№ 2-721/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25.03.2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова, в составе: председательствующего судьи Пуговкина А.В., при секретаре Беззубовой И.В., с участием представителя ответчика Нигматдинова Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Саратовский радиоприборный завод» о признании бездействий незаконными и понуждении к обеспечению проведения производственного контроля промвыбросов в атмосферу по всем источникам, согласно графику аналитического контроля, об обеспечении ведения первичного учета выбросов в атмосферу по журналу ПОД-1, разработке паспорта на газоочистительные и пылеулавливающие установки УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Саратовский радиоприборный завод» (далее ОАО «СРЗ») о признании незаконным бездействия выразившегося в нарушении требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и возложении обязанности устранения нарушений посредством обеспечения проведения производственного контроля промвыбросов в атмосферу по всем источникам согласно графику аналитического контроля; обеспечения ведение первичного учета выбросов в атмосферу по журналу ПОД-1, а также посредством разработки паспорта на газоочистные установки (ГОУ), пылеулавливающие установки (ПУУ). Мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратуройЛенинского района города Саратова совместно с комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области проверки установлено, что на данном предприятии по договору с ООО «Биосфера» проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которой выявлено 156 источников выбросов загрязняющих веществ, из них: 16 неорганизованных, 128 организованных, 12 законсервированных. Источников выбросов, оснащенных газопылеулавливающими установками - 17, из них 4 законсервированных. Качественный и количественный состав выбросов определен расчетным методом по программе УПРЗА «Эколог». В результате установлено, что в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества 103 наименований: азот диоксид, азот оксид, ангидрид сернистый, бензапирен, пыль латуни, сажа и др. Всего выбрасывается в атмосферный воздух загрязняющих веществ 75, 08269021 т/год. На основании утвержденного проекта предельно допустимых выбросов ОАО «Саратовский радиоприборный завод» оформлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу № 3209 сроком действия с 23.10.2009 г. по 30.09.2012 г. Графиком аналитического контроля промышленных выбросов в атмосферу предусмотрен аналитический инструментальный контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов по 11 источникам с периодичностью 1 раз в квартал и 1 раз в год, по остальным источникам контроль должен производиться расчетным методом 1 раз в год. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Статьей 30 вышеуказанного Закона предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. В нарушение указанных требований ОАО «Саратовский радиоприборный завод» не осуществляется производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух по всем источникам, предусмотренный согласно графика аналитического контроля промышленных выбросов в атмосферу. Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик по форме ПОД-1, утвержденной приказом ЦСУ от 09.06.1981 г. № 329, на предприятии не ведется. Указанное нарушение является несоблюдением условий действующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также в ходе проверки установлено, что все газоочистное оборудование не зарегистрировано в установленном порядке, паспорта на газоочистные установки (ГОУ) отсутствуют, что является нарушением ст.ст. 25, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ОАО «Саратовский радиоприборный завод» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и г. Саратова. Ответчик исковые требования не признал и пояснил, что не представление временно назначенным лицом на момент прибытия государственного инспектора по охране природы Саратовской области ФИО3 журналов ПОД-1,паспортов на ГОУ (ПУУ) не означает отсутствие производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух по всем источникам, согласно графику аналитического контроля промышленных выбросов в атмосферу, и не ведение журналов учета стационарных источников загрязнения и их характеристик по форме ПОД-1, утвержденной приказом ЦСУ от 09.06.1981 г. № 329, поскольку указанные журналы и паспорта имелись и велись. Дополнительно указанные документы не истребовались, до направления дел об административных правонарушениях по результатам проверки в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее Росприродназор). Между тем журналы ПОД-1 велись, поскольку их отсутствие приводит к предоставлению недостоверных сведений по всем статистическим данным, представляемым в государственные органы, в том числе по форме отчета 2-тп (воздух). Ведение журналов предполагает указание времени работы источника за истекший месяц, квартал, год, в зависимости от источника. Восполнение этих сведений крайне затруднительно, поскольку расчеты очень трудоемкие, а недействительные данные могут противоречить данным сдаваемым в органы статистики. Кроме этого ответчиком представлены не только журналы, но и черновики расчётов данных, занесенных в эти журналы. Паспорта ГОУ на действующие объекты имелись и были зарегистрированы на 10 объектов ещё в 1997 г., а на 3 - были изготовлены новые в связи с обветшанием старых, 4 установки были законсервированы. Для регистрации новых паспортов ответчик обращался 20.07.2010 г. в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), 24.03.2011 г. в Росприроднадзор, однако в регистрации паспортов отказали, сославшись на отсутствие полномочий. Прокурор, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, дважды не явился в судебное заседание. Об уважительности неявки не сообщил. Ответчик настаивает на рассмотрении дела по существу. Представитель третьего лица, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; В силу ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно ст. 25 этого же Закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы, а в соответствии со ст. 30 Закона предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Саратов совместно с представителем Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области с 15.12.2010 г. по 01.02.2011 г. в рамках осуществления надзора за исполнением природоохранительного законодательства проведена проверка деятельности ОАО «Саратовский радиоприборный завод», расположенного по адресу: <адрес>, Проспект 50 лет Октября, <адрес>. По результатам проверки государственных инспектором по охране природы <адрес> ФИО3 составлена справка - информация, в которой делается вывод об обнаружении недостатков и необходимости обеспечить ведение первичного учета выбросов в атмосферу по журналу ПОД-1, разработать паспорта на ГОУ (ПУУ) и зарегистрировать их в установленном порядке. Допрошенный в судебном заседании ФИО3 пояснил, что проверка им проведена в течении одного дня, а выявленные нарушения им указаны потому, что журналы ПОД-1 и паспорта ГОУ (ПУУ) ему не были представлены. Вместе с тем он отмечает, что ведение журналов является трудоемким процессом, который длится на протяжении нескольких лет, отражает расчетные данные, данные лабораторных исследований, что изготовление и регистрация паспортов не может быть проведена за короткий промежуток времени. Также он отметил, что Росприроднадзор не регистрирует паспорта ГОУ, а ранее этим занималось Ростехнадзор. Как это установлено судом и не оспаривается сторонами ответчик производит выброс в атмосферный воздух загрязняющие вещества 103 наименований: азот диоксид, азот оксид, ангидрид сернистый, бензапирен, пыль латуни, сажа и др, на основании утвержденного проекта предельно допустимых выбросов. На предприятии ведутся журналы первичного учета по форме ПОД-1, имеются протоколы количественных химических анализов (КХА) промышленных выбросов, сводные протоколы обследования источников вредных выбросов в атмосферу, расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников выбросов предприятия в соответствии с планом-графиком аналитического контроля за выбросами ЗВ в атмосферный воздух осуществляются (за 2009 и 2010 г.г.), что также нашло подтверждение в постановлениях от 25.02.2011 г. о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ответчика состава административного правонарушения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, рассмотренных должностным лицом Росприроднадзора по Саратовской области. Как установлено судом на основании копий паспортов на 13 действующих ГОУ (ПУУ), паспорта на момент проверки имелись. 10 из них были зарегистрированы в 1997 г., 3 изготовлены 31.05.2010 г. взамен старых и на них нет отметки о регистрации. Также судом установлено из ответов на запросы в Ростехнадзор от 14, 16 и 20.07.2010 г., что регистрацию паспортов на газоочистные установки указанное учреждение не производит. Согласно ответу из Росприроднадзора от 24.03.2011 г. действующее законодательство не предусматривает норм, определяющих регистрацию установок очистки газов и осуществление органами исполнительной власти полномочий, связанных с их регистрацией. Данное обстоятельство подтверждается выводами должностного лица, указанного органа в постановлении от 25.02.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях ответчика. В соответствии с распоряжениями № 25 от 22.01.2009 г. 8 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух законсервированы. В соответствии с распоряжение № 17/к от 16.12.2010 г. 5 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух законсервированы. Таким образом, на все действующие источники загрязнений имелись надлежаще оформленные паспорта. Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку нарушений требований указанных истцом законов со стороны ответчика не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Саратова отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья: подпись Подлинник решения в деле №, находящемся в производстве Ленинского районного суда <адрес>