Дело № 2-874/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Терентьевой Н.А. при секретаре Жигине М.В. с участием прокурора Белоногова Я.В. с участием представителей Милушева Д.Ф., Агафоновой Е.В., Суворкина А.В., Новичковой А.П., Портнягина А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах муниципального образования «Город Саратова» и неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Прокопенко Андрею Евгеньевичу, Лемза Олесе Александровне, Федину Максиму Александровичу о признании недействительной ничтожной сделки, а так же недействительным зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском и просит признать недействительным договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ года земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Фединым М.А., признать недействительным договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ года по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Лемза О.А. и Прокопенко А.Е., признать недействительным зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды Прокопенко А.Е. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> обязать Прокопенко А.Е. вернуть земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в пользу муниципального образования «Город Саратов». Свои требования истец обосновывает тем, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду сроком на 49 лет Федину М.А. для индивидуального жилищного строительства. Во исполнение распоряжения между Фединым и Комитетом по управлению имуществом Саратовской области заключен договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированный в Управлении федеральной регистрационной службы по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года все права и обязанности по вышеуказанному договору переданы Лемза О.А. Согласно договору замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ года правообладателем земельного участка по адресу: <адрес> в настоящее время является Прокопенко А.Е. Договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ года. Считают, что договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года заключен незаконно по следующим основаниям. В соответствии с указанными положениями, а также с Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решением Саратовской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № № утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Согласно п. 1 Правил определены следующие понятия: территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты; разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами. Пунктом 2.1 Правил предусмотрено, что они вводят в муниципальном образовании «Город Саратов» систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки. В соответствии с п. 2.5 Правил они обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц. По информации Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова земельные участки, расположенные в районе природного парка «Кумысная поляна» на 5-й Дачной, в том числе и участок, предоставленный Прокопенко А.Е., в соответствии с указанными Правилами расположены в территориальной зоне общественно - деловой застройки специализированных центров обслуживания. Жилая застройка в указанной территориальной зоне Правилами не предусмотрена. Таким образом, земельный участок, принадлежащий гр. Прокопенко А.Е. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, предоставлен в нарушение обязательных требований Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге, возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При незаконном использовании земельного участка нарушаются права и законные интересы МО «Город Саратов», а также неопределенного круга лиц, которые могут обратиться с заявлением о предоставлении данного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, прокурором принято решение о предъявлении в суд иска в их интересах. В судебном заседании Прокурор Ленинского района г. Саратова поддержал заявленные требования, уточнил их и просил признать недействительным договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ года земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Фединым М.А., признать недействительным договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ года по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Фединым М.А. и Лемза О.А., признать недействительным договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ года по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Лемза О.А. и Прокопенко А.Е., признать недействительным зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды Федина М.А., Лемза О.А., Прокопенко А.Е. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Прокопенко А.Е. вернуть земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 5-я Дачная, 11, в пользу муниципального образования «Город Саратов». Указал, что договор аренды спорного земельного участка был заключен с Фединым М.А. во время действия Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской Городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280. Земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства в зоне ОД-3, на территории которой такое строительство запрещено. Таким образом, договор аренды земельного участка был заключен в нарушение указанных Правил. При предоставлении спорного земельного участка не был учтен факт прохождения через него лыжных трасс, схема которых утверждена Федерацией лыжных гонок России. Таким образом, считает, что участок был предоставлен в нарушение действовавшего законодательства. Ответчики Лемза О.А., Федин М.А., Прокопенко А.Е., в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Прокопенко А.Е. по доверенности Милушев Д.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года Комитетом по управлению имуществом Саратовской области было издано распоряжение № № на основании которого Федин М.А. получил право на заключение договора аренды указанного земельного участка в течении трех месяцев со дня вынесения данного распоряжения. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», на которые ссылается прокурор, были утверждены только ДД.ММ.ГГГГ года и вступили в силу только ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после того, как Федин М.А. приобрел право на заключение договора аренды. Данные правила не могут распространяться на правоотношения, которые возникли до, того, как эти правила вступили в силу, в том числе на право, которое появилось у Федина М.А. Помимо этого 06.10.2009 года Ленинским районным судом г. Саратова было вынесено решение по делу № №/2009. В ходе рассмотрения этого дела была проверена правомерность выделения спорного земельного участка. В своем решении суд признал решение о выделении данного земельного участка законным. Кроме того, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о границах территориальных зон карты градостроительного зонирования должны быть включены в государственный кадастр недвижимости. Для этого необходимо выполнить соответствующие землеустроительные работы. Таковые не проводились, сведения о границах территориальных зон в кадастре отсутствуют. В то же время земельный участок Прокопенко А.Е. поставлен на кадастровый учет. В связи с изложенным, соотнести данный участок с границами территориальной зоны ОД-3 невозможно. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области по доверенности Новичкова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Гражданские права и обязанности возникаютиз договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему, а также актов государственных органов и органов местного самоуправления,которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Правоотношения по использованию на праве аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка возникают на основании сложного юридического состава, включающего принятие уполномоченным органом исполнительной власти решения опредоставлении земельного участка и заключение на его основании договора аренды. Земельный участок предоставлен Федину М.А. 24.04.2008 годана основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области № №, Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», вступившие в силу только 17.05.2008 года, не применимы, поскольку их положения приняты позднее предоставленного права аренды и в силу ст. 4 ГК РФ не применимы к правоотношениям, возникшим до их введения в действие. Доказательства, представленные комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» о расположении спорного земельного участка в границах территориальной зоны ОД-3, являются недопустимыми. Комитетом представлены, и судом приобщены к материалам дела фрагменты из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», однако в соответствии с Положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», комитет не наделен правом давать разъяснения по вопросам применения Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», а так же предоставлять выписки из данных Правил. Такая информация может быть предоставлена только Комитетом по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов». Представленные комитетом по архитектуре фрагменты из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не содержат координаты границ территориальной зоны ОД-3, следовательно, подтвердить факт нахождения спорного земельного участка в границах данной территориальной зоны невозможно. Считает, что до настоящего времени территориальное зонирование в МО «Город Саратов» не установлено в порядке предусмотренном ЗК, ГК РФ. Просит в иске отказать. Представитель Лемза О.А. по доверенности Портнягин А.П. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что самостоятельного значения договор аренды без распоряжения Комитета по управлению имуществом не имеет. Данное распоряжение не оспаривается. В момент предоставления участка на праве аренды, он уже находился на кадастровом учете. Распоряжение о предоставлении земельного участка было издано до появления Правил землеустройства и застройки, которые вступили в силу с 17.05.2008 года. Зоны градостроительного зонирования были сформированы в то время, когда спорный участок уже был поставлен на кадастровый учет со своим видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки. В то время зон градостроительного зонирования еще не существовало. Учитывая, что территориальная зона не сформирована, не имеет точек, определить расположение спорного земельного участка относительно этой зоны невозможно. В соответствии с Постановлением правительства РФ № № от 20.08.2009 года «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства» установление на местности границ объекта землеустройства выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. В настоящее время спорный участок может находиться в любой из зон, в том числе и в зоне Ж-4, которая прилегает к зоне ОД-3, в которой по утверждению ситца находится участок. Графическое изображение зон менялось в 2010 году, поэтому определить реальное расположение участка невозможно. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Агафонова Е.В. в судебном заседании пояснила, что Правила землепользования и застройки МО «Город Саратов» вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон. В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил, рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД-3 - зоне общественно - деловой застройки специализированных центров обслуживания. Размещение в данной зоне отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи, в качестве основного вида использования для данной зоны в Правилах не указано. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в частности о координатах характерных точек, является условиями взаимодействия с кадастровой палатой. К порядку предоставления земельных участков гражданам, деятельности других органов власти данное обстоятельство не имеет отношения. Единственным органом, уполномоченным предоставлять сведения о территориальном планировании, зонировании города является комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов». Данный комитет имеет возможность предоставлять необходимые материалы, в том числе графические. Унифицированной формы для этих материалов нет, поэтому они предоставляются в виде соотношения нескольких карт, планов, в том числе, с учетом территориальных зон, установленных Правилами. Указала, что ранее использовалась схема функционального зонирования, которая являлась частью генерального плана города. Границы спорного земельного участка, содержащиеся в электронном виде в дежурной карте, были соотнесены с картами зонирования. Таким образом, было установлено местоположение данного участка относительно границ территориальных зон. Форма зоны ОД-3, на которой располагается спорный земельный участок не менялась. До 2008 года на месте расположения спорного земельного участка располагалась зона зеленых насаждений. Представитель Управления по физической культуре и спорту Администрации МО «Город Саратов» Суворкин А.В. в судебном заседании просил требования прокурора удовлетворить и пояснило, что через спорный земельный участок пролегают лыжные трассы, утвержденные Федерацией лыжных гонок России. В случае предоставления данного участка ответчику будут нарушены права лыжников, которые пользуются указанными лыжными трассами. Изменить расположение лыжных трасс невозможно, поскольку спорный земельный участок расположен между горами, поэтому выход в лес возможен только через его территорию. Представитель Министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области Гопоненко Е.О. в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора и пояснила, что существует земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. <адрес>. Право постоянного пользования на данный участок зарегистрировано за Комитетом по физической культуре и спорту Администрации г. Саратова. 14.10.2009 года постановлением Администрации МО «Город Саратов» № № данный земельный участок предоставлен в постоянное пользование МУ «Дирекция физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений» для обустройства лыжной трассы с последующей реконструкцией в лыжный стадион в Ленинском районе. Данный объект - лыжная трасса является, объектом социальной инфраструктуры, который прошел гомологизацию трассы и был утвержден Федерацией лыжных гонок России для проведения официальных соревнований областного и Всероссийского уровней, доступен для любителей лыжного спорта. На лыжной трассе разработан маршрут, являющийся единственным на территории города Саратова. Данный земельный участок и спорный участок находятся в непосредственной близости, поэтому указанная лыжная трасса пролегает непосредственно через спорный земельный участок. Проложить трассу другим образом невозможно. Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, проси рассмотреть дело в их отсутствии. Администрация МО «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно п.3 ст.1 ЗК РФ Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно ст. 3 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности обеспечиваются посредством выполнения требований нормативных правовых актов, государственных градостроительных нормативов и правил, реализации градостроительной и проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий проживания, а также посредством осуществления контроля за их выполнением. В силу п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пункту 1 постановления Правительства Саратовской области от 19.09.2006 г. № 284-П в период возникновения спорных правоотношений, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками и по предварительному согласованию мест размещения на них объектов в г. Саратове являлся - Комитет по управлению имуществом Саратовской области. Орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Анализируя пункты 2-4 статьи 31 ЗК РФ, в процедуре выбора земельного участка можно условно выделить три стадии: определение возможных вариантов размещения объекта, проведение процедур согласования, информирование о планируемом предоставлении земельного участка для строительства. При этом обязанность по осуществлению мероприятий по выбору земельного участка по заявлению заинтересованного лица Закон возлагает на органы местного самоуправления, поскольку именно эти органы располагают достоверными и полными сведениями о правовом положении земельного участка, а также о его положительных и отрицательных свойствах в качестве места размещения именно данного объекта строительства. В судебном заседании установлено, что 14.02.2008 года Федин М.А. обратился в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Как следует из представленных Фединым М.А. документов, не был в установленном порядке согласован Акт со смежными землепользователями- ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна», Комитетом по физической культуре и спорту Администрации г. Саратова. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Комитета по управлению имуществом Саратовской области отсутствовали правовые основания для решения вопроса о предоставлении Федину М.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Право на земельный участок возникает в соответствии с п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ по основаниям, установленным гражданским законодательством, исходя из сложившихся правоотношений - на основании заключённого договора. В соответствии с положениями ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» распоряжение земельными участками на территории города Саратова, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется уполномоченным органом Правительства Саратовской области. В судебном заседании установлено, что 24.04.2008 года распоряжением № № Федину М.А. был выделен земельный участок № №, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д.21). Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. На основании ст. 607 ГК РФ 1. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. 2. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов 24 июля 2008 года был заключен между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Фединым М.А. договор аренды № № на данный земельный участок ( л.д.15-20). Пунктом 1.1. данного договора предусмотрено, что арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок населенных пунктов с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. для индивидуального жилищного строительства. Данный вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство был указан и в кадастровом паспорте на спорный земельный участок при его формировании. (л.д. 22-24 ) Данный земельный участок был передан Федину М.А., что подтверждается актом приема - передачи от 24.07.2008 г. (л.д.25) Несоответствие заключённого договора закону в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ является основанием для признания его недействительным вне зависимости от признания таковым постановления (распоряжения) органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка. Как видно из материалов дела, Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах муниципального образования «Город Саратов» и неопределенного круга лиц к ответчикам ссылаясь на нарушения земельного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды, т.к. спорный земельный участок расположен в территориальной зоне общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания (ОД-3). Судом установлено, что впоследствии по договору замены стороны в обязательстве от 08.10.2008 года Федин М.А. уступил свои права Лемза О.А. (л.д.110-111) о чем уведомил Комитет по управлению имуществом Саратовской области. 24.02.2009 года Лемза О.А. по договору замены стороны в обязательстве уступила свои права Прокопенко А.Е. (л.д.28-29). В настоящее время в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право аренды Прокопенко А.Е. на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. (л.д 77) В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В силу ст. 85 ЗК РФ 1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. 2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. 3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. 6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Пунктом 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительное зонирование территории муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. 4. В состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов. 5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков отдельно по каждой территориальной зоне, определенной градостроительным зонированием. Градостроительным кодексом РФ закреплены и различаются понятия "территориальное планирование" и "градостроительное зонирование". Основным документом территориального планирования является генеральный план. Основным документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утверждены решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280. В 3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 установлено, что решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом города Саратова, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности. Пунктом 3.3. Правил определено, что на карте градостроительного зонирования территории города выделены территориальные зоны, в отношении которых установлены градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости. Решением от 27.04.2010 года № № внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № №. В зоне «ОД-3», согласно указанных Правил, не предусмотрено разрешение жилой застройки. Довод представителя комитета по управлению имущество Саратовской области о том, что представленные комитетом по архитектуре фрагменты из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не содержат координаты границ территориальной зоны ОД-3, следовательно, подтвердить факт нахождения спорного земельного участка в границах данной территориальной зоны невозможно, необоснован, поскольку Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон ( в виде координатных точек) не предусмотрена. Порядок разработки и принятия правил землепользования и застройки определен главой 4 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № № являются действующими и не оспоренными. В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил, рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД-3 - зоне общественно - деловой застройки специализированных центров обслуживания.(л.д.35-36) В соответствии с документами территориального планирования - основными разделами генерального плана г. Саратова, «Схемами территориального зонирования и транспорта к Генеральному плану г. Саратова», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 23.06.1998 года № 21-191 и действовавшими до утверждения решениями Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № № Генерального плана развития г. Саратова и от 29 апреля 2008 года № № Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», фрагменту схемы функционального зонирования территории к Генеральному плану города 1998 года, земельный участок № № расположен в зоне «прочих озелененных территорий», является частью природного парка «Кумысная поляна», на нем расположены объекты растительного мира. (л.д.156-160) В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 18.03.2009 N 101-П (ред. от 09.06.2010) "Об утверждении Положения о природном парке "Кумысная поляна")Парк образован в границах бывшего лесопаркового лесхоза "Кумысная поляна", занятого защитными лесами, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Согласно п.4 ст. 69 ЗК РФ (ред. от 08.11.2007) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. В судебном заседании установлено также, что граничащий со спорным земельным участком, земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован на праве собственности Комитета по физической культуре и спорту администрации города Саратова. (л.д.138) Данный участок был предоставлен Комитету по физической культуре и спорту администрации города Саратова Постановлением мэра города от 04.12.2002 года № 1203-17. (л.д. 137) В судебном заседании обозревалась техническая документация по предоставлению Комитету по физической культуре и спорту в аренду для культурно-оздоровительных спортивных целей участка лесного фонда лесопаркового лесхоза «Кумысная поляна» из которой следует, что на спорном участке находится часть лыжной трассы, утвержденная Приказом № 98 Федерации лыжных гонок России. (л.д.161-163, 207) Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ Довод представителя Прокопенко А.Е. о том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N № не могут распространяться на правоотношения, которые возникли до, того, как эти правила вступили в силу, в том числе на право, которое появилось у Федина М.А. не основаны на законе. Согласно п.5.1, 5.3, 5.3.1, 42,43 указанных Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", принятые до введения Правил нормативные правовые акты города по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей Правилам. Объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу Правил или до вступления в силу изменений в Правила, являются не соответствующими Правилам в случаях, когда эти объекты: имеют вид, виды разрешенного использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Довод представителя ответчика том, что решением Ленинского районного суда г. Саратова от 06.10.2009 года была проверена правомерность выделения спорного земельного участка необоснован. Как следует из вышеуказанного решения предметом заявленных встречных исковых требований Прокопенко А.Е. являлось распоряжение № № от 16 апреля 2009 года и данное распоряжение признано недействительным. (л.д. 47-54) В силу ч.1 ст. 166 ГК РФ 1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, судом установлено, что договор аренды № № от 24.07.2008 года земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Фединым М.А., договор замены стороны в обязательстве от 16.10.2008 года по договору аренды земельного участка от 24.07.2008 года, заключенного между Фединым М.А. и Лемза О.А., договор замены стороны в обязательстве от 24.02.2009 года по договору аренды земельного участка от 24.07.2008 года, заключенный между Лемза О.А. и Прокопенко А.Е., был заключены и согласованы Комитетом по управлению имуществом Саратовской области с нарушениями ст. ст. 7, 8, 11 Земельного кодекса РФ, не соответствует закону, в связи с чем данные договора в силу 168 ГК РФ являются недействительными и к ним должны быть применимы положения ст. 167 ГК РФ, предусматривающие последствия недействительности сделки. В силу ст. 622 ГК РФ При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Учитывая, что судом признаны недействительными договора аренды и замены стороны в обязательстве, по положениям ст. 167, 622 ГК РФ Прокопенко А.Е. обязано возвратить по акту приема передачи земельный участок площадью 1328 кв.м., с кадастровым номером 64:48:04 08 06:118, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 5-я Дачная, 11 Администрации муниципального образования «Город Саратов». Согласно статье 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация есть государственный акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Не основано на законе и не подлежит удовлетворению требование истца о признании недействительным зарегистрированного права аренды Прокопенко А.Е., Федина М.А., Лемза О.Е. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> т.к. зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Саратовской области договор аренды на земельный участок № № от 24.07.2008 года и договор замены стороны в обязательстве, заключенный Прокопенко А.Е., а не право. Последствиями по ст. 167 ГПК РФ является прекращение права в виде аренды Прокопенко А.Е. на земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Учитывая, что при принятии иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина в размере 600 рублей полежит взысканию с ответчиков Федина М.А., Лемза О.А., Прокопенко А.Е. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать недействительным договор аренды № № от 24 июля 2008 года земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Фединым Максимом Александровичем, Признать недействительным договор замены стороны в обязательстве от 16.10.2008 года, заключенный между Фединым Максимом Александровичем и Лемза Олесей Александровной. Признать недействительным договор замены стороны в обязательстве от 24.02.2009 года, заключенный между Лемза Олесей Александровной и Прокопенко Андреем Евгеньевичем. Применить последствия недействительности сделок прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды Прокопенко Андрея Евгеньевича на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Обязать Прокопенко Андрея Евгеньевича передать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Администрации муниципального образования «Город Саратов» по Акту. В остальной части иска- отказать. Взыскать с Федина Максима Александровича, Лемза Олеси Александровны, Прокопенко Андрея Евгеньевича государственную пошлину в доход государства в размере 600 рублей по 200 рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.