Дело № 2-756/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 февраля 2011 год г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Желонкиной Г.А. при секретаре Бекешевой А.А. с участием прокурора Бизяева А.Н. с участием заявителя Никитина А.Д. и его представителя Зараковского С.Д., представителей окружной избирательной комиссии Костаковой Г.А. и Цопина А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению Никитина А.Д. о признании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 незаконным, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №15 УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с заявлением о признании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 незаконным, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №15 по тем основаниям, что окружная избирательная комиссия избирательного округа №15 решением № 7/19 от 06 февраля 2011г. отказала ему- Никитину А.Д., 10.09.1951 года рождения, выдвинутому избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15». Считает данное решение незаконным и противоречащим ст. 31 и ст. 61 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107- ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», а именно: 1. данные, содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Никитина А.Д., которые и послужили основанием для принятия решения об отказе, не соответствуют данным в ведомостях проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также данным в справке об исследовании № 326 от 30 января 2011 года и информации управления Федеральной миграционной службы. 2. подписные листы проверялись не уполномоченными на то лицами и с использованием методов, которые запрещены ст.31 и ст.69 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107- ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» т.е. не применялась система ГАС « Выборы». Таким образом, принятое решение является незаконным по процедуре его принятия и нарушает право предусмотренное ст. 32 Конституции РФ, а также ст.1 и ст. 3 Закона Саратовской области от 31.10.2005 г. № 107- ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» быть избранным депутатом Саратовской городской думы четвертого созыва. Просит решение № 7/19 от 06 февраля 2011г. окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 которым отказано Никитину А.Д. 10.09.1951 года рождения, выдвинутому избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15» признать незаконным и обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 15 зарегистрировать Никитина А.Д., 10.09.1951 года рождения, выдвинутого избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15» В судебном заседании Никитин А.Д. и его представитель про доверенности Зараковский С.Д. заявление поддержали и просят удовлетворить, пояснив, что по их мнению окружная избирательная комиссия №15 не смогла организовать проверку подписей избирателей в подписных листах представленных в двух папках надлежащим образом. Согласно решения № 2/1 о создании рабочей группы по проверке документов представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию, в состав группы входят помимо членов окружной избирательной комиссии также специалист экспертно-криминалистического центра ГУВД по Саратовской области и специалист УФМС по Саратовской области, но без указания конкретной фамилии. Не отрицают, что рабочая группа имеет право включать в свой состав нужных специалистов. Считают, что подписные листы имеют право проверять лишь члены рабочей группы, а поверку достоверности подписей в экспертно-криминалистическом отделе ГУВД по Саратовской области и УФМС России по Саратовской области проводили не уполномоченные люди без какого-либо поручения, которые в состав рабочей группы не включались. В итоговом протоколе количество недостоверных подписей по нарушению п.9 ст.31 № 107-ЗСО указано 75, что не соответствует 2 ведомостям проверки подписных листов с подписями избирателей составляющих 2 папки, поскольку при подсчете их получается 73. В данном случае имеется место нарушение ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», вместо того чтобы использовать систему ГАС «Выборы», которая позволяет эффективно проверить количество избирателей, списки отправили в УФМС России по Саратовской области. Кроме того, имеются нарушения ст. 69 вышеуказанного закона, поскольку закон обязывает пользоваться только системой ГАС «Выборы», а ничем иным. Считают, что проверка проводилась вне рамок установленных законом. Оспаривают решение окружной избирательной комиссии по нарушению процедуры, а именно проверка проводилась не уполномоченными на то лицами и с использованием методов которые запрещены ст. 31 и 69 закона «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области, т.е. не по системе ГАС « Выборы». Для того, чтобы заключение рабочей группы было правильным и порождало права и обязанности проверка должна проводится в рамках ст. 31 вышеуказанного закона. Не оспаривают заключение эксперта, а также сведения представленные УФМС и не будут доказывать, что подписи признанные недостоверными и (или) недействительными либо иные установленные нарушения в действительности не имеют место. Желают оспорить только процедуру проведения проверки представленных сведений. Представители окружной избирательной комиссии Костакова Г.А. и Цопин А.А. с заявлением не согласны пояснив, что 28 января 2011 года Никитин А.Д. представил в избирательную комиссию по округу №15 подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в количестве 753, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, банковскую справку, заверяющую остаток денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете на день представления первого финансового отчета, учет поступления расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Пункт 5 ст. 31 Закона Саратовской области № 107–ЗСО обязывает избирательную комиссию в 5-ти дневный срок организовать проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата. Проверка подписей была назначена на 29.01.2011 года, о чем Никитин А.Д. уведомлен. Однако ни Никитин А.Д., ни его представители при проверке присутствовать не пожелали. Проверку достоверности подписей проводила рабочая группа, созданная по решению избирательной комиссии от 12.01.2011 года. В состав рабочей группы входили 3 члена избирательной комиссии и привлеченные специалисты из экспертно-криминалистического центра ГУВД по Саратовской области и отдела адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области. Специалисты, привлеченные к проверке не подчиняются окружной избирательной комиссии, в связи с чем, их нельзя было указать по- фамильно в протоколе, а назначаются они непосредственно руководителем данных организаций. Согласование специалистов законом не предусмотрено, порядок согласования ничем не утвержден. Окружная комиссия направила запрос в экспертное учреждение и данная организация определила кто будет проверять данные подписи. Считают, доводы заявителя о необходимо указывать фамилию специалиста не уместными. Все подписи были проверены, выбраковано 22,8 % от представленных для проверки подписей избирателей, они признаны недостоверными, либо недействительными, что является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Процедура соблюдена, доводы заявителя не убедительны и жалоба не подлежит удовлетворению. Никитин как самовыдвиженец должен был представить 684 подписи, также могло быть представлено подписей и больше, но не более чем на 10%, Никитиным представлено 753 подписи в установленный срок, уведомили его о проверки под роспись. О результатах проведенного исследования также он был уведомлен за 3 дня как предусматривает действующее законодательство. 2 февраля 2011 года его информировали о времени и месте заседания комиссии. Законом предусмотрена проверка подписных листов по системе ГАС «Выборы». Проверка подписных лисов вначале проводилась визуально членами рабочей группы на предмет исправлений, отсутствие даты либо года. Далее документы проверялись по системе ГАС «Выборы», проверяли паспортные данные и каждую фамилию избирателя, проживает ли избиратель в данном округе, а затем заносили в таблицу. Система ГАС «Выборы» выдает данные, но эти данные получают из УФМС, а ГАС «Выборы» не могут дать все данные, в связи с чем, черновые исходные данные заносили в таблицу действуя в соответствии с Инструкцией. После составления таблицы на основании данных ГАС «Выборы», направили ее в УФМС России по Саратовской области для дальнейшей проверки. Указывали для проверки сведения для которой брали из представленных кандидатом подписных листов. УФМС является уполномоченной организацией по регистрации граждан по месту жительства. Бывают сведения, что человек не значиться, или указываются недостоверные данные снятия с регистрационного учета. Например, в подписном листе была указана фамилия ФИО121, которая подписывается, хотя по данным УФМС с августа 2010г. значится как ФИО122 в связи со сменой фамилии. Подписные листы может заполнять сборщик подписей. Дата и подписи ставиться самим лицом. Система ГАС «Выборы» находится в здании администрации Ленинского района МО «Город Саратов». Согласно закону доступ к информационным ресурсам системы ГАС «Выборы» имеют все члены комиссии, работники аппарата этих комиссий. Вопрос о включении в состав рабочей группы специалистов является диспозитивной нормой. Окружной избирательной комиссии не подчиняется экспертное учреждение и она не может указать какой конкретно специалист должен проводить проверку документов. Окружная комиссия создает рабочую группу и при необходимости привлекает специалистов. Что касается количества подписей недостоверных то согласно заключения эксперта-почерковеда должно быть признано таковыми 75 подписей, в ведомостях проверки подписных листов пропущено 2 кода, т.е. не оговорены две подписи, но это техническая ошибка не влекущая каких либо последствий, так как ведомость рабочий документ. Основным документом является итоговый протокол на основании которого принимается решение о регистрации кандидата либо отказе в регистрации. Справка об исследовании, итоговый протокол имеют правильную цифру. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Аналогичные положения содержатся и в п.п 1,2,3 ст. 24 Закона Саратовской области № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления». Ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. Реализация инициативы самовыдвижения предусматривает два возможных способа последующего получения статуса зарегистрированного кандидата: сбор подписей в поддержку самовыдвижения либо внесение избирательного залога. В силу п.9 ст. 25 Закона № 107-ЗСО выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования может производиться после официального опубликования утвержденной представительным органом муниципального образования схемы избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем, за 45 дней до дня голосования. 25 ноября 2010г. решением Саратовской городской Думы № 57-689 была утверждена схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с указанием места нахождения окружной избирательной комиссии, границ избирательного округа в частности определением перечня улиц входящих в избирательный округ №15. Также было определено число избирателей в избирательном округе № 15 – 34234 человека. Данная схема была официально опубликована в средствах массовой информации 26.11.2010г. Решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010г. №58-698 «О назначении выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва» выборы депутатов назначены на 13 марта 2011г. Решением избирательной комиссии муниципального образования « Город Саратов» № 01/8-8-67 от 29.12.2010г. сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №15, приложением к которому являлся списочный состав окружной избирательной комиссии(л.д.23-25), а решением избирательной комиссии муниципального образования « Город Саратов» № 01/8-8-68 от 29.12.2010гпредседателем комиссии окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15 назначена Костакова Г.А.(л.д.22) 12 января 2011г. решением № 2/1 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 в соответствии с п.п. «а», «в» пункта 10 ст.24, п.7 ст.56 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в целях проверки достоверности представленных документов, данных содержащихся в подписных листах создана рабочая группа с утверждением ее персонального состава согласно приложению №1 и Положения о рабочей группе согласно приложению №2.(л.д.26-29) На основании ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Согласно п.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в частях 3, 11 и 12 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи. Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: -сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частями 1, 3, 11, 12 статьи 29 настоящего Закона; - протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи; -первый финансовый отчет, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. п.1.1. при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частями 1, 3, 11, 12 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. В судебном заседании установлено, что 4 января 2011г. Никитин А.Д. уведомил окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №15 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва о том, что 30.12.2010г. он выдвинут избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №15 направив об этом заявление с согласием баллотироваться одновременно представив в комиссию документы, предусмотренные пунктами 2 и 4 Закона Саратовской области № 107-ЗСО. 28 января 2011г. избирательной комиссией были приняты от Никитина А.Д. подписные листы, содержащие подписи избирателей в его поддержку в количестве 753, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, банковскую справку, заверяющую остаток денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете на день представления первого финансового отчета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. В соответствии с ч.3 ст.31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" № 107-ЗСО проверке подлежали все представленные подписи избирателей, о дате, времени и месте проведения проверки представленных подписей Никитин А.Д. был уведомлен. Статьей 30 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее десяти подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, муниципальный список кандидатов. Избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения (п.6 ст.30) при самовыдвижении кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования в подписном листе согласно приложению 3. Статья 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" предусматривает: 1.Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в пункте "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом лично либо иным лицом в случаях, указанных в части 5 статьи 25 настоящего Закона. 2.Количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на десять процентов. 3. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей. 4.При приеме избирательных документов соответствующие избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в части 1 настоящей статьи времени. 5. Соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. В судебном заседании установлено, что всего число избирателей в округе №15 составляет 34234 человека. Следовательно, 2% необходимого количества подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа равно 684 человек. Также может быть представлено количество подписей с превышением, но не более чем на 10%, т.е. дополнительно 68 подписей. Никитиным А.Д. представлено 753 подписи, что соответствует требованиям закона. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. В данном случае рабочая группа была создана. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций (абзац введен Законом Саратовской области от 29.07.2010 N 126-ЗСО) 6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. 7. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (в ред. Закона Саратовской области от 30.03.2007 N 47-ЗСО) 8. При проведении проверки подписей избирателей, представленных кандидатом, избирательным объединением, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. 9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. 10. Недействительными считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; (п. "б" в ред. Закона Саратовской области от 26.11.2010 N 203-ЗСО) в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых, проставлены избирателями несобственноручно; е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом; з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов избирательной комиссией муниципального образования; (в ред. Закона Саратовской области от 29.07.2010 N 126-ЗСО) и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи; к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист; л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 3, 4, 5, 6 и 7 к настоящему Закону. 11. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктом "д" части 20 и пунктом "г" части 21 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 72 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Статьей 69 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом при подготовке и проведении выборов, а также для осуществления иных полномочий избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом, иными федеральными законами. Аналогичное положение закреплено и в статье 74 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" В соответствии с п.20 ст.31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть: в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом; д)недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (в ред. Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 116-ЗСО) Комиссией были изучены представленные Никитиным документы, а также проведена проверка 753 подписей содержащихся на 161 листе в 2 папках. Никитин письмом уведомлен 28.01.2011г. о том, что 29.01.2011г. в помещении окружной комиссии №15 начнется проверка представленных им подписных листов (л.д.54) Проверку достоверности(действительности) подписей в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002г.№ 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003г. № 20-ФЗ « О государственной автоматизированной системе Российской Федерации « Выборы», Законом Саратовской области № 107-ЗСО, Положением о рабочей группе по приему и проверке документов проводила рабочая группа в состав которой входили три члена избирательной комиссии и привлеченные специалисты из Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области и отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области. В данном случае привлечение специалистов для проверки является правом окружной избирательной комиссии и в качестве эксперта может выступать лицо назначенное руководителем экспертного учреждения. Ссылка Никитина А.Д. на то, что фамилия эксперта и специалиста УФМС должна обязательно быть указана в списке членов рабочей группы ничем не обусловлена, действующим законодательством прямого указания на это нет, поскольку данные лица могут привлекаться лишь в случае необходимости, а не являться постоянно действующим членом рабочей группы, т.е. фактически членом избирательной комиссии. Визуальную проверку и проверку по системе ГАС « Выборы» осуществляли члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, входящие в состав рабочей группы, проверку сведений об избирателях и сборщиках подписей проводил привлеченный специалист из отдела адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области, исследование на предмет недостоверности подписей проводил специалист из Экспертно- криминалистического центра ГУВД по Саратовской области. УФМС России по Саратовской области проверку достоверности сведений, содержащихся в подписных листах проводила на основании направления окружной избирательной комиссии №15 (л.д.55) с учетом рекомендаций секретаря Центральной избирательной комиссии от 30.12.2010г. о подписании Протокола №1 к Соглашению взаимодействии между Центральной избирательной комиссией и Федеральной миграционной службой (л.д.60-63) В ходе проверки была составлена ведомость на каждую представленную Никитиным папку проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (л.д.41-51) По окончании проверки на основании Ведомостей, справки об исследовании № 326 от 30.01.2011г. и информации УФМС Российской Федерации по Саратовской области был составлен Итоговый протокол согласно которого недействительными и ( или) недостоверными признаны 172 подписи, что составило 22,8% от предоставленных для проверки подписей избирателей. При этом судом установлено, что если подпись признавалась недействительной и (или) недостоверной по нескольким основаниям, предусмотренным частями 9 или 10 ст.31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО в графе « количество недостоверных и (или) недействительных подписей» она учитывалась один раз. Кандидат может быть зарегистрирован если недействительными и (или недостоверными) признаны не более 10% подписей избирателей, а не как у заявителя 22,8%. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога. В Постановлении Центризбиркома РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что ответственность за представление необходимых документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе: 1) уточнять и дополнять сведения содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации; 2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона. Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Недействительной подписью, в силу пункта 44 статьи 2, пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; основания для признания подписей недействительными должны быть предусмотрены законом. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной или недостоверной, либо недействительной. Недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей избирателей в соответствии с частью 5 статьи 31 ФЗ № 107- ФЗ; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписями сведениям об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом; подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов. В силу пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписи избирателей могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений указанного пункта являются недействительными. В приложении №2 к решению избирательной комиссии МО « Город Саратов» от 17.12.2010г. № 01/8-7-30 определен Перечень кодов нарушений, выявленных в ходе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов (л.д.39) Так, согласно Итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №15 Никитина А.Д.(л.д.52-53) на основании сведений УФМС и заключения эксперта № 326 от 30.01.2011г.(л.д.56-59) установлено, что недостоверными являются 75 подписей в связи с нарушением п.9 ст.31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО. Никитин ссылается на то, что при подсчете подписей по данному нарушению в ведомостях проверки подписных листов с подписями избирателей недостоверных указано только 73 подписи. Судом установлено, что действительно в ведомостях проверки подписных листов с подписями избирателей недостоверными по п.9 ст.31 Закона № 107-ЗСО отражены 73 подписи. Однако, данное обстоятельство свидетельствует о технической описке при составлении данных ведомостей, поскольку как следует из итогового протокола который является основных документов при принятии решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидату, а также заключению эксперта недостоверных подписей 75. По мнению суда, две подписи которые не отражены в ведомостях каких либо юридических последствий для заявителя не несут. Так согласно справки об исследовании № 326 от 30.01.2011г. установлено, что: - в четвертом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №1 ФИО1. В девятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №1 ФИО3 1950 г.р., в графе №2 ФИО4 1972 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом ( -2) В двенадцатом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №1 ФИО5 1957 г.р., в графе №2 ФИО6 1959 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом ( -2). В тринадцатом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №2 (Фамилия не читаемая) Л.С. 1952 г.р., в графе №3 (Фамилия не читаемая) Д.М. 1981 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (- 2). В двадцатом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 гр выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №2 ФИО7 1935г.р. в графе №3 ФИО8 1941 г.р.. в графе №4 ФИО9 1929 г.р. в графе №5 ФИО10 1932 г.р.. в столбце N°6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-4 избирателя). В двадцать первом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №2 ФИО11 1960 г.р.. в графе №3 ФИО12 1951 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В тридцать первом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 т.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №2 (Фамилия не читаемая) ФИО81 1946 г.р.. в графе №3 (Фамилия на читаема) ФИО82 1949 г.р. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок четвертом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951г.p. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №2 (Фамилия не читаемая) ФИО84 1976 г.р.. в графе №3 ФИО13 1970 г.р.. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок шестом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 т.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №1 ФИО14 1942 г.р.. в графе №2 ФИО15 1947 г.р.. в графе №3 ФИО16 1979 г.р. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-3). В пятьдесят седьмом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951г.р. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе № 1 ФИО17 1960г.р.. в графе №2 ФИО18 1954г.р., в столбце № 6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом. ( -2) В шестьдесят четвертом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов) в графе № 2( Фамилия не читаемая) ФИО88 1974 г.р.. в графе №3 ФИО19 1943 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В шестьдесят пятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №3 ФИО20 1948 г.р., в графе №3 ФИО21 1942 г.р.. в столоне №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом. (-2) В семьдесят втором листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 75 (семидесяти пяти листов), в графе №1 ФИО92 1951 г.р.. в графе № 2 (Фамилия на читаема) ФИО93 1947 г.p. в графе j№ 3 ФИО22 1938 г.р. в графе №4 (Фамилия не читаемая) ФИО94 1965 г.р.. в графе №5 (Фамилия не читаемая) ФИО95 1964 г.р. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-5 ). В первом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов) в графе №3 ФИО23 1967 г.р., в графе №4 ФИО24 1937г.р., в столбце № 6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В пятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №2 ФИО25 1953 г.р., в графе №3 ФИО26 1958 г.р.. в графе №4 ФИО27 1957 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-3). В седьмом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина-А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов) в графе №3 ФИО28 1942 г.р., в графе №4 ФИО29 1941 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В восьмом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №2 ФИО30 1947 г.р.. в графе №3 ФИО31 1985 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В десятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р.. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО32 1939 г.р., в графе №2 ФИО33 1937 г.р., в графе №3 ФИО34 1948 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-3). В тринадцатом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №4 ФИО35 1951г.р., в графе №5 ФИО36 1939г.р., в столбце №6 « Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2) В шестнадцатом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951г.р., выполненных в подшивке 86(восьмидесяти шести листов) в графе №3 ФИО37 1939г.р., в графе №4 ФИО38 1949г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В тридцать третьем листе подписного листа кандидаты в депутаты Никитина А.Д.,1951г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №2 ФИО103 (отчество не читаемо) 1952 г.р., в графе №3 ФИО39 1938 г.р.. в графе №4 ФИО40 1949 г.р., в графе №5 ФИО41 1959 г.р. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-4). В сорок первом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №4 ФИО42 1950 г.р., в графе №5 ФИО43 1958 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок втором листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №4 ФИО44 1934 г.р., в графе №5 ФИО45 1930 г.р.. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок четвертом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО46 1955г.р., в графе №5 ФИО47 1951г.р. в столбце № 6 В сорок пятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО48 1950 г.р.. в графе №2 ФИО49 1985 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок шестом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №3 (Фамилия не читаема) ФИО109 1966 г.р., в графе №4 ФИО50 1926 г.р.. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В сорок девятом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО51 1956 г.р., в графе №2 ФИО52 1954 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В пятьдесят втором листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р. выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО53 1942г.р., в графе №2 ФИО54 1970г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В шестьдесят шестом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО55 1940 г.р,, в графе №2 ФИО56 1940 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2). В шестьдесят восьмом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №2 ФИО57 1951 г.р., в графе №3 ФИО58 1948 г.р., в графе №4 ФИО59 1940 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-3) В семьдесят третьем листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №2 ФИО60 1949 г.р. в графе №3 ФИО61 1948 г.р., в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом. (-2) В семьдесят восьмом листе подписного листа кандидата в депутаты Никитина А.Д. 1951 г.р., выполненных в подшивке 86 (восьмидесяти шести листов), в графе №1 ФИО62 1949 г.р. в графе №3 ФИО63 1938 г.р.. в столбце №6 «Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом (-2) Таким образом, недостоверных 75 подписей. Также признаны недействительными 57 подписей избирателей указавших в подписном листе сведения несоответствующие действительности, поскольку не зарегистрированы на территории избирательного округа №15, 5 подписей недействительны, так как не указаны требуемые в соответствии с законом сведения, две подписи недействительны, так как не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи, 19 подписей недействительны, так как имеются исправления в датах их внесения в подписной лист, поскольку эти исправления не отмечены избирателями и 5 подписей недействительны так как имеются исправления в соответствующих этим подписям сведениям об избирателе поскольку исправления специально не отмечены избирателям или лицом, заверяющим подписные листы, в одной графе отсутствует подпись избирателя и 25 подписей недействительны по основаниям п. «а» ч.10 ст.31 Закона Саратовской области № 107 ЗСО. В судебном заседании Никитин А.Д. не оспаривал признанные недостоверными либо недействительными 172 подписи, которые составляют 22,8% выбракованных подписей. Решением № 7/19 от 6 февраля 2011г. Никитину А.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Данное решение он просит отменить по формальным основаниям процедуре проведения проверки. В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения. Согласно статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Статьей 259 ГПК РФ предусмотрено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии со ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ: путем признания права; Первым доводом к отмене решения заявитель указывает проведение проверки не уполномоченным лицом, к которому относит УФМС и специалиста эксперта как не указанных в составе рабочей группе с чем суд согласиться не может, поскольку данные специалисты не являются постоянно действующими членами, а привлекаются к проверке по мере необходимости, а действующее законодательство не предусматривает обязательное включение их в состав рабочей группы, а только привлечение при необходимости. Исходя из особенностей правового положения УФМС, сведения, представленные этим территориальным органом федерального органа исполнительной власти являются допустимыми доказательствами. Согласно правовой позиции ВС РФ, выраженной в Определениях от 20 апреля 2005г. N 25-Г05-4 и от 24 ноября 2005г. N 5-Г05-114, под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу Закона понимается нарушение не только формы подписного листа, но и оформления данных, содержащихся в нем (в том числе об избирателях, сборщике подписей и т.д.). Что касается понятия "избиратели, обладающие активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение", то оно означает избирателей, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа (п. 1 - 4 ст. 4). В соответствии с п. 16 ст. 31 Закона № 107–ЗСО соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи документов, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, обязана принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Второй довод к отмене решения заявитель указывает не применение при проведении проверки системы ГАС « Выборы», однако данный довод голословен и ничем не подтвержден. Третий довод о несоответствии признанных недостоверными подписей в итоговом протоколе, заключении эксперта, сведениях УФМС ведомостям проверки подписных листов является по сути, технической опиской не влияющей на существо спора. Таким образом, решение окружной избирательной комиссии по избирательному округу №15 от 06.02.2011г. № 7/19 является законным и отмене не подлежит, поскольку должен соблюдаться баланс интересов и каждый гражданин подавший заявление о согласии баллотироваться на выборах должен находится в равных условиях На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Никитину А.Д. в удовлетворении заявлений. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Никитину А.Д. в удовлетворении заявления о признании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № 15 г. Саратова от 06 февраля 2011г. № 7/19 незаконным и обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 зарегистрировать Никитина А.Д., 10.09.1951 года рождения, выдвинутого избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15» отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения. Судья:
1960 г.р.. в графе № 2 ФИО2 1953 г.р.:- в столбце № 6 « Подпись о дате ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом ( минус 2 избирателя).
«Подпись и дата ее внесения» буквенно-цифровые записи, вероятно, выполнены одним лицом.(-2)