№ 2-1280/2011 от 23 мая 2011 года



Дело № 2-1280/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года                                                                                                   г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего Колемасовой В.С.,

при секретаре Соболевой Н.А.,

с участием представителя истца Редюшева Д.Б., представителя ответчика Харченко К.Н., третьих лиц Замесиной Т.М., Кончакова Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерошкиной Е.А. к жилищно-строительному кооперативу «Восход-99», третьим лицам Замесиной Т.М., Кончакову Н.Г. о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ерошкина Е.А. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу (далее по тексту - ЖСК, Кооператив) «Восход-99» о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере 29 373 рублей, взыскании неустойки в размере 29 373 рублей, компенсации морального вреда, оцененного истцом в 50 000 рублей, судебных расходов в сумме 11 600 рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является собственником квартиры <адрес>. Управление указанным домом осуществляет ЖСК «Восход-99», вследствие некачественного оказания услуг которого по обслуживанию общего имущества дома - стояка отопления - 15 мая 2010 года произошел залив ее квартиры, материальный ущерб от которого согласно оценке специалиста составил 29 373 рубля. Требования потребителя о восстановлении ее имущественных прав, высказанные в претензии, ответчиком оставлены без удовлетворения, в связи с чем заявлены требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда согласно Закону РФ «О защите прав потребителей».

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием одного из представителей на основании доверенности Редюшева Д.Б., Мусралиевой А.Ф. В судебном заседании 23 мая 2011 года представитель истца, действующий на основании доверенности, Редюшев Д.Б. исковые требования увеличил согласно ст. 39 ГПК РФ, в части возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, в сумме 30 405 рублей, неустойки в том же размере. В остальной части исковые требования поддержал, просил их удовлетворить как подтвержденные предоставленными доказательствами и не опровергнутые ответчиком, который обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба истцу.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Харченко К.Н. просил в иске отказать, поскольку вины ЖСК «Восход-99» в причинении ущерба истцу не имеется, поскольку собственники квартир <адрес> Ерошкина Е.А., Замесина Т.М. без согласования с ЖСК «Восход-99» путем подряда с действующим не от имени ЖСК слесарем Кончаковым Н.Г. изменили систему отопления, что является основанием для снятия с управляющей организации ответственности за какое-либо причинение вреда в результате залива.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена судом Замесина Т.М., которая указала, что ее вины в заливе нет, полагала, что заявленный истцом размер ущерба преувеличен.

Кончаков Н.Г., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, согласился с представителем ответчика, указал, что работает в ЖСК «Восход-99» слесарем, стояки отопления менял в квартирах <адрес> как физическое лицо, не по поручению Кооператива, ссылался на отсутствие доступа к стоякам отопления со стороны Замесиной Т.М.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, оно рассмотрено в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами.

Жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 36 того же кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление жилищным кооперативом.

Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору - с другой стороны.

Из преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) следует, что он регулирует отношения, возникшие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную или общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвердившему Правила предоставления коммунальных услуг, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В настоящих Правилах используются следующие определения:

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; е) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал; ж) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; з) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; р) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней); с) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

Потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; б) получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); в) получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты; д) быть в соответствии с настоящими Правилами или договором полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг; е) требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором; ж) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; и) осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

При этом Правилами установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.

При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит в том числе устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло -, водо - и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.

В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется: подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников; подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала); подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:

а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;

в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как следует из разъяснений, данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги), а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Как установлено в судебном заседании, Ерошкина Е.А. является собственником квартиры 203 в доме 6А по ул. Чехова г. Саратова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 марта 2010 года (л.д.8), является потребителем услуг по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг в данном многоквартирном доме, является членом ЖСК «Восход-99», которым осуществляется управление указанным многоквартирным домом (л.д.69-76).

Согласно уставу ЖСК «Восход-99» средства ЖСК формируются в том числе за счет взносов на содержание и эксплуатацию дома, ЖСК имеет право производить более совершенное оборудование в доме, общие домовые коммуникации, возведенные ЖСК, принадлежат ему на праве собственности, председатель ЖСК участвует в государственной комиссии по приемке доме в эксплуатацию (л.д.69-72).

Сторонами не оспаривалось, что Ерошкина Е.А. вносит плату за содержание жилья и коммунальные услуги, периодически имея и погашая задолженность.

15 мая 2010 года произошло затопление квартиры 203 в доме 6А по ул. Чехова г. Саратова.

Согласно акту осмотра, составленному комиссией с участием председателя ЖСК Рубцовой Н.А., слесаря ЖСК Кончакова Н.Г., бухгалтера ЖСК, представителя собственника квартиры, от 17 мая 2010 года, «при открытии короба видны капли холодной воды на трубах отопления. При осмотре труб отопления обнаружено, что трубы, идущие из квартиры 207, заменены на пропиленовые, из места соединения труб произошла утечка холодной воды. Аварийная ситуация повлекла за собой затопление спальной комнаты кв. 203. В спальне большое количество воды, промокло напольное покрытие, подтеки на стенах, потолке. Потолочное покрытие выполнено из гипсокартонных листов. Они промокли по периметру, видны капли воды, затем обвалились» (л.д. 9).

Согласно оценке специалиста ООО «Приоритет-оценка», ответу на запрос стоимость объекта оценки (стоимости восстановительного ремонта квартиры) по состоянию на 18 марта 2011 года составляет 29 373 рубля, на проведение оценки стоимости ремонта в досудебном порядке истцом оплачено 2 800 рублей в указанное экспертное учреждение (л.д.13-52, 53, 10-11,12).

Как следует из заключения судебной экспертизы от 04 мая 2011 года № 78, причиной затопления в спальной комнате квартиры <адрес> в жилом доме ЖСК «Восход-99», расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д. 6А, является поступление воды из стояка системы отопления в квартире <адрес>, расположенной выше квартиры <адрес>, стоимость работ и материалов, необходимых для восстановления поврежденной в результате залива отделки квартиры вследствие залива жилого помещения составляет 30 405 рублей. Осмотр и замеры производились экспертом в присутствии представителей истца, ЖСК «Восход-99», третьего лица Замесиной Т.М., стоимость экспертизы составила 10 000 рублей, которые ответчиком не оплачены.

Истцом в адрес ЖСК «Восход-99» направлена претензия, в которой она просит в добровольном порядке в течение 10 дней возместить ей причиненный в результате залива квартиры и нарушения ее прав потребителя ущерб в денежном выражении, ответчиком данная претензия получена (л.д.54, 55), оставлена без ответа, поскольку, как пояснил представитель ответчика Харченко К.Н., со стороны Кооператива было предложено истцу вместо выплаты денежных средств произвести ремонт жилого помещения, пострадавшего от залива.

Поскольку замена стояков отопления квартиры <адрес>, как установлено экспертом, произведена с соблюдением всех строительных, санитарных норм и правил, а залив произошел из стояка отопления, расположенного в квартире <адрес> принадлежащей Замесиной Т.М., обстоятельствами, подлежащим установлению для правильного разрешения дела, являются факты замены в данной квартире стояков отопления, надлежащего содержания ЖСК общего имущества собственников многоквартирного дома, наличие или отсутствие вины ЖСК в причинении ущерба истцу в результате залива квартиры, причинная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным истцу ущербом.

Согласно проектной документации в доме <адрес> г. Саратова установлены стальные трубы стояков отопления.

Замена стояков отопления в квартире <адрес> была произведена одновременно с заменой стояков отопления в квартирах <адрес> с соблюдением требований строительных норм и правил, что подтверждено экспертом, Кончаковым Н.Г., работающим слесарем ЖСК «Восход-99» с 2005 года по настоящее время. При этом работы по замене труб стояков отопления были соединены с исполнением им своих должностных обязанностей слесаря ЖСК по отключению воды, доступу в технические помещения.

Как следует из объяснений Замесиной Т.М., заявлений Замесиной Т.М. в ЖСК «Восход-99» за 2008 год о перерасчете коммунальных услуг, показаний Кончакова Н.Г., допрошенного в качестве свидетеля, и его объяснений в качестве третьего лица, в квартире 207, принадлежащей Замесиной Т.М., на протяжении отопительных сезонов вплоть до декабря 2009 года были проблемы с отоплением, слесарь неоднократно являлся в указанную квартиру с целью устранения неполадок отопления, в том числе в декабре 2009 года им была заменена часть трубы стояка отопления, для чего в аварийном порядке сливалась вода из стояков. Замена производилась с ведома председателя ЖСК, которой он сообщил о результате работы. Поскольку стояк отопления был зашит в короб из гипсокартона, осуществить работы с помощью паяльной лампы ему не удалось, вследствие чего часть трубы была заменена с помощью резьбового соединения. Доводы третьего лица Кончакова Н.Г. о том, что ему не был обеспечен доступ к данной трубе для наблюдения за ней, вследствие чего по окончании отопительного сезона из-за остывания полипропиленовой трубы произошло постепенное поступление воды в квартиру <адрес>, опровергаются доводами третьего лица Замесиной Т.М., которая пояснила, что неоднократно обращалась к слесарю Кончакову Н.Г. с просьбой осмотреть стояки отопления, но им данная работа не была проведена, в результате чего она наняла бригаду рабочих, которые надлежащим образом выполнили работу, заменили часть трубы без применения резьбового метода соединения. На момент осмотра экспертом стояка отопления, на дату судебного разбирательства не возможно визуально определить место, откуда произошла течь воды. Вместе с тем, Кончаков Н.Г. пояснил, что вода текла из места соединения труб в результате замену части трубы путем резьбового соединения именно в квартире <адрес>, он осматривал 15 мая 2010 года вышерасположенную квартиру <адрес>, там вода из стояка отопления не текла.

Возражения ответчика со ссылкой на акт от 17 мая 2010 года о том, что течь обнаружена в месте соединения стальной и полипропиленовой трубы, на материалах дела не основаны.

Доводы ответчика о том, что замена труб со стальных на полипропиленовые (переустройство) была произведена собственниками квартир <адрес> без согласования с ЖСК, вследствие чего ответчик должен быть освобожден от ответственности за их ненадлежащее содержание, противоречат закону и фактическим обстоятельствам делам.        

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ).

Многоквартирный дом введен в эксплуатацию разрешением от 29 декабря 2007 года.

Из объяснений Замесиной Т.М., с которыми согласились представитель ответчика, третье лицо Кончаков Н.Г., следует, что трубы системы отопления были заменены ею полностью со стальных на полипропиленовые до ввода дома в эксплуатацию с получением соответствующих согласований, поэтому оснований считать ее действия переустройством жилого помещения в силу ст. 25 ЖК РФ не имеется. Закон не связывает такие действия по внесению изменений в строительный план жилого помещения с согласованием с управляющей компанией.

Более того, ЖСК «Восход-99» принял на обслуживание участок труб стояков отопления, находящийся в квартирах <адрес>, в измененном виде, о чем свидетельствуют журналы регистрации результатов ежегодных осмотров стояков отопления, проводимых комиссией в составе председателя ЖСК, слесаря ЖСК Кончакова Н.Г. за период с 2008-2010 гг., акты о проведении промывки трубопроводов, акты гидравлического испытания систем, акты готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей.

Обсуждение на общем собрании жильцов дома вопрос о снятии с ЖСК ответственности за вред, причиненный в результате несанкционированного переустройства инженерных сетей, а также принятие Положения по границам эксплуатационной ответственности ЖСК от 28 мая 2007 года, не свидетельствует об изменении характера общего имущества собственников многоквартирного дома, к которому в силу закона отнесена система отопления, а также не освобождает ЖСК от обязанности обслуживать надлежащим образом таковое. Доводы ответчика в этой части, а также в той части, что замену стояков отопления производил Кончаков Н.Г. как частное лицо, а не как слесарь ЖСК, противоречат требованиям закона и могут быть приняты судом во внимание исключительно как признание сторонами факта замены стояков отопления, но не как обстоятельство, освобождающее ЖСК «Восход-99» от обязанности возместить причиненный в результате залива квартиры истца 15 мая 2010 года ущерб, и свидетельствующее о наличии такой обязанности у иных лиц.

Исходя из общих правил ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, распределения бремени доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, Закона «О защите прав потребителей», п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», анализа вышеизложенных норм материального права, и оценки представленных доказательств, которые являются относимыми допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела, мировой судья приходит к выводу об обоснованности заявленных Ерошкиной Е.А. исковых требований в части возмещения ЖСК «Восход-99» ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере 30 405 рублей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

Суд пришел к данному выводу о том, что ЖСК «Восход-99» не выполнило обязанностей, возложенных на него как на управляющую организацию, по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества собственников многоквартирного дома, выражающихся, что установлено в вышеуказанных Правилах содержания имущества в многоквартирном доме <адрес>, в осмотре общего имущества для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда № 170, устанавливающих, что системы теплоснабжения должны постоянно находиться в исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению, утвержденными в установленном порядке, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования, испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта, принимая при этом во внимание, что ЖСК «Восход-99» не представило доказательств, подтверждающих, что перед наступлением отопительного периода 2009-2010 гг. был установлен как факт самовольной замены стояков отопления в квартире 207, так и несоответствие замены техническим нормам, обращения к собственнику квартиры 207 обеспечить доступ в квартиру для надлежащего обслуживания системы отопления.

Задачей ответчика в силу примененных судом норм материального права является осуществление действий, направленных на своевременное выявление и устранение каких-либо дефектов конструкций здания, препятствующих его нормальной эксплуатации, но не формальное составление актов осмотра отопительной системы.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, принившим вред.

Доказательства, опровергающие выводы суда об обязанности ЖСК «Восход-99» возместить причиненный истцу вред, равно как и доказательства наличия оснований для освобождения от гражданско-правовой ответственности за причиненный вред ответчиком не предоставлены.

В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Стоимость восстановительного ремонта квартиры истца определена заключением судебной экспертизы, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя, с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе неоказанной в полном объеме услуги по содержанию жилья, неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке в течение длительного периода времени, вины исполнителя в нарушении прав потребителя, а также принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Ерошкиной Е.А. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Истец просит взыскать неустойку с ответчика в сумме 30 405 рублей, ссылаясь на положения п. 5 ст. 28, п. 1, 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которому с исполнителя по требованию потребителя взыскивается неустойка за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги), а также в связи с возвратом денежных средств при отказе от исполнения договора.

Учитывая то обстоятельство, что истец в силу принципа диспозитивности самостоятельно определяет способ защиты своего права, суд полагает в данной части иска Ерошкиной Е.А. отказать, поскольку, как следует из претензии, направленной истцом, она просила возместить причиненный ущерб в денежном выражении, сроки выполнения работ (оказания услуг) по ликвидации последствий залива законом не предусмотрены и договором установлены не были, от исполнения какого-либо договора она не отказывалась.

Истцом понесены судебные расходы, которые она просит взыскать с ответчика: по проведению оценочного исследования (2800 рублей), по оплате услуг представителей (8000 рублей), по оформлению доверенности представителей (800 рублей), которые подтверждены документально, были необходимы и направлены на защиту ее права в судебном порядке, а потому подлежат возмещению согласно ст. 94, 98 ГПК РФ.

В силу требований ст. 98 ГПК РФ поскольку исковые требования Ерошкиной Н.А. удовлетворены частично, в ее пользу с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований подлежат взысканию судебные издержки в сумме 1800 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

С учетом участия в деле двух представителей, количества судебных заседаний, объема оказанной истцу юридической помощи, отсутствия подтвержденных доказательствами возражений ответчика относительно удовлетворения иска в этой части, а также принципа разумности суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителей в сумме 8 000 рублей.

В связи с тем, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» истец освобожден от уплаты государственной пошлины, которая на день подачи иска согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с учетом частичного удовлетворения требований истца, составила 1312 рублей 15 копеек, государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Саратов» с ответчика.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона), в силу чего с ответчика в доход муниципального образования «Город Саратов» согласно нормам Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию денежная сумма в размере 17 702 рублей 50 копеек.

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком было заявлено ходатайство о проведении экспертизы, определением суда о назначении таковой на ответчика возложена обязанность по ее оплате. Вместе с тем, как следует из сообщения экспертного учреждения и объяснений представителя ответчика, экспертиза ЖСК «Восход-99» не оплачена, стоимость проведения экспертизы составила 10 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу ООО «Саратовская лаборатория экспертизы и оценки» независимо от частичного удовлетворения требований истца, поскольку пропорциональное распределение судебных расходов законом отнесено к расходам истца при частичном удовлетворении его требований, а не к расходам экспертного учреждения в силу ст. 85 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ерошкиной Е.А. удовлетворить в части.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Восход-99» в пользу Ерошкиной Е.А. денежные средства в размере 45 205 рублей, из которых:

- 30 405 рублей - возмещение материального ущерба,

- 5 000 рублей - компенсация морального вреда,

- 9 800 рублей - судебные расходы.

В удовлетворении остальной части иска Ерошкиной Е.А. отказать.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Восход-99» государственную пошлину в размере 1312 рублей 15 копеек в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов».

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Восход-99» в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» штраф в размере 17 702 рублей 50 копеек.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Восход-99» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Саратовская лаборатория экспертизы и оценки» 10 000 рублей в счет возмещения расходов по проведению судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Срок изготовления мотивированного решения 27 мая 2011 года.

Судья: подпись.

На 03.06.2011 г. решение в законную силу не вступило.

Судья:

Секретарь:

Подлинник решения находится в деле № 2-1280/2011.