Дело № 2-770/2011



Дело № 2-770/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года        г.Саратов

              Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Желонкиной Г.А.,

при секретаре Кадралиевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой О.В. к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Саратова о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

                                                              УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что 28.12.2010 года обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении ей досрочной песни по старости как педагогическому работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической деятельности, однако решением комиссии было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы. При этом, в специальный стаж не были засчитаны периоды ее работы: с 15.08.1991г по 31.08.1993г. в должности учителя математики школы-гимназии и с 11.03.2002г. по 22.03.2002г. - период нахождения на курсах повышения квалификации.

Считает отказ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова необоснованным и незаконным, нарушающим ее конституционное право на пенсию, т.к. она выполняла работу, предусмотренную Списком должностей и учреждений и которая засчитывается в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

В соответствии со статьей 80 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсии за выслугу лет педагогическим работникам, занятым в школах и других учреждениях для детей, назначаются при наличии специального стажа 25 лет. Статья 83 того же закона предусматривает, что Списки работ, с учетом которых устанавливается пенсия, и Правила исчисления специального стажа определяются Правительством Российской Федерации.

Так, в период прохождения курсов повышения квалификации с 11.03.2002 года по 22.03.2002 года, который исключен из стажа, необходимого для назначения истцу досрочной пенсии решением № 6 от 13.01.2011г. и протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 59 от 13.01.2011 г. ей выплачивалась заработная плата из которой удерживались соответствующие взносы в УПФ.

Средняя школа 15 августа 1991 года приказом № 149 от 12.08.1991 года была переименована в школу-гимназию , а 01.09.1993 года школа-гимназия была переименована в гимназию , а 05.02.1996 года в МОУ «Гимназия ». Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 278 от 15.04.2005 года установлено тождество наименований «школа-гимназия» и «гимназия».

Просит признать незаконным и отменить решение ГУ Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г.Саратова № 6 от 13.01.2011г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включить в специальный педагогический стаж периоды работы с 15.08.1991г по 31.08.1993г. в должности учителя математики школы-гимназии ; с 11.03.2002г. по 22.03.2002г. - нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г.Саратова назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 28.12.2010г.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Попова Э.Р. в иском не согласна пояснив, что решением комиссии по пенсионным вопросам от 13.01.2011 года № 6 Ивановой О.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, поскольку период работы с 15.08.1991г. по 31.08.1993г. в должности учителя математики школы-гимназии , а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.2002 г. по 22.03.2002 г. не были включены в стаж не соответствующих видах работ. При назначении пенсий ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова руководствуется нормами законодательства РФ, действующего на момент обращения за назначением пенсии. Досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Правительство РФ приняло Постановление от 29.10.2002 года № 781 «Об утверждении списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными нормативными актами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Стаж работы Ивановой О.В. на соответствующих видах работ с учетом Постановления Правительства от 29.10.2002 года № 781 и реализация права на данную пенсию осуществлялось в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», регулировавшими пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01.11.199 года и после указанной даты соответственно, а также разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78. 1 Закона ОСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 22. 05.1996 года № 29.

В связи с вступлением в силу постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования, т.е. до 01.01.2002 года, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично.

Таким образом, вопрос об исчислении стажа на соответствующих видах работ при определении права на указанный вид пенсии может быть рассмотрен по двум вариантам: либо в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 за весь период работы, либо с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по постановлению Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 463 ( к периодам работы до 01.11.1999 г.) и постановлениям Правительства РФ от 21.09.1999 г. № 1067 (к периодам работы с 01.11.1999 до 12.11.2002 г.), от 29.01.2002 г. № 781 (к периодам работы после 12.11.2002 г).

В соответствии с перечисленными нормативными актами право на досрочную пенсию по старости по нормам пп.19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года дает не любая педагогическая деятельность, а работа в должностях и учреждениях, поименованных в Списках. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 не поименовало наименование учреждения школа-гимназия, со всеми вытекающими правовыми последствиями в части досрочного назначения пенсий лицам, работавшим в данном учреждении.

Однако, согласно списку право не пенсию за выслугу лет как педагогическому работнику предоставляется при наличии работы в определенной должности в общеобразовательном учреждении для детей.

Периоды работы в должности учителя математики в школе-гимназии с 15.08.1991 г. по 31.08.1993 г. не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как учреждения «Школа-гимназия» не поименована списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, ни Списком № 463.

Тождеством наименований учреждений, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право не досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, наименование гимназия установлена тождественность наименованию школа-гимназия, только с вступлением в силу вышеуказанного Списка.

Период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.2002 года по 22.03.2002 г., не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью, так как включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г. № 781, ни Правилами от 11.07.2002 г. № 516.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление досрочного пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной деятельности, а лишь с которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации явно не относятся к периодам повышенной профессиональной нагрузки.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 17.12.2004 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения на указанной пенсией при наличии всех необходимых документов.

В связи с тем, что день обращения за назначением пенсии у Ивановой О.В. не было всех необходимых документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, назначение ей пенсии с 28.12.2010 г. неправомерно.

Также не отрицала, что при включении спорных периодов, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П истцу будет достаточно стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дело заявителя, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применима на всей территории российской Федерации.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст.12,56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и др.

Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений…граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены их объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.ст. 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого было ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.

Согласно п. 9 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначение трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013г. При этом, применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В толковании, данном в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (oрганизации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

     Согласно п.п.10п.1 ст.28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ » от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей независимо от возраста, при этом трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного закона. Данный п.п.10 п.1 ст.28 применяется в совокупности с п.3 ст.28 вышеназванного Закона согласно которого, досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается на основании Списков соответствующих работ, утверждаемых Правительством РФ.

За периоды работы до 01.11.1999г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. За периоды работы после 01.11.1999г. применяется Список должностей, работы в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1067 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. № 79 )

Согласно данным спискам право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью предоставляется при наличии одновременно двух условий: работа в определенной должности и в образовательном учреждении для детей.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом ухудшающим положение лица по сравнении с ранее действующим, поскольку гражданин выполняя определенную работу по конкретной должности в учреждении вправе был рассчитывать в последующим на защиту его пенсионных прав государством исходя из действующего на тот период законодательства.

В силу ст. 4 ГК РФ, Постановления Конституционного Суда от 24 мая 2001 за № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации и подтверждённую Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. № 2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В разъяснении Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от 25 марта 2003г. указано, что если право имелось на дату введения в действие Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001г., т.е. на 01.02.2002г., то досрочная пенсия должна назначаться с применением ранее действовавших правил подсчета стажа работы, дающего право на пенсию.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости, утверждаются Правительством РФ.

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В судебном заседании установлено, что 28.12.2010г. Иванова О.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова (л.д.28).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова от 13.01.2011 № 6 Ивановой О.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что отсутствует требуемой продолжительности стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 8).

С данным выводом суд не может согласиться.

Истцом в обоснование своих требований представлена трудовая книжка, которая является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, документы об изменении статуса учебного учреждения, справки, подтверждающие факт работы.

Согласно трудовой книжке Иванова О.В. 26.08.1986 года принята на должность учителя математики в Среднюю школу , приказ № 1008/к от 27.08.1986 года (л.д.15).

В период с 15.08.1991г. по 31.08.1993г. истец работала учителем математики в школе-гимназии .

С 11.03.2002г. по 22.03.2002г. (л.д.31) Иванова О.В. проходила курсы повышения квалификации.

Согласно справке от 02 февраля 2011 года Средняя школа была переименована в школу-гимназию 15 августа 1991 года приказом № 149 от 12.08.1991 года по Ленинскому РОНО.

Школа-гимназия переименована в гимназию 1 сентября 1993 года приказом № 150 от 20.07.1993 года по отделу образования администрации Ленинского района г. Саратова (л.д.12,30).

Приказом № 257 от 20.06.1996 года учреждено на базе средней общеобразовательной школы муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия » со статусом самостоятельного юридического лица (л.д.33).

МОУ «Гимназия » зарегистрировано надлежащим образом (л.д.29).

В силу статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии с пунктом 7 указанных Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время возле возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П положение п.п.10,11,12 п.1 ст.28 и п.1 и 2 ст.31 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» признано не соответствующим Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшихся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, признаны не соответствующими Конституции РФ ст.19 ч.1 и 2, ст.39 ч.1 и 2, ст.55 ч.2 и 3.

УПФ, исключая период работы в школе-гимназии из специального стажа истца, указывает, что включение данного периода не предусмотрено, так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМ от 06 сентября 1991г. № 463, школа-гимназия по п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РСФСР от 22 сентября 1999г. № 1067 не входит в перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений.

Данный вывод не соответствует требованиям закона.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (в редакции от 22.09.1993г.) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 названного закона (далее Список 1991г.).

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067, утвердившего Список от 22 сентября 1999г. и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999г. в соответствии со Списком 1991г. по правилам ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилам от 22.09.1999г.

Таким образом, спорный период работы истицы регулируется Списком 1991г.

На основании Списка 1991г. право на пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей.

Списком поименованы школьные учреждения всех типов.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

На основании Списка 1999г. право на пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей.

Списком поименованы средняя общеобразовательная школа и должность.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05 июля 2005г. № 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должности воспитатель группы продленного дня наименованию должности "воспитатель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.

На основании изложенного с учетом постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.04.2004г. по постановлению совета Министров СССР от 06.09.1991г. № 463( к периодам работы до 01.11.1999г.) спорный период работы с 15.08.1991г по 31.08.1993г. в должности учителя математики школы-гимназии подлежит включению в стаж.

В период нахождения на курсах повышения квалификации куда была направлена истец с основного места работы, действовала ст.196 ТК РФ согласно которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности и данные периоды засчитываются в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, поскольку в этот период работник считается работающим постоянно на предприятии, которое послало на курсы повышения квалификации, т.е. сохраняется место работы (должность), сохраняется средняя заработная плата за полный рабочий день, уплачивались страховые взносы.

Статьей 197 названного кодекса установлено право работников на повышение квалификации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

При этом, ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, не упомянуты периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 218 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Пунктом 4 указанных выше Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется -стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Ссылка ответчика на разъяснения Минтруда № 5 от 22.05.1996г. утвержденное Постановлением Минтруда № 29 от 22.05.1996г. и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 незаконна, поскольку согласно п.п.10.п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Кроме того, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации работодатель отчислял за нее страховые взносы из ее заработной платы.

Таким образом, суд считает, что периоды работы истца с 15.08.1991г. по 31.08.1993 г. в должности учителя математики школы-гимназии и с 11.03.2002 г. по 22.03.2002г. - период нахождения на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В связи с тем, что с учётом спорных периодов у истца на момент обращения в пенсионный орган, т.е. 28.12.2010г., был необходимый стаж (более 25 лет) для назначения досрочной пенсии, то данная пенсия должна быть назначена именно с указанной даты.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова от 13 января 2011 года № 6 об отказе Ивановой О.В. в назначении досрочной пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Саратова включить в специальный стаж работы Ивановой О.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 15.08.1991г. по 31.08.1993г. в школе-гимназии №87 и период с 11.03.2002г. по 22.03.2002 г. нахождения на курсах повышения квалификации.

Признать право Ивановой О.В. на досрочную трудовую пенсию с 28.12.2010г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья