Дело № 2-1605/2011 Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Терентьевой Н.А. при секретаре Жигине М.В. с участием истца Ивакина С.В., представителя истца Урдякова Р.К., представителя ответчика Жирнова Ю.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации общества защиты прав потребителей и предпринимателей в интересах Ивакина С.В. к ОАО «МегаФон» о взыскании денежных средств, пени У С Т А Н О В И Л: Саратовская региональная общественная организация общества защиты прав потребителей и предпринимателей в интересах Ивакина С.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Мегафон» о взыскании денежных средств, пени. В обоснование иска указано, что Ивакин С.В. в 2007г. заключил договор на оказание услуг подвижной связи с ОАО «МегаФон». По договору истцу была предоставлена SIM - карта и подключение к сети абонентского номера: № Ивакин С.В. внес на вышеуказанный номер денежные средства в размере 67.696,61 рублей. Факт заключения договора и сумма авансового платежа, находящегося на лицевом счете Ивакина С.В. не оспаривается ни истцом, ни ответчиком. 12.05.2008г., в связи с тем, что услуги связи были не качественные, Ивакин С.В. подал заявление на расторжение договора и возврат аванса с формулировкой: «услуги такого качества мне не нужны» по абонентскому номеру № Деньги Ивакин С.В. получил в полном объеме, но в срок превышающий 60 дней. В соответствии Правилами оказания услуг подвижной связи и законом РФ «О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы подлежит удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение срока удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Размер неустойки (пени) составляет 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа, но не может превышать цену заказа. Таким образом, в данном случае неустойка (пени) должна рассчитываться от суммы внесенного на абонентский номер аванса, подлежащего возврату, т.е. общей цены заказа и составляет 67.696,61 рублей. В качестве досудебного урегулирования спора Ивакин С.В. в устной форме пытался провести переговоры, но ответа от ответчика не получил. Просит взыскать с ответчика неустойку 67.696,61 рублей, а так же штраф. В судебном заседании истец Ивакин С.В. и его представитель Урдяков Р.К поддержали изложенные в исковом заявлении доводы в полном объеме, просили иск удовлетворить. Представитель ОАО «Мегафон» Жирнов Ю.П. исковые требования не признал и пояснил, что в данном случае подлежит применению норма права, предусмотренная ч.7, ст.55 ФЗ «О связи», согласно которой претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию должно быть сообщено в письменной форме. Ивакин С.В. основывал свое требование о расторжении договора именно не качественным оказанием услуг связи. В связи с этим ответчик не возражает против удовлетворения требований истца в части выплаты пени за просрочку, образовавшуюся по истечении указанного срока, то есть за 5 дней. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 03.05.2007г. между Ивакиным С.В. и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг передвижной связи на телефонный номер № (л.д.18). 12 мая 2008г. истцом подано заявление о расторжении договора по номеру № с просьбой о возврате неиспользованного остатка денежных средств путем перечисления на банковский счет абонента. Платежным поручением от 17.07.2008г. аванс по номеру № был перечислен Ивакину С.В. в размере 67.696,13 рублей (л.д.25) В ст.9 Федерального закона от 26 января 1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. В соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.46 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 328 абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В соответствии с п.1 ч.2 ст.44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Как следует из ч.1 ст.45 ФЗ «О связи», а также ч.1 ст.426, ч.1 ст.428 ГК РФ договор о предоставлении услуг подвижной связи является публичным договором и договором присоединения, условия которого определены ОАО «МегаФон» в собственных Условиях оказания услуг связи. Другой стороной, т.е. Лобановой, условия договора могли быть приняты в целом путем присоединения к предложенному договору. Пунктом 10.14 Условий оказания услуг связи предусмотрено, что оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 60 календарных дней после получения соответствующего заявления от абонента. Вместе с тем суд приходит к выводу, что указанное условие договора о сроке возврата аванса противоречит требованиям закона РФ «О защите прав потребителей» как ухудшающее положение потребителя, и соответственно в силу ст.16 Закона является недействительным. Как установлено в ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя … о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы … подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В соответствии со ст.28 п.5 закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков … исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Таким образом, истец имеет право на взыскание с ответчика неустойки, поскольку срок возврата аванса был нарушен. Истец просит взыскать неустойку в размере 67.696.61 рублей. С учетом положений ст.333 ГК РФ суд считает возможным взыскать неустойку в размере 3000 руб. Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца…) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с этим с ОАО «МегаФон» необходимо взыскать штраф в доход местного бюджета в размере 750 рублей, в пользу Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей штраф в размере 750 рублей. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика ОАО «МегаФон» подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из суммы удовлетворенных требований в размере 200 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Ивакина Сергея Валериевича неустойку в размере 300 руб. В остальной части иска Ивакину Сергею Валериевичу - отказать. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход местного бюджета штраф в размере 750 рублей. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей штраф в размере 750 рублей. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья