Дело № 2-1410/2011 Именем Российской Федерации 12 мая 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бутырина М.В., при секретаре Кушнир А.С., с участием истца Удот А.А., его представителя Сас Л.П., представителя ответчика - администрации Муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.А., представителей третьих лиц - комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Маркеловой Д.А., комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Агафоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удот А.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о защите нарушенных прав, признании незаконным постановления и возложении обязанности принять новое постановление о предоставлении в аренду земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Удот А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Город Саратов» о признании постановления незаконным и обязывании к принятию другого постановления по следующим основаниям. 19.10.2010 г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление об отказе в предоставлении истцу права аренды на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <данные изъяты> для целей размещения жилой застройки усадебного типа на том основании, что размер испрашиваемого земельного участка превышает установленный предельный размер земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства - 1200 кв.м. Истец считает данное постановление незаконным, поскольку с заявлением о предоставлении указанного земельного участка он обращался 17.07.2009 г., когда ограничений по площади передаваемых в аренду земельных участков для индивидуального жилищного сторительства не было. Помимо этого, данное решение противоречит решению Волжского районного суда г. Саратова от 11.01.2010 г., в соответствии с которым был признан незаконным отказ в предоставлении истцу права аренды на данный земельный участок, с возложением обязанности на ответчика принять решение о предоставлении истцу в аренду испрашиваемый участок. Препятствий для предоставления ему земельного участка не имеется, в связи с чем просит обязать ответчика принять новое постановление о предоставлении в аренду спорного земельного участка. В судебном заседании истец Удот А.А. и его представитель Сас Л.П. исковые требования поддержали, просили признать незаконными постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.10.2010 г. № 2764, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцу в аренду спорный земельный участок для целей размещения жилой застройки усадебного типа. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» Степанов А.А. исковые требования Удот А.А. считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению пояснив, что оспариваемое постановлении об отказе в предоставлении земельного участка было принято на основании п. 44.2 Решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с которым предусмотрен максимальный размер предоставляемых земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства. Данный размер составляет 1200 кв.м, а поскольку истцом запрашивался земельный участок в большем размере - 1910 кв.м, то оснований для удовлетворения данного заявления не имелось и не имеется в настоящее время. Помимо этого, истцом пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ 3-х месячный срок для оспаривания постановления, что также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Представители третьего лица - Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Маркелова Д.А., Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Агафонова Е.В. также не согласны с исковыми требованиями по указанным ответчиком основаниям. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ). В силу требований ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; Уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; Обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса (ч.2). В указанном пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнении в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч.4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5). В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ Законом Саратовской области «О земле» от 07 октября 2009г. № 144-ЗСО статья 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г.Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации МО «Город Саратов». В п. 44.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280, установлены предельные (максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, при этом максимальный размер для вновь предоставляемых земельных участков составляет 1200 кв.м. В судебном заседании установлено, что 17.07.209 г. Удот А.А. обратился в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка для индивидуального строительства. Распоряжением указанного Комитета от 23.09.2009 г. Удоту А.А. отказано в предоставлении права аренды по тем основаниям, что не был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, а также в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок занят городским лесом. Решением Волжского районного суда г.Саратова от 11.01.2010 г. данное распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.09.2009 г. признано незаконным, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность принятия решения по заявлению Удота А.А. от 17.09.2009 г. о предоставлении спорного земельного участка в аренду для размещения жилого дома. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 19.10.2010 г. Удоту А.А. отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства потеем основаниям, что размер испрашиваемого земельного участка 1910 кв.м. превышает установленный предельный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 1200 кв.м. В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что размер испрашиваемого истцом земельного участка составляет 1910 кв.м., то есть превышает установленный п. 44.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, то есть 1200 кв.м. Таким образом, постановление администрации МО «Город Саратов» от 19.10.2010 г. об отказе Удоту А.А. в предоставлении спорного земельного участка по указанным основаниям является законным и обоснованным. Доводы истца о том, что действующая редакция указанных Положений не подлежит применения к правоотношениям сторон, возникшим ранее принятия данных нормативных актов, суд считает несостоятельными. Ненормативный акт органа местного самоуправления должен соответствовать нормативным актам, регулирующим соответствующие правоотношения и действующим на момент его принятия. Доводы истца о том, что в соответствии с решением Волжского районного суда г.Саратова от 11.01.2010 г. администрация муниципального образования «Город Саратов» была обязана принять положительное решения по его заявлению о предоставлении спорного земельного участка в аренду для размещения жилого дома несостоятельны. Суд не вправе рассматривать по существу требования о наличии или отсутствии у истца права на получение аренды земельного участка, поскольку это является компетенцией органа местного самоуправления. Как видно из содержания указанного решения суда от 11.01.2010 г. и определения об отказе в разъяснении данного решения от 04.03.2011 г., ответчик был лишь обязан принять решение по заявлению Удота А.А., что администрацией муниципального образования «Город Саратов» и было сделано при принятии постановления от 19.10.2010 г. В связи с этим в удовлетворении требований о понуждении ответчика предоставить в аренду земельные участки и направить договор аренды должно быть также отказано. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление об отказе Удоту А.А. в предоставлении земельного участка в аренду принято уполномоченным органом, соответствует действующим нормативным актам, соответственно оснований для признания его незаконным не имеется. Доводы ответчика и третьих лиц о пропуске предусмотренного ст. 256 ГПК РФ 3-х месячного срока для оспаривания постановления являются необоснованными, поскольку в данном случае имеется спор о праве, на который распространяется общий срок исковой давности. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Удот А.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о защите нарушенных прав, признании незаконным постановления и возложении обязанности принять новое постановление о предоставлении в аренду земельного участка - отказать Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения. Судья:
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.