2-1254/2011 от 04 мая 2011



Дело № 2-1254/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 мая 2011 г.           г. Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Бутырина М.В.,

при секретаре Кушнир А.С.,

с участием представителя истцов Городецкого В.В.,

представителя администрации МО «Город Саратов» Бычковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействие незаконным, предоставлении другого жилого помещения,

Установил:

Чугунова З.Т. и Быстрова Е.А. обратились в суд с иском, просят признать бездействие администрации Ленинского района муниципального образования (далее МО) «Город Саратов», выразившееся в непринятии своевременных мер к их расселению, незаконными; признать бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по их расселению из аварийного жилого дома, по непринятию решения и не издании распоряжения о сроках отселения, по непредставлению жилого помещения по договору социального найма незаконным, нарушающими их права и законные интересы, и обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить им благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающего установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова. В обоснование своих требований истцами указано, что Чугунова З.Т. и Быстрова Е.А. проживают в квартире № 23 дома № 13 «а» по ул.Производственная г.Саратова. Данный жилой дом серии К-7-2-4 построен по проекту инженера Лагутенко, признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 30.12.1983г., распоряжением Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983г. № 988-р и постановлением администрации Ленинского района г.Саратова от 27.10.1997г. № 609. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г.Саратова от 26.03.2003г. № 338-р и распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова от 26.03.2003г. № 338-р данный жилой дом также был признан непригодным для проживания. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002г. № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы. Целью программы была ликвидация до 2005г. включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002г. 30.12.2008г. на заседании межведомственной комиссии вновь было принято решение о признании дома № 13 «а» по ул.Производственная г.Саратова непригодным и подлежащим сносу. Несмотря на это и неоднократные обращения граждан, расселение жителей из данного дома не произведено.

Представитель истцов Городецкий В.В. в ходе судебного заседания изменил исковые требования, применительно к указанным выше доводам просил признать бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по расселению истцов из аварийного жилого дома, по непринятию решения и не издании распоряжения о сроках отселения, по непредставлению истцам жилого помещения по договору социального найма незаконным, нарушающими их права и законные интересы, и обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить истцам благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающего установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» иск не признала и пояснила, что решением Исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 года предприятия и другие организации, имеющие на своих балансах жилые дома серии К-7-3-4 обязаны были комиссионно до 30 марта 1984 года определить техническое состояние домов, принадлежащих каждой организации, и по результатам обследования подготовить предложения через соответствующие министерства и ведомства, включая осуществление мероприятий с целью обеспечения их последующей эксплуатации. Администрация муниципального образования «Город Саратов» считает неправомерным довод о том, что с 1983 года на исполком Ленинского районного Совета была возложена обязанность по предоставлению гражданам, проживающим в жилом доме № 13 «а» по ул. Производственная г. Саратова жилых помещений, т.к. решение Исполнительного комитета местного совета народных депутатов по спорному жилому помещению не принималось. В соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985г. № 529, действовавшего с 05.11.1985 года по 23.09.2003 года, ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района г. Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, построенных по проекту инженера Лагутенко жилыми помещениями. В настоящее время переселение граждан из аварийных жилых домов города Саратова осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.02.2009 г. № 78 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах». Однако, д. 13 «а» по ул. Производственной г. Саратова в указанную программу не включен по причине отсутствия необходимых документов.     

Истцы Чугунова З.Т. и Быстрова Е.А., представители Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по управлению имуществом г.Саратова в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как следует из части 1 ст.27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.

В соответствии с частями 4 и 5 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения (ст.86 ЖК РФ), которым является администрация МО «Город Саратов».

В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что нанимателем кв. № 23 в доме № 13 «а» по ул.Производственная г.Саратова, относящейся к муниципальному жилищному фонду, является Чугунова З.Т. Вместе с ней в данном жилом помещении проживает дочь Быстрова Е.А.

Распоряжением Исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983г. № 988-р Саратовскому горисполкому было поручено решить вопрос о переселении граждан, проживающих в аварийных домах серии К-7-3-4 (л.д.11), а решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983г. была определена необходимость установления порядка по переселению граждан из жилых домов серии К-7-2-4 (инженера Лагутенко) (л.д.12).

Постановлением администрации г.Саратова от 16.02.1994г. № 114 «О ходе расселения пятиэтажных крупнопанельных жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в г.Саратове было построено 36 таких домов, которые имеют конструктивные недостатки. За период эксплуатации все дома были обследованы и составлены технические заключения о необходимости расселения жильцов. По этим причинам 12 домов были снесены, а 24 дома находятся в аварийном состоянии, в связи с чем, предприятиям и организациям, имеющим на балансе жилые дома серии К-7-2-4 до 01.07.1994г. необходимо обследовать дома и представить предложения по их отселению (л.д.13).

Постановлением администрации Ленинского района г.Саратова от 27.10.1997г. № 609 утверждено Положение «О порядке реализации «Программы обеспечения жильём граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе». Основными целями данной программы являлись предоставление гражданам благоустроенной жилой площади с целью ликвидации аварийных домов, построенных по проекту инженера Лагутенко, в том числе переселению подлежали жители из дома 13 «а» по ул.Производственная г.Саратова (л.д.14,15).

Распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова № 338-р от 26.03.2003г. утверждены акты межведомственных комиссий о признании непригодными для проживания жилых домов серии К-7-2-4 и дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для проживания (л.д.16).

Согласно п.3.2 и п.3.5 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г. № 529, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодными для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утверждённые исполкомами акты служат основанием для решения, в том числе, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от 30.12.2008г. дом 13 «а» по ул.Производственная г.Саратова был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д.17-18).

Таким образом, решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания было принято ещё в 2003г. и уполномоченным на то органом.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст.85-89 ЖК РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, и в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по их отселению из аварийного дома и о предоставлении им другого жилого помещения.

Согласно сведениям технической инвентаризации, занимаемое истцами жилое помещение состоит из двух комнат и имеет общую площадь 45,6 кв.м., а потому жилое помещение должно быть предоставлено равнозначное ранее занимаемому.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию мер по отселению ФИО1 и ФИО2 из <адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ФИО1 и ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, находящееся в черте г.Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья