2-1076.11 от 31.03.2011г.



Дело № 2-1076/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Терентьевой Н.А.

с участием представителей Подсекиной Т.В.,Королева Т.А.

при секретаре Жигине М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочкаревой Татьяны Александровны к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова о признании незаконным отказа во включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особым условием труда

УСТАНОВИЛ:

Бочкарева Т.А. обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова (далее УПФ) о признании незаконным отказа во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особым условием труда, обосновывая свои требования тем, что 01.02.2011 года решением Комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Ленинском районе г. Саратова № ей отказано в назначении пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда на основании отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом в специальный стаж по разделу XXIV Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 года № 10 не засчитан период работы с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года в Российском научно – исследовательском противочумном институте «Микроб» так как научно – исследовательские противочумные институты не являются учреждениями здравоохранения. Данное решение считает незаконным и необоснованным.

Согласно разделу XXVI «Учреждения здравоохранения» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 года № 1173 и разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 года № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения и нет конкретизации о том, как должно быть поименовано учреждение.

То, что институт «Микроб» является учреждением здравоохранения РФ, подтверждают следующие факты: в соответствии с его Уставом институт «Микроб» является Федеральным государственным учреждением здравоохранения, учредитель которого – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющаяся структурным подразделением Министерства здравоохранения и социального развития РФ; РосНИПЧИ «Микроб» финансируется Роспотребнадзором по разделу «Здравоохранение»; согласно п. 7 Положения о государственной санитарно – эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно – эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся государственные научно – исследовательские учреждения санитарно – гигиенического и эпидемиологического профиля, к которым и относится Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Российский научно – исследовательский противочумный институт «Микроб»; согласно п. 5 Положения об осуществлении государственного санитарно – эпидемиологического надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 года № 569 научно – исследовательские учреждения Роспотребнадзора входят в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно – эпидемиологического надзора.

Кроме того, п. 8 постановления Правительства РФ от 14.10.1996 года № 1217 «О вопросах Министерства здравоохранения РФ» в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся научно – исследовательские учреждения. Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2005. № 32-р научно – исследовательские противочумные институты подведомственны Роспотребнадзору.

Доказательством того, что ФГУЗ «РосНИПЧИ «Микроб» также относится к учреждениям здравоохранения, являются следующие нормативные акты: постановление Правительства РФ от 08.10.1993 года № 1002 «О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения» и Положение об оплате труда работников здравоохранения, утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377, согласно которым работникам института увеличены оклады в порядке и размерах, предусмотренных для работников здравоохранения; постановление Госкомтруда СССР от 25.10.1974 года № 298/П-22, утвердившее Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, и постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и специальности», в которых дается расшифровка противочумных учреждений, куда входят институты, работникам которых предоставляется сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу во вредных условиях; постановление Правительства РФ от 92.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля», в соответствии с которым РосНИПЧИ «Микроб» входит в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений.

Считает, что она, как работник данного учреждения имеет право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда. Ее право на назначение пенсии возникло 31.01.2011 года, так как соответствующие документы поданы в Ленинское УПФР г. Саратова 26.01.2011 года, пенсия должна быть назначена с 31.01.2011 года. Просит признать решение пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова от 01.02.2011 года № 17 незаконным в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, времени работы в РосНИПЧИ «Микроб» с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года; обязать УПФР в Ленинском районе г. Саратова включить период работы с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в том числе период с 21.10.1991 года по 31.12.2001 года в двойном размере, кроме периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 03.05.1995 года по 13.05.1995 года, с 01.08.1995 года по 17.10.1995 года, с 01.03.1996 года по 03.03.1996., с 07.03.1996 года по 09.03.1996 года, с 14.03.1996. по 16.03.1996., с 21.03.1995 года по 23.03.1996., с 28.03.1996 года по 30.03.1996., с 14.12.1996. по 15.12.1996., с 15.09.1998. по 10.11.1998., с 06.05.2002. по 08.05.2002., с 03.11.2003. по 31.12.2003., с 05.01.2004. по 31.01.2004., периодов выну­жденного простоя с 01.04.1996 года по 30.04.1996., с 01.05.1996 года по 14.05.1996., с 27.06.1996. по 30.06.1996., с 01.07.1996 года по 31.07.1996., с 01.08.1996 года по 31.08.1996., с 02.09.1996. по 30.09.1996., с 01.10.1996 года по 31.10.1996., с 01.09.1997 года по 30.09.1997 года, с 03.05.1997. по 18.05.1997 года, с 01.12.1997 год по 31.12.1997 год, с 03.01.1998 год по 31.01.1998., 06.06.1998 год, 13.06.1998., 20.06.1998 год, 27.06.1998 год и назначить ей пенсию с 31.01.2011 года.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Подсекина Т.В. поддержала заявленные исковые требования, уточнила их и просила суд обязать ответчика назначить пенсию истице с 31.01.2011 года.

Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснила, что решением комиссии по пенсионным вопросам от 01.02.2011 года № 17 Бочкаревой Т.А. было отказано в назначении досрочной пенсии из - за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ, поскольку периоды работы в Российском научно - исследовательском противочумном институте «Микроб», в качестве дезинфектора с 21.10.1991 года по 15.11.1998 года, в качестве инструктора - дезинфектора с 16.11.1998 года по 01.02.2004 года, с 02.02.2004 года по 24.05.2004 года в качестве подсобного рабочего, не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по разделу XXIV Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 года № 10, т.к. научно - исследовательские противочумные институты не являются учреждениями здравоохранения.

Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по нормам п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ производится по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 года № 10. Указанный Список составлен по производственному признаку. Согласно позиции 22600000 - 1754а раздела XXIV Списка № 2 от 1991 года право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости представлено работникам не всех противочумных учреждений, а только занятым в противочумных учреждениях здравоохранения. Ведомственная принадлежность научной организации, их организационно - правовая форма и форма собственности не определяют ее статус, как учреждения здравоохранения.

При рассмотрении вопроса о том, относится ли учреждение системы Минздрава России к учреждениям здравоохранения, руководствуются номенклатурой учреждений здравоохранения, утверждаемой Минздравом России.

Как ранее действовавшими, так и действующей Единой Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 07.10.2005 года № 627 предусмотрен противочумный центр. Учреждения науки, в том числе противочумные научно - исследовательские институты не поименованы в числе учреждений здравоохранения с вытекающими из этого последствиями в части определения права на досрочную пенсию.

Также, научно - исследовательские противочумные институты прямо не предусмотрены в разделе XXIV Списка № 2. Так в соответствии с п. 4 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 работники отделов и лабораторий таких учреждений как научно - исследовательские институты могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех случаях, когда эти лаборатории и организации прямо указаны в Списках. Бочкарева Т.А. в возрасте 50 лет имеет страховой стаж 32 года 8 месяцев 10 дней, стажа на соответствующих видах работ – не имеет.

Указала, что с 01.01.2002 года вступил в силу Закон РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ним.

Согласно п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ со дня вступления в силу данного закона утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей этому ФЗ.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 1 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон. В случаях, предусмотренных этим законом, правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу:

Согласно ст. 39 Конституции РФ: 1.Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В Постановлении Конституционного суда от 03.06.2004 года указывается, что в силу ст. 4 (ч.2) и 15 (ч.1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законом (ст.115, ч.1 и з Конституции РФ).

В судебном заседании установлено, что Бочкарева Т.А. работала в Российском научно - исследовательском противочумном институте «Микроб», в качестве дезинфектора с 21.10.1991 года по 15.11.1998 года, в качестве инструктора - дезинфектора с 16.11.1998 года по 01.02.2004 года, с 02.02.2004 года по 24.05.2004 года в качестве подсобного рабочего (л.д. 14-18,34). Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.

Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова № 17 от 01.02.2011 года Бочкаревой Т.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с протоколом № 270 от 01.02.2011 года не включены в специальный стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 период работы с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года в качестве дезинфектора, инструктора –дезинфектора, подсобного рабочего в ВНИПЧИ «Микроб», т.к. противочумные институты относятся к учреждениям науки, а не к учреждениям здравоохранения, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 03.05.1995 года по 13.05.1995 года, с 01.08.1995 года по 17.10.1995 года, с 01.03.1996 года по 03.03.1996., с 07.03.1996 года по 09.03.1996 года, с 14.03.1996. по 16.03.1996., с 21.03.1995 года по 23.03.1996., с 28.03.1996 года по 30.03.1996., с 14.12.1996. по 15.12.1996., с 15.09.1998. по 10.11.1998., с 06.05.2002. по 08.05.2002., с 03.11.2003. по 31.12.2003., с 05.01.2004. по 31.01.2004., периоды выну­жденного простоя с 01.04.1996 года по 30.04.1996., с 01.05.1996 года по 14.05.1996., с 27.06.1996. по 30.06.1996., с 01.07.1996 года по 31.07.1996., с 01.08.1996 года по 31.08.1996., с 02.09.1996. по 30.09.1996., с 01.10.1996 года по 31.10.1996., с 01.09.1997 года по 30.09.1997 года, с 03.05.1997. по 18.05.1997 года, с 01.12.1997 год по 31.12.1997 год, с 03.01.1998 год по 31.01.1998., 06.06.1998 год, 13.06.1998., 20.06.1998 год, 27.06.1998 год, поскольку не выполнялась работа в течении полного рабочего дня. (л.д.9-11).

Истица просит признать решение пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова № 17 от 01.02.2011 года незаконным в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, времени работы в Рос-НИПЧИ «Микроб» с 21.10.1991 г. по 24.05.2004 года.

Согласно ст. 7 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением КМ СССР от 26.01.1991 года № 10 был утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях. Этот Список, введенный на территории Российской Федерации с 01.01.1992 года, применялся при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании п. «б» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», согласно которому пенсия устанавливалась мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и шести месяцев и 10 лет и их общий трудовой стаж составлял не менее 25 и 20 лет: тем гражданам, которые имели не менее половины стажа с тяжелыми условиями труда пенсия назначалась с уменьшением указанного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

В соответствии с выпиской из устава Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» является некоммерческой организацией – федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, основание решения комиссии по пенсионным вопросам при Управлении пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова о том, что противочумные институты относятся к учреждениям науки, а не к учреждениям здравоохранения, противоречит Уставу института, т.к. согласно п.п.1-4 противочумный институт «Микроб» Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с распоряжением Правительства РФ от 17 января 2005 года № 32-р передан по подведомственности Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является федеральным государственным учреждением здравоохранения.

Согласно ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» при подсчете трудового стажа, дающего право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, период работы истицы в противочумных учреждениях должен исчисляться в двойном размере.

Требование истицы о назначении ей досрочной пенсии за период работы в противочумном институте «Микроб» с 21.10.1991 года по 31.12.2001 года подлежит удовлетворению, поскольку Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» действовал до 01.01.2002 года.

Из определения Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 года № 107-О следует, что сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере гарантируется всем гражданам, которые на день введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда. При этом из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 ст. 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость о того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились согласно действовавшим правовым актам к работам с тяжелыми условиями труда и до 01.01.2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте.

В настоящее время на момент обращения с заявлением в УПФ РФ стаж истицы с учетом включения спорного периода достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии. При льготном исчислении стажа Бочкаревой Т.А. в период работы с 21.10.1991 года по 31.12.2001 года в двойном размере.

Судом обозревалось пенсионное дело истицы, где имеется ее заявление о назначении ей досрочной трудовой пенсии с 31.01.2011 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Бочкаревой Т.А. имеется право на назначение досрочной трудовой пенсии с 31.01.2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова от 01.02.2011 года № незаконным в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Бочкаревой Татьяны Александровны, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, времени работы в РосНИПЧИ «Микроб» с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года.

Обязать УПФР в Ленинском районе г. Саратова включить период работы с 21.10.1991 года по 24.05.2004 года в стаж Бочкаревой Татьяны Александровны, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в том числе период с 21.10.1991 года по 31.12.2001 года в двойном размере кроме периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с с 03.05.1995 года по 13.05.1995 года, с 01.08.1995 года по 17.10.1995 года, с 01.03.1996 года по 03.03.1996., с 07.03.1996 года по 09.03.1996 года, с 14.03.1996. по 16.03.1996., с 21.03.1995 года по 23.03.1996., с 28.03.1996 года по 30.03.1996., с 14.12.1996. по 15.12.1996., с 15.09.1998. по 10.11.1998., с 06.05.2002. по 08.05.2002., с 03.11.2003. по 31.12.2003., с 05.01.2004. по 31.01.2004., периодов выну­жденного простоя с 01.04.1996 года по 30.04.1996., с 01.05.1996 года по 14.05.1996., с 27.06.1996. по 30.06.1996., с 01.07.1996 года по 31.07.1996., с 01.08.1996 года по 31.08.1996., с 02.09.1996. по 30.09.1996., с 01.10.1996 года по 31.10.1996., с 01.09.1997 года по 30.09.1997 года, с 03.05.1997. по 18.05.1997 года, с 01.12.1997 год по 31.12.1997 год, с 03.01.1998 год по 31.01.1998., 06.06.1998 год, 13.06.1998., 20.06.1998 год, 27.06.1998 год.

Обязать УПФР в Ленинском районе г. Саратова назначить Бочкаревой Татьяне Александровне пенсию с 31.01.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья: