№ 2-1165/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Заочное решение 12.04.2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Пуговкина А.В.. при секретаре Беззубовой И.В.. с участием истца Ивакина С.В., его представителя Урдякова Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивакина С.В. к Открытому акционерному обществу «МегаФон» о взыскании остатка авансовых платежей, неустойки, УСТАНОВИЛ: Ивакина С.В. обратился в суд с иском к Открытому Акционерному Обществу ОАО «Мегафон» (далее ОАО «Мегафон») о взыскании остатка авансовых платежей и неустойки, по следующим основаниям. В 2009 г. между Ивакиным С.В. и ОАО «МегаФон» были заключены договоры на оказание услуг подвижной связи, истцу были предоставлены SIM-карты и подключение к сети связи абонентских номеров: <данные изъяты>, на лицевые счета данных абонентских номеров истцом были внесены соответственно авансовые платежи в размере: 35500 руб., 100 руб., 100 руб., 1150 руб., 6950 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., 100 руб., на общую сумму 45200 руб. Условия оказания услуг подвижной связи «МегаФон», являющиеся неотъемлемой часть договора, истцу не вручались. Ивакиным С.В. были внесены денежные средства в качестве предоплаты (аванса). 14.01.2011 г. истец обратился в Саратовский филиал ОАО «МегаФон» с письменным заявлением об отключении без сохранения абонентского номера и о возврате остатка денежных средств. В соответствии с п. 55 Правил оказания услуг подвижной связи и закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса. Оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в 10 дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Денежные средства истец не получил, до настоящего времени. Письменный ответ на заявления от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора, о возврате остатка денежных средств, о представлении копий расторгаемых договоров, документов о выплате денежных сумм по этим договорам истцом не получен. На неоднократные устные обращения о возврате денежных средств сотрудники ОАО «МегаФон» отвечают отказом. Мотивы отказа не указываются. За нарушение срока удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Размер неустойки (пени) составляет 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа, но не может превышать цену заказа. Таким образом, в данном случае неустойка (пени) должна рассчитываться от суммы внесенного на абонентский номер аванса, подлежащего возврату, т.е. общей цены заказа и составляет 45200 руб. В судебном заседании истец Ивакин С.В. и его представитель Урдяков Р.К., поддержали исковые требования просили их удовлетворить в полном объёме, дав пояснении аналогичные исковому заявлению. Представитель ОАО «Мегафон» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Согласно п. 4 ст. 55 Закона РФ «О связи», в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд, предъявляет оператору подвижной связи претензию. В соответствии с п. 52 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг подвижной связи, абонент до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Указанный досудебный порядок урегулирования споров истцом соблюден не был, претензий о выплате неустойки, в связи с нарушением оператором связи срока возврата денежных средств по расторгнутым договорам от Ивакина С.В. не поступало. Претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги подвижной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение шести месяцев с даты оказания услуги подвижной связи, отказа в ее оказании или выставления счета. Правила оказания услуг подвижной связи устанавливает порядок и сроки рассмотрения претензий абонентов на качество оказанных им услуг и не устанавливает срока возврата остатка денежных средств на лицевом счете абоненту при расторжении им договора на оказание услуг связи. Статья 31 закона РФ «О защите прав потребителей» также регулирует сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, предъявляемых потребителем в случае оказания ему некачественных услуг. Истец обоснованно ссылается на указанные нормы законов «О связи» и «О защите прав потребителей», так как предъявляет свои претензии в связи с некачественным оказанием услуг подвижной сотовой радиотелефонной связи и в связи невозвратом ОАО «МегаФон» денежных средств с указанных лицевых счетов всвязи с расторжением договоров на оказание услуг сотовой связи. Действующее законодательство в области связи не устанавливает срока и порядка возврата остатка денежных средств с лицевого счета абонента в случае расторжения последним в одностороннем порядке заключенного ранее договора на оказание услуг связи. Такой срок устанавливается договором между оператором связи и абонентом, либо при отсутствии урегулирования данного вопроса в договоре между сторонами действует норма о разумности срока выполнения обязательств. В соответствии с положениями Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимся неотъемлемой часть договора, заключаемого между ОАО «Мегафон» и абонентом, оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение шестидесяти календарных дней после получения соответствующего требования от абонента в письменной форме. Требования абонента об уменьшении размера оплаты оказанных услуг, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы, а также о возврате уплаченной за услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг, подлежат удовлетворению в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации в сфере связи. Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В 2009 г.между Ивакиным и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг сотовой радиотелефонной связи на телефонный номер <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о расторжении договора по указанным номерам с просьбой о возврате неиспользованных остатков денежных средств на сумму 45200 руб. путем перечисления их на банковский счет абонента, которые до настоящего времени не перечислены истцу. В соответствии со ст. 56 Закона РФ «О связи» право на предъявление претензии имеет абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи. Поскольку факт заключения договоров и сумма авансовых платежей ответчиком не оспорена, доказательств выплат авансовых платежей истцу не имеется, то сумма авансовых платежей в размере 45200 руб. подлежит взысканию в пользу истца. В ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Как следует из ч. 1 ст. 45 ФЗ «О связи», а также ч. 1 ст. 426, ч. 1 ст. 428 ГК РФ договор о предоставлении услуг подвижной связи является публичным договором и договором присоединения, условия которого определены ОАО «МегаФон» в собственных Условиях оказания услуг связи. Другой стороной, т.е. Ивакиным С.В., условия договора могли быть приняты в целом путем присоединения к предложенному договору. Пунктом 10.14 Условий оказания услуг связи предусмотрено, что оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 60 календарных дней после получения соответствующего заявления от абонента. Вместе с тем суд приходит к выводу, что указанное условие договора о сроке возврата аванса противоречит требованиям закона РФ «О защите прав потребителей» как ухудшающее положение потребителя, и соответственно в силу ст. 16 Закона является недействительным. Как установлено в ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя … о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы … подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 указанного Закона. В соответствии с п. 5 ст. 28 закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков … исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Таким образом, Ивакин С.В. имеет право на взыскание неустойки, поскольку срок возврата аванса ответчиком был нарушен по все договорам на оказание услуг подвижной связи на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и неустойка в денежном эквиваленте составила 100 руб. (100х0,03%х195) по всем договорам, за исключением по номерам +7-927-051-88-04 - в размере 35500 руб. (35500х0,03 %х195 дн), +7-927-113-86-32 - в размере 1150 руб. (1150х0,03 %х195 дн), +7-927-113-96-74 в размере 6950 руб. (6950х0,03 %х195 дн), т.е. в размерах указанных истцом. Ответчиком расчет не оспорен. С учетом положений ст. 333 ГК РФ суд считает возможным взыскать неустойку по номеру +7-927-051-88-04 в размере 35500 руб., по номеру +7-927-113-86-32 - 1150 руб., по номеру +7-927-113-96-74 - 6950 руб., по всем остальным номерам по 100 руб., а всего на сумму 45200 руб. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца…) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с этим с ОАО «Мегафон» необходимо взыскать штраф в доход местного бюджета в размере 22600 руб. На основании п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" в пользу Саратовской региональной общественной организации общества защиты прав потребителей и предпринимателей (СРОО ОЗППиП), как общественного объединения потребителей, обратившего в суд с исковым заявлением в защиту прав потребителя Ивакина С.В., подлежит перечислению пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа - 22600 руб. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из суммы удовлетворенных требований в размере 2899,97 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Взыскать с Открытого акционерного общества «Мегафон» в пользу Ивакина С.В. неустойку в размере 45200 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «Мегафон» в пользу Ивакина С.В. сумму авансовых платежей на абонентские номера в размере 45200 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «Мегафон» в доход местного бюджета штраф в размере 22600 руб. Взыскать в пользу «Саратовской региональной общественной организации общества защиты прав потребителей и предпринимателей» пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа - 22600 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «Мегафон» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2899,97 руб. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение семи дней со дня получения копии решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае если такое заявление будет подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд. Судья: