Дело № 2-843/2011 Именем Российской Федерации 22 февраля 2011 год г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Мележик Л.М. при секретаре Горбуновой Е.И. с участием прокурора Бизяева А.Н. с участием представителя заявителя Денисова А.С., представителей окружной избирательной комиссии Фиошиной А.С., Фиошиной Г.В., Березина В.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Полещикова Алексея Евгеньевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № г. Саратова от 10 февраля 2011 г. №, УСТАНОВИЛ: Решением Саратовской городской Думы № 58-698 от 16 декабря 2010 г. на 13 марта 2011 г. назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва. Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва избирательного округа № 13 Полещиков А.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты по данному избирательному округу в порядке выдвижения политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Полещиков А.Е., кандидат в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии № 61 от 10 февраля 2011 г. В обоснование своего заявления ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления» (далее Закон) для регистрации кандидата, кандидат не ранее чем за 55 дней и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 час по местному времени представляет в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются кандидатом лично. Согласно ч.3 ст. 31 Закона проверке подлежат все представленные подписи избирателей. Как следует из положений ч.5 ст. 31 Закона избирательная комиссия в 5-ти дневный срок организует проверку соблюдения порядка подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. В силу пп. д ч.20 ст. 31 Закона основанием отказа в регистрации кандидата может быть: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. В отношении трех кандидатов в депутаты (Крылова Д.А., Романова И.А., Полещикова А.А.) выдвинутых по избирательному округу в порядке самовыдвижения, окружной избирательной комиссией было принято решение об обращении в экспертное учреждение – Экспертно-криминалистический центр ГУВД Саратовской области с целью проверки достоверности собранных подписей избирателей. Вместе с тем на момент принятия решения ОИК в отношении кандидата в депутаты в личном деле отсутствовала справка о проведенном экспертном исследовании достоверности собранных подписей в поддержку Полещикова А.А. В ходе заседания ОИК было сообщено, что экспертное учреждение не успело провести проверку собранных подписей, в связи с чем рабочей группе пришлось принимать решение о достоверности подписей без учета мнения экспертов. Заявитель располагает информацией о том, что исследование экспертным учреждением было проведено. Однако, председатель ОИК, ознакомившись с содержанием справки о проведенном исследовании и убедившись в том, что имеет место большое количество недостоверных подписей, брать ее отказался. Указанные обстоятельства могут быть подтверждены руководителем экспертного учреждения Петровым А.В., а также экспертом, проводившим исследование. Таким образом, члены ОИК знали о наличии большого количества недостоверных (недействительных) подписей избирателей и при этом сознательно не учли данного факта при вынесении решения о регистрации кандидатом в депутаты Полещикова А.А. Заявитель просил признать решение № 61 от 10 февраля 2011 г. окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва о регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы Полещикова Алексея Александровича незаконным и отменить регистрацию кандидата в депутаты. В судебном заседании представитель заявителя Денисов А.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявление, просил его удовлетворить. Представитель суду пояснил, что Полещиков А.А. дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. На заседание окружной избирательной комиссии 10 февраля 2011 г. в повестку дня был включен вопрос о рассмотрении заявления Полещикова А.А. По результатам рассмотрения заявления окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации кандидатом в депутаты Полещикова А.А. Вместе с тем избиркомом была нарушена процедура проверки достоверности подписей избирателей в поддержку указанного депутата, поскольку экспертное исследование достоверности подписей представлено в ОИК не было, т.к. председателем комиссии были получены сведения о том, что большинство подписей в списках недействительны. В связи с чем на заседании комиссии было сообщено, что экспертное исследование не успело представить экспертное учреждение. Однако такое исследование Центром было проведено, но не получено окружной избирательной комиссией. Кроме того, ознакомившись со Списками, представленными в судебное заседание, Денисов А.С. указал, что визуально подписи в указанном документе в своем большинстве выполнены лицами, собиравшими эти подписи, а не избирателями. Однако указать какие именно подписи являются недостоверными, пояснить не смог. Представитель просил признать решение № 61 от 10 февраля 2011 г. окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва о регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы Полещикова Алексея Александровича незаконным и отменить регистрацию кандидата в депутаты. Представители окружной избирательной комиссии Фиошина А.С., Фиошина Г.В., Березин В.М., действующие на основании доверенностей, заявление не признали и суду пояснили, что оснований для отказа в регистрации Полещикова А.А., как кандидата в депутаты не было, поскольку заинтересованное лицо в установленный законом срок представил в ОИК документы о самовыдвижении. Также 31 января 2011 г. Полещиков А.А. представил на регистрацию подписные листы в поддержку его выдвижения, протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах. Решение о регистрации Полещикова А.А. ОИК приняла в течение 10 дней с момента представления документов. В соответствии со ст. 31 Закона в окружной избирательной комиссии была создана рабочая группа для проверки подписей избирателей в поддержку кандидатов. Обязательной процедуры проверки подписных листов экспертом, закон не предусматривает. Подписные листы проверяются рабочей группой. В связи с тем, что экспертное учреждение не успело провести проверку подписей до истечения срока, установленного законом для проверки, рабочая группа проверила подписные листы самостоятельно и установила наличие 33 недействительных подписей, что составляет 4,5 % от общего количества подписей и не является основанием для отказа в регистрации. Также представители пояснили, что комиссия приняла решение о регистрации кандидата в депутаты на основании избирательного законодательства и правовых оснований для признания решения незаконным и отмены регистрации не имеется. Представители просили в удовлетворении отказать. В судебное заседание не явились заявитель Полещиков А.Е. и заинтересованное лицо Полещиков А.А. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом и обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав участников процесса, допросив свидетеля Габалова А.Г., обозрев в судебном заседании личное дело кандидата в депутаты Полещикова А.А, подписные листы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать Полещикову А.Е. в удовлетворении заявления, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Аналогичные положения содержатся и в п.п 1,2,3 ст. 24 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. (ред. от 26 ноября 2010 г.) № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления» (далее Закон № 107-ЗСО). Статьей 34 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. Реализация инициативы самовыдвижения предусматривает два возможных способа последующего получения статуса зарегистрированного кандидата: сбор подписей в поддержку самовыдвижения либо внесение избирательного залога. В силу п.9 ст. 25 Закона № 107-ЗСО выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования может производиться после официального опубликования утвержденной представительным органом муниципального образования схемы избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» № 30 от 21.01.2011 г. образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 13 марта 2011 г. 25 ноября 2010 г. решением Саратовской городской Думы № 57-689 была утверждена схема избирательных округов для проведения выборов Саратовской городской Думы четвертого созыва с указанием места нахождения окружной избирательной комиссии, границ избирательного округа. В частности, определением перечня улиц, входящих в избирательный округ № 13 и определено число избирателей в данном округе – 33401 человек. Данная схема была опубликована в средствах массовой информации 26 ноября 2010 г. Решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010 г. №58-698 «О назначении выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва» назначены выборы депутатов на 13 марта 2011 г. 29 декабря 2010 г. Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов» приняла решение № 01/8-8-63 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», которым была сформирована окружная избирательная комиссия. В этот же день было принято и решение № 01/8-8-64 «О назначении председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», которым председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 был назначен Гулин А.Г. Таким образом, в судебном заседании установлена легитимность окружной избирательной комиссии. В судебном заседании установлено, что решением окружной избирательной комиссии № 10 от 14 января 2011 г. в окружной избирательной комиссии была создана рабочая группа по проверке подписных листов, финансовых и иных документов, представляемых кандидатами в депутаты. Утвержден и состав рабочей группы, состоящей из: председателя Гулина А.Г., членов: Карпеевой С.Н., Папиной Л.К., Фиошиной А.С., Фиошиной Г.В. (л.д.37,39). На основании п.1, 2, 2.1, 3 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Аналогичная норма содержится и в ст. 25 Закона № 107-ЗСО. Как следует из п.1 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Аналогичные требования содержатся и в п. 1,2 ст. 30 Закона № 107-ЗСО. В соответствии с п.3,4 ст. 30 Закона № 107-ЗСО сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии, в порядке, установленном настоящей статьей. 4. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, муниципальный список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением настоящей части, являются недействительными. В судебном заседании установлено, что 26 января 2011 г. Полещиков А.А. уведомил окружную избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 13. В соответствии с требованиями закона, Полещиковым А.А. в избирком были также представлены: паспорт гражданина РФ, трудовая книжка, аттестат об основном общем образовании, свидетельство о перемене имени, сведения о размерах и об источниках доходов, имуществу. Окружная избирательная комиссия 26 января 2011 г. выдала Полещикову А.А. подтверждение на прием указанных документов. Данные обстоятельства подтверждаются обозреваемым в судебном заседании личным делом Полещикова А.А. и не оспариваются участниками процесса. Согласно п.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в п. «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи. Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи; первый финансовый отчет, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится. Судом установлено, что 27 января 2011 г. Полещиков А.А. представил в ОИК: первый финансовый отчет, а 31 января 2011 г. - приложение № 5 к инструкции, справку отделения СБ РФ об остатке денежных средств на избирательном счете, подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Полещикова А.А. Данные обстоятельства подтверждаются обозреваемым в судебном заседании личным делом кандидата в депутаты и не оспаривается участниками процесса. В судебном заседании установлено, что всего избирателей в округе № 13, обладающих активным избирательным правом, 33401 человек. Следовательно, 2 % необходимого количества подписей избирателей составляет 668 человек. Также может быть представлено дополнительно подписей с превышением не более, чем на 10 %, что составляет дополнительно 66 подписей. Таким образом, Полещиковым А.А. в ОИК для подтверждения самовыдвижения должны быть представлены подписи избирателей, но не более чем 734 (668+66). Из обозреваемых в судебном заседании подписных листов в поддержку Полещикова А.А., установлено, что кандидат в депутаты представил в избирком подписные листы с количеством подписей 722. На основании п.3,4,5,6,7,8,9,10 ст. 31 Закона № 107-ЗСОотрения гражданского дела установлено, что кандидат в депутаты Полещиков А.А. представил в ОИК подписные листы с кобходимого количества подписей избирателей составляет 668 человек. Также может быть представлено дополнитель проверке подлежат все представленные подписи избирателей. 4. При приеме избирательных документов соответствующие избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в части 1 настоящей статьи времени. 5. Соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку подлинности подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. 6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. 7. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 8. При проведении проверки подписей избирателей, представленных кандидатом, избирательным объединением, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. 9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. 10. Недействительными считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел области; в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно; е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом; з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии муниципального списка кандидатов избирательной комиссией муниципального образования; и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи; к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист; л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 3, 4, 5, 6 и 7 к настоящему Закону. В судебном заседании установлено, что рабочая группа, созданная окружной избирательной комиссией, проводила проверку всех представленных кандидатом в депутаты Полещиковым А.А. подписей избирателей. Итоговый протокол рабочей группы подписан председателем и членами комиссии и датирован 08 февраля 2011 г. (л.д.45), поскольку сведения из ОУФМС для проведения проверки поступили 08 февраля 2011 г. В ходе проверки было признано недействительными 33 подписи, что подтверждается ведомостями (л.д.38,40) и не оспаривается участниками процесса. Суд считает, что окончание проверки и составление протокола 08 февраля 2011 г. вместо 05 февраля 2011 г. не может служить основанием для признания решения избиркома от 10 февраля 2011 г. незаконным. Суд не может согласиться с доводами представителя Денисова А.С. в той части, что ОИК нарушена процедура проверки подписей избирателей, поскольку, законом не предусмотрено обязательное участие в составе рабочей комиссии специалистов-экспертов и обязательное экспертное исследование списков. Суд критически относится к доводам заявителя в той части, что экспертно-криминалистическим центром ГУВД Саратовской области проводилось экспертное исследование достоверности подписей избирателей, представленных Полещиковым А.А., в ходе которого было установлено, что большинство подписей недостоверны в силу п. 9 ст. 31 Закона № 107-ЗСО. Поскольку указанные доводы опровергаются показаниями свидетеля Габалова А.Г., допрошенного в судебном заседании, который суду показал, что 05 февраля 2011 г. ему для проведения экспертного исследования были переданы подписи избирателей в поддержку Полещикова А.А. Свидетелем были осмотрены списки, но исследование не проводилось, т.к. ему сообщили, что в связи с истечением срока проверки списки должны быть возвращены в ОИК без проведения исследования. Указанное обстоятельство подтверждается и ответом, поступившим на запрос суда из ЭКЦ ГУВД Саратовской области (л.д.23). Суд также критически относится и к доводам представителя заявителя Денисова А.С. в той части, что при визуальном осмотре списков можно сделать вывод, что большинство из представленных подписей недостоверны, поскольку они выполнены Полещиковым А.А а не избирателями, а лицами, собиравшими подписи. Однако представителем в судебном заседании не конкретизировано какие конкретно подписи недостоверны и в подтверждение этого доказательств суду не представлено. Таким образом, в судебном заседании установлено, что рабочей группой была проведена полная проверка достоверности представленных в комиссию подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Полещикова А.А. В соответствии с п. 16 ст. 31 Закона № 107–ЗСО соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи документов, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, обязана принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. На основании пп. г, д п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Аналогичные требования содержатся и в пп. г, д п. 20 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО. Поскольку рабочей комиссией признано недействительными 33 подписи, что составляет 4,57% от представленных для проверки подписей, следовательно, у избиркома отсутстовали основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Полещикову А.А. В связи с чем 10 февраля 2011 г. ОИК было принято решение № 61 о регистрации Полещикова А.А. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва (л.д.9). В ходе судебного разбирательства не установлены какие-либо нарушения избирательного закона ОИК при проведении проверки достоверности и действительности подписей и принятии решения о регистрации кандидата в депутаты. Таким образом, требования Полещикова А.Е. в этой части не подлежат удовлетворению. Заявитель просил отменить регистрацию Полещикова А.А. В силу п. 5 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Аналогичные положения содержатся и в ст. 72 Закона Саратовской области № 107-ЗСО. Суд считает, что отмена регистрации кандидата в депутаты является санкцией за допущенные им нарушения и исходит из презумпции наличия пассивного избирательного права у кандидата в депутаты Полещикова А.А. пока не будет доказано, что имеются установленные законом основания к лишению его такого права. Судом не установлено, а заявителем не представлено доказательств того, что Полещиков А.А. допустил такое нарушение закона, которое может быть признано достаточным основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Следовательно, оснований для лишения Полещикова А.А. конституционного права быть избранным депутатом Саратовской городской Думы не имеется. Поскольку в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что при принятии избиркомом решения № 61 нарушений закона не установлено, следовательно, заявление Полещикова А.Е. не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Полещикову Алексею Евгеньевичу в удовлетворении заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № 13 г. Саратова от 10 февраля 2011 г. № 61 отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения. СудьяРЕШЕНИЕ