№ 2-1931/2011 от 02 июня 2011 года



Дело № 2-1931/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего Колемасовой В.С.,

при секретаре Соболевой Н.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Щелоковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к союзу товариществ собственников жилья «Прогресс» о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений правил и норм пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском к СТСЖ «Прогресс», в котором просит признать незаконным бездействие СТСЖ «Прогресс» по неустранению и допущению нарушений правил и норм пожарной безопасности в жилом доме <адрес>, обязать устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в указанном жилом доме до 30 июля 2011 года: привести эксплуатацию электропроводки жилого дома в соответствии с требованиями нормативных документы по электроэнергетике, установить над каждым выходом из жилого многоквартирного дома светильник, выполнить люки (выходов на кровлю) в соответствии с требуемым пределом огнестойкости, убрать из подвального помещения горючие материалы, оборудовать электрические сети жилого многоквартирного дома устройством защитного отключения электроэнергии. Прокурор ссылается в обоснование иска на материалы проверки, проведенной с участием сотрудника отдела НД по Ленинскому району г. Саратова от 29 апреля 2011 года, обязанности управляющей компании, союза таковых обеспечивать пожарную безопасность в обслуживаемых многоквартирных домах.

Помощник прокурора Ленинского района г. Саратова Щелокова Е.В. просит исковые требования удовлетворить, поскольку они подтверждены представленными доказательствами, не опровергнуты ответчиком.

Ответчик СТСЖ «Прогресс», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, возражений относительно заявленных требований не предоставил, в связи с чем с согласия процессуального истца дело рассмотрено в его отсутствие в порядке заочного производства.

Введенная процедура наблюдения не влияет на исполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности в обслуживаемых многоквартирных домах, а также на осуществление права на участие в судебном разбирательстве, представитель ответчика на основании доверенности, подписанной председателем СТСЖ «Прогресс» и временным арбитражным управляющим, уведомлен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав процессуального истца, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами.

Согласно п. 4 ст. 138 того же кодекса товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление ТСЖ.

Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока.

В соответствии с п.п. 3, 27, 40, 57, приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке; территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения; в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Правила устройства электроустановок утверждены приказом Министерства топлива и энергетики РФ 06 октября 1999 года. Согласно п. 7.1.55 данных Правил над каждым входом в здание должен быть установлен светильник.

В силу требований п. 8.4 СНиП 21-01-97** «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные стены, перегородки и перекрытия, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, шторы, занавесы) в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части, а также тамбур-шлюзы, предусмотренные в проемах противопожарных преград в зависимости от типов элементов тамбур-шлюзов, подразделяются на следующие типы:

1) стены 1-й или 2-й тип;

2) перегородки 1-й или 2-й тип;

3) перекрытия 1, 2, 3 или 4-й тип;

4) двери, ворота, люки, клапаны, экраны, 1, 2 или 3-й тип;

шторы

5) окна 1, 2 или 3-й тип;

6) занавесы 1-й тип;

7) тамбур-шлюзы 1-й или 2-й тип.

Часть 2 данной статьи определяет классификацию противопожарных стен, перегородок и перекрытий, заполнений проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, шторы, занавесы) в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части, а также классификацию тамбур-шлюзов, предусмотренных в проемах противопожарных преград в зависимости от типов элементов тамбур-шлюзов.

При этом в данной норме обозначены номера типов, на которые подразделяются указанные противопожарные преграды. Эти же номера типов ранее обозначались в положении п. 5.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", предусматривающем, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Эти таблицы воспроизведены соответственно в таблицах 23, 24 и 25 приложения к Закона. К указанным таблицам 23, 24 и 25 отсылают соответственно положения ч. 2, 3 и 4 ст. 88 данного Закона, согласно которым осуществляется отнесение противопожарных преград к тому или иному типу в зависимости от пределов огнестойкости элементов противопожарных преград и типов заполнения проемов в них. В свою очередь, к положениям ч. 2, 3 и 4 ст. 88 Закона отсылает ч. 3 данной статьи в отношении порядка такого отнесения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено соответствующими доказательствами, на основании договора управления № 3 от 01 августа 2005 года СТСЖ «Прогресс» осуществляет управление домом 17А по ул. Мира г. Саратова, что соответствует его учредительным документам, уставным видам деятельности.

Согласно предоставленной истцом справке о проверке соблюдения жилищного законодательства от 29 апреля 2011 года ст.помощником прокурора Ленинского района г. Саратова Фокиным Р.К. совместно с государственным инспектором Ленинского района г. Саратова по пожарному надзору Казаковой Е.Г. в связи с осуществлением надзора за соблюдением жилищного законодательства, регулирующего вопросы правил пожарной безопасности жилых домов, проведена проверка, в ходе которой установлено, что в жилом <адрес>, находящийся на балансе СТСЖ «Прогресс», электропроводка на лестничных клетках с <адрес>) в подъездах выполнена с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, а именно не закреплена, выполнена открыто без специальных коробов, соединения жил электропроводов осуществляются при помощи скрутки проводов, а не с помощью опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винновых, болтовых и т.п., не над каждым выходом из жилого многоквартирного дома установлен светильник, люки (выходов на кровлю) выполнены не с требуемым пределом огнестойкости, в подвальном помещении хранятся горючие материалы, электрические сети жилого многоквартирного дома не оборудованы устройством защитного отключения электроэнергии.

В силу требований ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд находит подтвержденными совокупностью указанных выше доказательств обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а его исковые требования подлежащими удовлетворению.

Ответчиком не предоставлены доказательства надлежащего осуществления управления жилым домом с соблюдением требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Порядок принудительного исполнения решения суда установлен законодательством об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным установить срок устранения нарушений в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу.

Истец в силу закона освобожден от уплаты государственно пошлины, которая в сумме 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход казны муниципального образования «Город Саратов» в силу требований ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к союзу товариществ собственников жилья «Прогресс» о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений правил и норм пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Союза товариществ собственников жилья «Прогресс» по не устранению и допущению нарушений правил и норм пожарной безопасности в жилом доме 17А <адрес>

Обязать Союз товариществ собственников жилья «Прогресс» устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в жилом доме <адрес> в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу, а именно:

- провести эксплуатацию электропроводки жилого дома в соответствии с требованием нормативных документов по электроэнергетике,

- установить над каждым выходом из жилого многоквартирного дома светильник,

- выполнить люки (выходов на кровлю) в соответствии с требуемым пределом огнестойкости,

- убрать из подвального помещения горючие материалы,

- оборудовать электрические сети жилого многоквартирного дома устройством защитного отключения электроэнергии.

Взыскать с СТСЖ «Прогресс» в доход казны муниципального образования «Город Саратов» денежные средства в размере 200 рублей в счет оплаты государственной пошлины.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Срок изготовления мотивированного решения 07 июня 2011 года.

Судья : подпись