Дело № 2-2150/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июля 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Жидковой Т.С. с участием прокурора Бизяева А.Н., представителей заявителя Абрамовой Ю.В., Курышовой О.В., представителя избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н., представителя окружной избирательной комиссии № 16 и участковой избирательной комиссии № 273 Блатмана А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Саратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» об оспаривании решения участковой избирательной комиссии,<данные изъяты> установил: Саратовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решений участковой избирательной комиссии избирательного участка № 273 избирательного округа № 16 по выборам депутатов Городской Думы четвертого созыва, указав следующее. Решением Саратовской городской Думы № 58-698 от 16 декабря 2010г. на 13 марта 2011г. назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва. 22 января 2011г. решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-14-100 был заверен список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» по одномандатным избирательным округам. 02 февраля 2011г. решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-18-118 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России». 13 марта 2011г. состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва. 13 марта 2011г. участковая избирательная комиссия № 273 одномандатного избирательного округа № 16 произвела подсчет голосов избирателей, в результате чего были составлены Протокол № 1 об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 (далее Протокол № 1) и Протокол № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу № 16 (далее Протокол № 2). Данные итоги голосования определены с нарушением требований закона, не соответствуют действительности и подлежат отмене. В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 56 Закона Саратовской области от 31 октября 2005г. №107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (далее Закон) каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Согласно пункта 3 статьи 10 Закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо факт временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом. Согласно пунктам 4, 13 статьи 55 Закона избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом, на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя (при проведении голосования на общих выборах главы муниципального образования изымается отрывной талон). Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком. Как видно из заверенных избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» копий Протоколов №1 и №2, по открепительным удостоверениям на избирательном участке № 273 проголосовало 89 избирателей, обладающих активным избирательным правом, как в едином избирательном округе, так и в одномандатном избирательном округе № 16, при равном числе избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 2517 избирателей. Из вышеприведенных данных следует, что в данном случае все избиратели, пришедшие на избирательный участок № 273 обладали активным избирательным правом в пределах одномандатного избирательного округа и получали по 2 бюллетеня. Вместе с тем, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования по одномандатному и по единому избирательным округам, установленное по числу подписей избирателей в списке избирателей, составляет 793 и 904 бюллетеня соответственно. Т.е. при равном количестве избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям в день голосования разница проголосовавших по единому и одномандатному округам составила 111 избирателей. Таким образом, избирательной комиссией были грубо нарушены положения пунктов 4, 5, 6 статьи 56 Закона о личном голосовании каждого избирателя и об обязательном предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина для получения бюллетеня, так как при соблюдении вышеуказанных требований каждому избирателю избирательная комиссия обязана была выдать два бюллетеня (для голосования по одномандатному и единому избирательному округу). При этом число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования по одномандатному и по единому избирательным округам было бы равным. В данном случае бюллетени в количестве 111 штук для голосования по единому избирательному округу были выданы с грубейшим нарушением требований законодательства, что не позволяет установить действительную волю избирателей. Избирателей (в количестве 111 человек), пришедших на выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с целью выразить свою политическую волю, лишили их законного и неотъемлемого права голосовать, выдав только один избирательный бюллетень для голосования за партийные списки по единому избирательному округу. В противном случае, при соблюдении требований законодательства, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования по одномандатному и по единому избирательным округам было бы равным. Тем самым были грубо нарушены положения статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 2 статьи 32 Конституции РФ, пункта 1 статьи 4 Федерального закона, пункта 1 статьи 3 Закона о всеобщем избирательном праве. Данное нарушение не позволяет установить действительную волю избирателей. Согласно пункту 26 статьи 59 Закона, если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным. В данном случае подпись члена участковой избирательной комиссии ФИО3 в Протоколе № 1 и №2 проставлена иным лицом, что является основанием для признания данных протоколов недействительными. В соответствии с пунктом 25 статьи 59 Закона после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протоколов лицам, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона. Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретают юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протоколов с нарушением этого порядка является основанием для признания этих протоколов недействительным. В данном случае Протокол №1 и Протокол №2 были составлены в одном экземпляре, что является нарушением установленного законодательством порядка составления протоколов об итогах голосования и основанием для признания этих протоколов недействительными. Согласно абзацу третьему пункта 5 статьи 60 Закона если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований настоящего Закона, предъявляемых к составлению протокола и (или) сводной таблицы, указанная избирательная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 36 статьи 59 и настоящей статьи настоящего Закона, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей избирательной комиссии. Согласно части 36 статьи 59 Закона если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления в вышестоящую избирательную комиссию его первого экземпляра участковая избирательная комиссия, направившая протокол, либо вышестоящая избирательная комиссия в ходе предварительной проверки правильности составления протокола выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), участковая избирательная комиссия, направившая соответствующий протокол, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 9з данного протокола. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее направленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном статьей 60 настоящего Закона. После составления Протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования на избирательном участке № 273 члену участковой избирательной комиссии № 273 с правом совещательного голоса ФИО4, предложенному в состав избирательной комиссии Саратовским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России», были выданы заверенные копии Протоколов № 1 и № 2. Данные, содержащиеся в заверенных копиях, полученных ФИО4 непосредственно после подсчета голосов не совпадают с данными, содержащимися в Протоколах № 1 и №2. заверенными избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов». При их визуальном сличении обнаруживаются расхождения и в числовых данных, содержащихся в Протоколах № 1 и № 2, и в подписях членов комиссии. Вместе с тем заседание участковой избирательной комиссии о рассмотрении вопроса о внесении уточнений в Протокол №1 и № 2 не проводилось, не были проинформированы в обязательном порядке все члены с правом совещательного голоса, наблюдатели и другие лица, присутствовавшие при составлении ранее утвержденного протокола, а также представители средств массовой информации. Также на протоколах не была сделана отметка «Повторный» и ранее направленные протоколы участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию не были приобщены к повторному протоколу. Согласно ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия является общественным объединением, создаваемым в целях участия граждан РФ в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Решениями (Протокол №1, Протокол №2) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 273 одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва нарушены права избирательного объединения Саратовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» как субъекта выдвижения кандидатов в депутаты на выборах в Саратовскую городскую Думу четвертого созыва. Итоги голосования, зафиксированные в указанных решениях, определены с многочисленными нарушениями требований закона, не соответствуют действительности и не позволяют выявить действительную волю избирателей. Таким образом, Саратовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», а также кандидаты в депутаты, выдвигавшиеся от нашей партии, лишились возможности принять участие в распределении депутатских мандатов на выборах в Саратовскую городскую Думу четвертого созыва. Граждане, пришедшие на выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с намерением проголосовать за нашу партию, лишились своего конституционного права иметь в Саратовской городской Думе четвертого созыва своего законно избранного представителя от Саратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России». При рассмотрении дела заявленные требования были изменены в порядке ст.39 ГПК РФ, заявитель просил признать незаконными протоколы № 1 и № 2 участковой избирательной комиссии № 273 об итогах голосования по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 273 провести повторный подсчет голосов. В судебном заседании представители заявителя Курышева О.В. уточненные требования поддержала и просила суд признать незаконными протоколы № 1 и № 2 участковой избирательной комиссии № 273 об итогах голосования по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 273 провести повторный подсчет голосов. В обоснование заявление представитель указала, что был нарушен порядок составления протоколов, поскольку они были составлены только в одном экземпляре без указания номера экземпляра. После выдачи копии протоколов, они были пересоставлены с другими данными, при этом процедура составления повторного протокола не соблюдена. Порядок передачи избирательной документации на хранение нарушена, поскольку открепительные удостоверения не были сданы одновременно со списками избирателей, в результате чего часть их была уничтожена. На странице 94 списка избирателей указано, что одному из избирателей было выдано и открепительное удостоверение и бюллетени для голосования. При первичном составлении протокола количество избирателей, внесенных в список для голосования, отличается от числа избирателей, внесенных в итоговые протоколы. При этом в окончательном варианте протоколы не подписывались членом избирательной комиссии ФИО3, подпись выполнена другим лицом. Представитель избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н., представитель окружной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии № 273 Блатман А.А. считают заявление необоснованным, просили в его удовлетворении отказать, пояснив следующее. При проведении выборов и подсчете голосов не было допущено нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результаты голосования и не позволили выявить действительную волю избирателей. При составлении протоколов была выявлена техническая ошибка в пунктах 9а о количестве полученных открепительных удостоверений граждан, в связи с чем и количество избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, указано ошибочно. Ошибка произошла в связи с тем, что не было учтено, что одно открепительное удостоверение было возвращено в окружную избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ Это не повлияло на правильность подсчета голосов избирателей. Ошибка была выявлена до направления протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, поэтому протоколы были пересоставлены на месте без применения процедуры повторного составления протоколов. Протоколы были подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии. Ранее выданные копии протоколов ошибочно не были изъяты. Нарушения порядка составления протокола допущено не было. При подписании протоколов об итогах голосования ни один из членов избирательной комиссии не выразил особого мнения по поводу заполнения итогового протокола. После завершения подсчета голосов и составления необходимых документов избирательная документация, подлежащая хранению, была передана в Администрацию Ленинского района г.Саратова. Однако открепительные удостоверения по недосмотру остались в папке с документами, не подлежащими хранению. При уничтожении этих документов открепительные удостоверения были обнаружены, но основная их часть сгорела. На странице 94 Списка избирателей ошибочно указано на выдачу гражданину и открепительного удостоверения и бюллетеней для голосования. Исходя из общего количества учтенных по данной странице списка проголосовавших, бюллетени не учитывались при подсчете голосов. Разница в количестве проголосовавших по одномандатному округу и по единому списку обусловлена тем, что граждане, голосовавшие на основании открепительных удостоверений и проживающие и на другом избирательном участке, не могли принять участие в голосование по одномандатному округу, голосовали только по единому списку. Указание в протоколе № 2 в п.9в на 89 лиц, проголосовавших по открепительному удостоверению является технической ошибкой, поскольку это число не проверяется контрольными соотношениями. Доказательств тому, что ФИО3 не подписывала протокол об итогах голосования, стороной не представлено. Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, избирательную документацию, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации устанавливает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3 часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (статья 32 часть 2); эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 1 часть 1; статьи 2 и 17 часть 1). Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25). Как следует из статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 1), названные принципы избирательного права, закрепленные в нормах, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч.1 ст.1). Согласно ч.3 Федерального закона федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Саратовской областной Думой 1 октября 2005г. принят Закон Саратовской области от № 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Статья 4 (ч.1) Закона Саратовской области устанавливает, что выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов с численностью представительных органов 20 и более депутатов проводятся по смешанной избирательной системе. При этом половина числа депутатов избирается на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу муниципального образования (далее - единый избирательный округ) пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, а другая половина числа депутатов избирается на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории муниципального образования на основе единой нормы представительства. Согласно ч.1 ст.11 Закона Саратовской области подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории Саратовской области осуществляют: а) избирательные комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии); б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Участковая избирательная комиссия: ж) организует на избирательном участке голосование в день голосования; з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию; и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, изготавливает и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; л) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (ч.3 ст.15 Закона Саратовской области). В соответствии с ч.1 ст.58 Закона Саратовской области участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования следующими протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол N 1 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным (многомандатным) избирательным округам; протокол N 2 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу; 13 марта 2011г. состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, назначенные Решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010г. № 58-698. На основании постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» № 30 от 21 января 2011г. образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 13 марта 2011г. Голосование осуществлялось по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам, в том числе по избирательному округу № 16. Список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» по одномандатным избирательным округам был заверен 22 января 2011г. решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-14-100. 02 февраля 2011г. решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-18-118 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России». В день проведения голосования участковой избирательной комиссией № 273 одномандатного избирательного округа № 16 проведен подсчет голосов избирателей и составлены протоколы № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, № 2 по единому избирательному округу в двух экземплярах. Согласно протоколу № 1 участковой избирательной комиссии наибольшее число голосов по одномандатному избирательному округу получил кандидат ФИО12 (445). Кандидат от избирательного объединения ЛДПР ФИО13 получил 47 голосов избирателей. Из протокола № 2 следует, что большинство избирателей отдало свой голос в пользу СООП «Единая России» (448), за ЛДПР проголосовало 78 избирателей. В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ч. 10 ст. 75 Федерального закона с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Как разъяснено в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, с учетом особенностей производства по делам данной категории, установленных главами 23 и 26 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме. Политическая партия, участвующая в выборах (избирательное объединение) в соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Избирательное объединение ЛДПР реализовало свое право на выдвижение кандидата в одномандатном избирательном округе и выдвинуло в качестве кандидата в депутаты ФИО13, который был зарегистрирован в качестве кандидата и был включен в бюллетени для голосования. Исходя из принципа равенства кандидатов, установленного ст.39 Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. Таким образом, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в одномандатном избирательном округе, вправе выступать от своего имени только в защиту своих прав и интересов и не наделено правами по обращению в защиту прав и законных интересов других участников избирательного процесса. Заявителем не представлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение прав избирательного объединения в ходе голосования по одномандатному избирательному округу. Оспариваемые решения избирательной комиссии по подведению итогов голосования касаются пассивного избирательного права кандидата ФИО13, а не избирательного объединения. Ссылка заявителя о нарушении избирательных прав избирателей несостоятельна, так как политическая партия не наделена полномочиями обращения в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга граждан - избирателей округа. С учетом изложенного, в удовлетворении заявления в части оспаривания протокола № 1 участковой избирательной комиссии № 273 одномандатного избирательного округа № 16 должно быть отказано по изложенным выше основаниям. Исчерпывающий перечень оснований, по которым суд вправе отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, предусмотрен п. 2 и п. 3 ст. 77 Федерального закона. Законом предусмотрена возможность отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании в целом, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена судом решения об итогах голосования, о результатах выборов влечет проведение повторного подсчета голосов избирателей либо, в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. Следовательно, для отмены решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы одномандатному избирательному округу № 16 необходимо установление совокупности обстоятельств: нарушение избирательного законодательства, повлекшее невозможность выявления действительной воли избирателей и нарушение оспариваемыми решениями прав и законных интересов заявителей. Основанием для отмены решения об итогах голосования могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таких нарушений в ходе разбирательства по делу судом не установлено. Имевшие место нарушения в основном являлись нарушениями процедурного характера, допущенными участковой избирательной комиссией, и не могут быть отнесены к нарушениям, которые исключили возможность достоверно определить волеизъявление избирателей. В ст.59 Закона Саратовской области определен порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией: 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенных формах протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 24. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования 25. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протоколов лицам, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона. Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протоколов с нарушением этого порядка является основанием для признания этих протоколов недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 26. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 27. При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делается соответствующая запись. 28. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 17 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования (в том числе составленных повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протоколов об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенных копий в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. 29. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения законодательства о выборах, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры. Согласно протоколу № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке № 273 на момент окончания голосования число избирателей, внесенных в список избирателей составляло 2517, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 904, число избирательный бюллетеней, выданным избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 15, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией - 59, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателем на избирательном участке до дня голосования -59. Оспаривая протокол № 2 заявитель указал, что в день голосования после подведения итогов голосования участковой избирательной комиссией был составлен протокол № 2 без указания номера экземпляра, копия этого протокола была получена членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО4 Данные в копии протокола, полученной ФИО4, не совпадают с данными протокола, переданного в избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов». Так в копии протокола голосования число избирателей, внесенных в список избирателей, составляло 2518, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией - 60, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателем на избирательном участке до дня голосования -59. Из объяснений представителя участковой избирательной комиссии следует, что выданная копия протокола содержала техническую ошибку, которая была исправлена. При первоначальном составлении протокола не было учтено, что из выданных участковой избирательной комиссии 60 открепительных удостоверений одно было возвращено в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 16, что подтверждается актом от 12 марта 2011г. Доводы ЛДПР о том, что в данном случае должны применяться процедура повторного составления протокола несостоятельны. Согласно ч.36 ст.59 Закона Саратовской области, если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления в вышестоящую избирательную комиссию его первого экземпляра участковая избирательная комиссия, направившая протокол, либо вышестоящая избирательная комиссия в ходе предварительной проверки правильности составления протокола выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), участковая избирательная комиссия, направившая соответствующий протокол, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 9з данного протокола. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее направленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном статьей 60 настоящего Закона. Таким образом, процедура повторного подсчета голосов применима в случае, если первый экземпляр протокола уже был направлен в вышестоящую избирательную комиссию. В данном случая ошибка была выявлена участковой избирательной комиссией непосредственно после составления протокола, незамедлительна устранена. Данная ошибка никак не повлияла на правильность подсчета голосов избирателей, поскольку касалась только числа избирателей, обладающих в пределах избирательного участка активным избирательным правом. Суд соглашается с тем, что сам по себе факт наличия расхождений является нарушением требований избирательного законодательства, но вместе с тем не может служить основанием для признания протоколов недействительными, поскольку это не предусмотрено законом и не свидетельствует о правильности сведений, содержащихся в копиях протоколов. Согласно п. 2 ст. 69 Федерального закона итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий. Каких-либо данных о том, что в содержание подлинных протоколов об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, не имеется. Что касается самих расхождений, то разница между цифрами в протоколах и их копиях минимальна, числовые данные расходятся на единицы, относятся к строкам протокола до 13-й и не затрагивают строк, в которых отражается число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов. В судебном заседании не было оспорено, что подсчет голосов избирателей был проведен неверно, с существенным отступлением от установленного порядка, и волеизъявление избирателей не было с достоверностью установлено. Каких-либо обращений о нарушениях избирательного законодательства в день голосования не поступало, правильность подсчета голосов не оспорена, в том числе и заявителем в ходе рассмотрения данного дела, на такие обстоятельства он не ссылался. Также заявитель указывает, что членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 протоколы, которые были направлены в избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов», не подписывались, подпись вместо нее выполнена иным лицом. Законом предусмотрено, что установление данного обстоятельства, является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Заявляя о подложности подписи, заявитель в нарушение требований ст.ст.12,56 ГПК РФ не представил суду никаких доказательств в подтверждение этих обстоятельств. Какие-либо обращения от самой ФИО3 по данному поводу также не поступали, от ее допроса в качестве свидетеля по гражданскому делу представитель заявителя отказался. При этом в судебном заседании заявителем не оспаривалось, что первоначальный протокол ФИО3 был подписан, несогласие с содержанием протокола ею не высказывалось. В силу ч.1 ст.10 Закона Саратовской области в целях реализации прав избирателей избирательной комиссией муниципального образования составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представленных главой местной администрации муниципального района, городского округа. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (ч.2). Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо факт временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом (ч.3). Согласно ст.56 Закона Саратовской области каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (ч.4). Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (ч.5). При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей (ч.6). Статья 55 устанавливает: 4. Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом, на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. 5. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. 7. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя. 8. Избирательная комиссия муниципального образования (окружная избирательная комиссия) за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается. 9. При выдаче избирателю открепительного удостоверения в участковой избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается. 10. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. 13. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком. При рассмотрении дела было установлено, что на стр. 94 списка избирателей избирательного участка № 273 имеется указание на выдачу избирателю ФИО14 и открепительное удостоверение, и избирательных бюллетеней. Из объяснений представителей избирательных комиссий следует, что сведения о выдаче данному избирателю избирательных бюллетеней внесены ошибочно, эти бюллетени не учитывались при подсчете голосов, поскольку в итоговой графе о числе бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, по стр.94 указано число 8, т.е. на 1 меньше. Доказательств, опровергающих данные объяснения, заявителем не представлено. Также заявитель указывает, что число избирателей, проголосовавших в день голосования в помещении для голосования, по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу является различным: 793 и 904 соответственно. По мнению заявителя это свидетельствует о нарушениях со стороны участковой избирательной комиссии, которая не обеспечила всем избирателям, обладающим активным избирательным правом, равное право на участие в голосовании на выборах депутатов Саратовской городской Думы. Данное заявление также не было подкреплено какими-либо доказательствами. Из списка избирателей избирательного участка № 273 видно, что всем избирателем, проживающим на территории избирательного участка и пришедшим в помещении для голосования, было выдано два бюллетеня для голосования. Один бюллетень для голосования по единому избирательному округу получили граждане, принимавшие участие в голосовании на избирательном участке № 273 по открепительным удостоверениям и проживающие за пределами избирательного округа № 16. Такие граждане не обладают активным избирательным правом выбора кандидата по одномандатному избирательному округу № 16. Указание на одинаковое число проголосовавших по открепительным удостоверениям и по одномандатному округу, и по единому округу (89), является технической ошибкой, поскольку п.9в протокола об итогах голосования не проверяется контрольным соотношением. Однако это не влияет на правильность подсчета голосов избирателей. Таким образом, судом не установлены какие-либо нарушения со стороны участковой избирательной комиссии, касающиеся необеспечения избирателям возможности принять участие в голосовании на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва. На основании ч.10 ст. 61 Закона Саратовской области документация избирательных комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, подлежит хранению. Срок хранения подписных листов с подписями избирателей, избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей составляет один год со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов. Срок хранения протоколов и сводных таблиц об итогах голосования избирательных комиссий составляет один год со дня объявления даты следующих выборов того же уровня. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив. Участковой избирательной комиссией требования к обеспечению сохранности избирательной документации, подлежащей хранению, были нарушены. В частности одновременно со списком избирателей на хранение не были переданы открепительные удостоверения, в результате чего часть их была уничтожена. ЛДПР, ссылаясь на данное обстоятельство, между тем не привела доводов каким образом нарушение требований к порядку хранения избирательной документации повлияли или должны были повлиять на правильность подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при подведении итогов голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва участковой избирательной комиссией № 273 не было допущено нарушений, которые помешали выявить действительную волю избирателей при проведении названных выборов, и свидетельствующих о недействительности протокола № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу. При рассмотрении дела также не было установлено, что в ходе проведения выборов были нарушены права Саратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России». В связи с этим оснований для удовлетворения заявления Саратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-198,261 ГПК РФ, суд решил: Саратовскому региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» в удовлетворении заявления о признании недействительными протоколов № 1 и № 2 участковой избирательной комиссии № 273 об итогах голосования по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, а также понуждению к проведению повторного подсчета голосов отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья