Дело № 2-1959/2011 Именем Российской Федерации 27 июня 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Бутырина М.В., при секретаре Кушнир А.С., с участием представителя истца Урдякова Р.К., представителя ответчика Жирнова Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей (СРОО ОЗППиП) в интересах Лобановой И.А. к Открытому акционерному обществу «МегаФон», о взыскании неустойки, установил: СРОО ОЗППиП в интересах Лобановой И.А. обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, о взыскании с ОАО «Мегафон» неустойки, по следующим основаниям. В 2008 г. между Лобановой И.А. и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг подвижной связи, и предоставлены SIM-карты и подключение к сети связи абонентского номера +79279159573. На лицевой счет данного абонентского номера Лобановой были внесены денежные средства в качестве предоплаты в размере 167300 руб. В связи с некачественным оказанием услуг 11.08.2008 г. Лобанова И.А. обратилась к ответчику с письменным заявлением на расторжение договора и возврате указанных денежных средств. Однако, в нарушение Закона «О защите прав потребителей», ответчик в установленный 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования деньги не возвратил. За нарушение срока удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Размер неустойки (пени) составляет 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа, но не может превышать цену заказа. Таким образом, в данном случае неустойка (пени) должна рассчитываться от суммы внесенного на абонентский номер аванса, подлежащего возврату, т.е. общей цены заказа и составляет 167300 руб., которую просит взыскать с ответчика. В судебном заседании представитель истца Урдяков Р.К. уточненные исковые требования в пользу Лобановой И.А. поддержал и просил суд взыскать с ответчика неустойку размере 167300 руб. Представитель ОАО «Мегафон» Жирнов Ю.П. исковые требования не признал, сообщив, что истец необоснованно ссылается на нормы законов «О связи» и «О защите прав потребителей», так как предъявляет свои претензии не в связи с некачественным оказанием услуг подвижной сотовой радиотелефонной связи, а в связи с расторжением договора на оказание услуг сотовой связи. Действующее законодательство в области связи не устанавливает срока и порядка возврата остатка денежных средств с лицевого счета абонента в случае расторжения последним в одностороннем порядке заключенного ранее договора на оказание услуг связи. Такой срок устанавливается договором между оператором связи и абонентом, либо при отсутствии урегулирования данного вопроса в договоре между сторонами действует норма о разумности срока выполнения обязательств. В соответствии с положениями Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимся неотъемлемой часть договора, заключаемого между ОАО «Мегафон» и абонентом, оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение шестидесяти календарных дней после получения соответствующего требования от абонента в письменной форме. Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 05.05.2008 г. между Лобановой И.А. и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг сотовой радиотелефонной связи на телефонный номер №. 11.08.2008 г. истцом подано заявление о расторжении договора по номеру №, с просьбой о возврате неиспользованного остатка денежных средств путем перечисления на банковский счет абонента. Платежным поручением от 14.10.2008 г. аванс был перечислен Лобановой в размере 167300 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде документами и не оспариваются сторонами. В ст.9 Федерального закона от 26 января 1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. В соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.46 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 328 абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В соответствии с п.1 ч.2 ст.44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Как следует из ч.1 ст.45 ФЗ «О связи», а также ч.1 ст.426, ч.1 ст.428 ГК РФ договор о предоставлении услуг подвижной связи является публичным договором и договором присоединения, условия которого определены ОАО «МегаФон» в собственных Условиях оказания услуг связи. Другой стороной, т.е. Лобановой, условия договора могли быть приняты в целом путем присоединения к предложенному договору. Пунктом 10.14 Условий оказания услуг связи предусмотрено, что оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 60 календарных дней после получения соответствующего заявления от абонента. Вместе с тем суд приходит к выводу, что указанное условие договора о сроке возврата аванса противоречит требованиям закона РФ «О защите прав потребителей» как ухудшающее положение потребителя, и соответственно в силу ст.16 Закона является недействительным. Как установлено в ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя … о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы … подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В соответствии со ст.28 п.5 закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков … исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Таким образом, поскольку срок возврата аванса был нарушен, Лобанова имеет право на взыскание с ответчика неустойки в размере 266007 руб., (167300 руб. х 3% х 53 дн.), однако в связи с тем, что указанная сумма превышает внесенный аванс, то размер неустойки не может превышать 167300 руб. Вместе с этим, с учетом положений ст.333 ГК РФ суд считает возможным снизить размер неустойки и взыскать неустойку в размере 4000 руб. Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Добровольно в досудебном порядке урегулирования споров ответчик требования истца не выполнил, в связи с чем с ответчика необходимо взыскать штраф в размере 1000 рублей в доход местного бюджета, а также в размере 1000 рублей в пользу СРОО ОЗППиП. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика ОАО МТС подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из суммы удовлетворенных требований в размере 400 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд решил: Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Лобановой И.А. неустойку в размере 4000 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход местного бюджета штраф в размере 1000 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей штраф в размере 1000 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья