Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года г.Саратов председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Жидковой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Союзу товариществ собственников жилья «Прогресс» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности, установил: Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к СТСЖ «Прогресс» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование искового заявления прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением жилищного законодательства проведена проверка соблюдения правил и норм пожарной безопасности эксплуатирующими организациями Ленинского района г.Саратова. 13 мая 2011г. прокуратурой Ленинского района совместно с отделом НД по Ленинскому району г.Саратова проведено обследование жилого <адрес>. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации - электропроводка на лестничных клетках в подъездах выполнена с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетики, а именно, соединения жил электропроводов осуществляется при помощи скрутки проводов, а не с помощью опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) ФЗ 123 ст.151, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21, п.2.1.28, п.7.1.37, п.7.1.51, раздел 2,7 ПУЭ; люк (выхода на кровлю) выполнен не с требуемым пределом огнестойкости №123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.3, СНиП 21-01-97 п.8.4; в подвальном помещении хранятся горючие материалы ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.40; электрические сети жилого многоквартирного дома не оборудованы устройством защитного отключения электроэнергии ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 п.57, ПУЭ; под лестничным машем 1-го этажа располагается кладовое помещение ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.40; по фасаду здания проходит силовой электрический кабель ФЗ 123 ст.151 ППБ 01-03 в РФ, ПЭУ. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. <адрес> является многоквартирным. При невозможном возникновении пожара определить количество граждан, которые могут находиться в жилом доме и пострадать, невозможно. Таким образом, незаконными действиями ответчика по нарушению правил пожарной безопасности нарушаются права не только граждан, проживающих в данном жилом доме, а также неопределенного круга лиц. Незаконными действиями СТСЖ «Прогресс» по нарушению правил пожарной безопасности нарушают права неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор Фокин Р.К. исковые поддержал и просил признать незаконным бездействие СТСЖ «Прогресс», выразившееся в не устранении и допущении нарушений правил и норм пожарной безопасности в жилом доме по адресу <адрес>, обязать СТСЖ «Прогресс» устранить, имеющиеся нарушения: привести эксплуатацию электропроводки жилого дома в соответствии с требованием нормативных документов по электроэнергетике №123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.З, п. 57, ПУЭ раздел №7 п.7.1.37, п.7.1.51; выполнить люк (выхода на кровлю) в соответствии с требованием пределом огнестойкости №123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.3, СНиП 21-01-97 п.8.4; убрать из подвального помещения горючие материалы ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.40; оборудовать электрические сети жилого многоквартирного дома устройством защитного отключения электроэнергии ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.57, ПУЭ в срок до 30 июля 2011г. Представитель ответчика СТСЖ «Прогресс» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещен, просил рассмотреть в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено дело в отсутствие ответчика. Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами. Согласно п. 4 ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление ТСЖ. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ). В соответствии со ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно ст.151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока. В соответствии с п.п. 3, 27, 40, 57, приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке; территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения; в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Правила устройства электроустановок утверждены приказом Министерства топлива и энергетики РФ 06 октября 1999 года. Согласно п. 7.1.37 Правил электропроводку в помещениях следует выполнять сменяемой: скрыто - в каналах строительных конструкций, замоноличенных трубах; открыто - в электротехнических плинтусах, коробах и т.п. В технических этажах, подпольях, неотапливаемых подвалах, чердаках, вентиляционных камерах, сырых и особо сырых помещениях электропроводку рекомендуется выполнять открыто. В зданиях со строительными конструкциями, выполненными из негорючих материалов, допускается несменяемая замоноличенная прокладка групповых сетей в бороздах стен, перегородок, перекрытий, под штукатуркой, в слое подготовки пола или в пустотах строительных конструкций, выполняемая кабелем или изолированными проводами в защитной оболочке. Применение несменяемой замоноличенной прокладки проводов в панелях стен, перегородок и перекрытий, выполненной при их изготовлении на заводах стройиндустрии или выполняемой в монтажных стыках панелей при монтаже зданий, не допускается. Из п.7.1.51 Правил следует, что выключатели рекомендуется устанавливать на стене со стороны дверной ручки на высоте до 1 м, допускается устанавливать их под потолком с управлением при помощи шнура. В помещениях для пребывания детей, в детских учреждениях (садах, яслях, школах и т.п.) выключатели следует устанавливать на высоте 1,8 м от пола. В силу требований п. 8.4 СНиП 21-01-97** «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам. Согласно ст. 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные стены, перегородки и перекрытия, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, шторы, занавесы) в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части, а также тамбур-шлюзы, предусмотренные в проемах противопожарных преград в зависимости от типов элементов тамбур-шлюзов, подразделяются на следующие типы: 1) стены 1-й или 2-й тип; 2) перегородки 1-й или 2-й тип; 3) перекрытия 1, 2, 3 или 4-й тип; 4) двери, ворота, люки, клапаны, экраны, 1, 2 или 3-й тип; шторы 5) окна 1, 2 или 3-й тип; 6) занавесы 1-й тип; 7) тамбур-шлюзы 1-й или 2-й тип. Часть 2 данной статьи определяет классификацию противопожарных стен, перегородок и перекрытий, заполнений проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, шторы, занавесы) в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части, а также классификацию тамбур-шлюзов, предусмотренных в проемах противопожарных преград в зависимости от типов элементов тамбур-шлюзов. При этом в данной норме обозначены номера типов, на которые подразделяются указанные противопожарные преграды. Эти же номера типов ранее обозначались в положении п. 5.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", предусматривающем, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Эти таблицы воспроизведены соответственно в таблицах 23, 24 и 25 приложения к комментируемому Закона. К указанным таблицам 23, 24 и 25 отсылают соответственно положения ч. 2, 3 и 4 ст. 88 данного Закона, согласно которым осуществляется отнесение противопожарных преград к тому или иному типу в зависимости от пределов огнестойкости элементов противопожарных преград и типов заполнения проемов в них. В свою очередь, к положениям ч. 2, 3 и 4 ст. 88 Закона отсылает ч. 3 комментируемой статьи в отношении порядка такого отнесения (см. комментарии к указанной статье и указанным таблицам). Как установлено в судебном заседании и подтверждено соответствующими доказательствами, на основании договора управления № 3 от 01 августа 2005 года СТСЖ «Прогресс» осуществляет управление домом <адрес>, что соответствует его учредительным документам, уставным видам деятельности. Согласно предоставленной истцом справке о проверке соблюдения жилищного законодательства от 13 мая 2011 года старшим помощником прокурора Ленинского района г. Саратова Фокиным Р.К. совместно с государственным инспектором Ленинского района г. Саратова по пожарному надзору ФИО5. в связи с осуществлением надзора за соблюдением жилищного законодательства, регулирующего вопросы правил пожарной безопасности жилых домов, проведена проверка, в ходе которой установлено, что в жилом <адрес> <адрес>, находящийся на балансе СТСЖ «Прогресс», электропроводка на лестничных клетках с 1 по 6 этажи (1 этаж переходный с подвального в первый) в подъездах выполнена с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, а именно не закреплена, выполнена открыто без специальных коробов, соединения жил электропроводов осуществляются при помощи скрутки проводов, а не с помощью опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винновых, болтовых и т.п., не над каждым выходом из жилого многоквартирного дома установлен светильник, люки (выходов на кровлю) выполнены не с требуемым пределом огнестойкости, в подвальном помещении хранятся горючие материалы, электрические сети жилого многоквартирного дома не оборудованы устройством защитного отключения электроэнергии. В силу требований ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не предоставлены доказательства надлежащего осуществления управления жилым домом с соблюдением требований пожарной безопасности. При изложенных обстоятельствах требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие Союза товарищества собственников жилья «Прогресс» в отношении неопределенного круга лиц по не устранению и допущению нарушений правил и норм пожарной безопасности. Обязать Союз товарищества собственников жилья «Прогресс» в срок до 30 июля 2011г. устранить, имеющиеся нарушения: привести эксплуатацию электропроводки жилого дома в соответствии с требованием нормативных документов по электроэнергетике №123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.З, п. 57, ПУЭ раздел №7 п.7.1.37, п.7.1.51; выполнить люк (выхода на кровлю) в соответствии с требованием пределом огнестойкости №123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.3, СНиП 21-01-97 п.8.4; убрать из подвального помещения горючие материалы ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.40; оборудовать электрические сети жилого многоквартирного дома устройством защитного отключения электроэнергии ФЗ 123 ст.151, ППБ 01-03 в РФ п.57, ПУЭ. Взыскать с Союза товарищества собственников жилья «Прогресс» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Саратовский областной суд. Судьяс участием прокурора Фокина Р.К.