р.67р.) х 12 мес.=31550р.04к. (задолженность за 2003г.)
С 01.01.2004г.
7998р.84к. х 1,135=9078р.68к
(9078р.68к. -6094р.58к.) х12 мес.=35809р.20к. (задолженность за 2004г.)
С 01.01.2005г.
9078р.68к.х 1,11= 10077р.33к.
(10077р.33к.-6764р.98к.) х 12 мес.=39748р.20к. (задолженность за 2005г.)
С 01.01. 2006г.
10077р.33к. х 1,09 =10984р.28к.
(10984р.28к. - 7373р.83к.) х12 мес.= 43325р.40к. (задолженность за 2006г.)
С 01.01.2007г.
(11863р.02к.-7963р.74к.) х 12 мес.=46791р.36к. (задолженность за 2007г.)
С 01.01.2008г.
11863р.02к..х1,105=13108р.63к.
(13108р.63к.- 4981р.44к.) х 12 мес.= 97526р.28к.(задолженность за 2008г.)
С 01.01.2009г.
13108р.63к. х 1,13 =14812р.75к.
(14812р.75к.-5629р.03к.) х 12мес.= 110204р.64к.(задолженность за 2009г.)
С. 01.01.2010г.
14812р.75к. х 1,1=16294р.02к..
(16294р.02к..- 6191р.93к.) х 12 мес.=121225р.08к. (задолженность за 2010г.)
С 01.01.2011г.
16294р.02к. х 1,065=17353р.13к.
Всего задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. по 31.12.2010года составит: 5420р.04к.+16107р.07к.+22312р.68к.+31550р.04к.+35809р.20к.+39748р.20к.+43325р.40к.+46791р.36к.+97526р.28к.+110204р.64к.+121225р.08к=570019р.99к.