Дело № 2-2440/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21.07.2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Пуговкина А.В., при секретаре Беззубовой И.В., с участием истца Ивакина С.В., представителя Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей Урдякова Р.К., представителя ответчика Жирнова Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей (далее СРОО ОЗППиП) в интересах Ивакина Сергея Валериевича к Открытому акционерному обществу «МегаФон» (далее ОАО «МегаФон»), о взыскании неустойки установил: СРОО ОЗППиП в интересах Ивакина С.В. обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО «Мегафон» неустойки по следующим основаниям. В 05.05.2008 г. между Ивакиным С.В. и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг подвижной связи, и предоставлены SIM-карты и подключение к сети связи абонентского номера +<данные изъяты> На лицевой счет данного абонентского номера Ивакиным С.В. были внесены денежные средства в качестве предоплаты в размере 160743,65 руб. В связи с некачественным оказанием услуг 09.07.2008 г. Ивакин С.В. обратился к ответчику с письменным заявлением на расторжение договора и возврате указанных денежных средств. Однако, в нарушение Закона «О защите прав потребителей», ответчик в установленный 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования деньги не возвратил. За нарушение срока удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Размер неустойки (пени) составляет 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа, но не может превышать цену заказа. Таким образом, в данном случае неустойка (пени) должна рассчитываться от суммы внесенного на абонентский номер аванса, подлежащего возврату, т.е. общей цены заказа и составляет 160743,65 руб., которые просит взыскать в его пользу. В судебном заседании Ивакин С.В. уточнил свои исковые требования и просит взыскать неустойку в размере 15000 руб., ссылаясь на то, что он является безработным и отцом двух малолетних детей, а его права нарушены несвоевременным возвратом авансовых платежей. Представитель СРОО ОЗППиП поддержал уточненные требования истца в полном объеме и просит взыскать указанную Ивакиным С.В. сумму неустойки. Представитель ОАО «Мегафон» Жирнов Ю.П. исковые требования не признал, пояснив, что постановлением Пленума Верховного суда РФ от 17.01.1997 г. № 2 установлено, что отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами РФ. Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и правовые акты РФ применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если: В указанном выше постановлении Пленум ВС РФ также отметил, что в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Таким образом, к отношениям, вытекающим из договора на оказание услуг сотовой связи между ОАО «МегаФон» и Ивакиным С.В. применяются, нормы специального законодательства - законодательства в области связи: Закона РФ «О связи» и Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328. Действующее законодательство в области связи не устанавливает срока и порядка возврата остатка денежных средств с лицевого счета абонента в случае расторжения последним в одностороннем порядке заключенного ранее договора на оказание услуг связи. Согласно п. 46 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В соответствии п. 45 указанных выше Правил абонент имеет право обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса. Оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств. При этом, как уже отмечалось, срок возврата денежных средств с лицевого счета абонента законодательством напрямую не установлен и должен быть указан в договоре между оператором и абонентом. На основании положений п. 10.14 Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимся неотъемлемой часть договора, заключаемого между ОАО «МегаФон» и абонентом, Оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 60 (шестидесяти) календарных дней после получения соответствующего требования от Абонента в письменной форме. Требования Абонента об уменьшении размера оплаты оказанных Услуг, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы, а также о возврате уплаченной за Услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления Услуг, подлежат удовлетворению в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации в сфере связи. Таким образом, если бы абоненту были оказаны некачественные услуги, либо оператор необоснованно отказался бы от оказания услуг абоненту, или услуги оказывались с нарушением сроков - в этом случае ОАО «МегаФон» руководствуется сроками возврата денежных средств, предусмотренными Законом «О защите прав потребителе», т.е. 10-дневный срок с момента получения соответствующей претензии от абонента в соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей». Согласно п. 55 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 установлено следующее: в случае признания оператором связи требований абонента об уменьшении размера оплаты оказанных услуг подвижной связи, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг подвижной связи, обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии. То есть, предусмотренный законодательством 10-ти дневный срок возврата денежных средств применяется в случае, если абоненту оказаны некачественный услуги связи, услуги оказаны с нарушением предусмотренного договором срока, либо не оказывались вообще по вине оператора связи. Истец не предъявлял к ОАО «МегаФон» требований об уменьшении размера оплаты оказанных услуг подвижной связи или о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг подвижной связи. Истец по своей инициативе в добровольном порядке решил расторгнуть ранее заключенный с ОАО «МегаФон» договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и направил в ОАО «МегаФон» соответствующее заявление о расторжении договора в одностороннем порядке, указав при этом в заявлении и конкретную причину расторжения - «за ненадобностью». То есть никаких претензий от абонента Ивакина С.В. на качество предоставленных ей услуг или нарушение сроков оказания услуг связи не поступало. Следовательно, и требований, вытекающих из нарушенного права абонента получать качественные услуг связи, также не было. Кроме этого, пункт 55 указанных выше Правил расположен в разделе «Порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий», что также говорит о том, что данный раздел регулирует отношения абонента и оператора в случае наличия у абонента претензий на качество оказанных ему услуг. Истец необоснованно ссылается на нормы закона «О защите прав потребителей», так как последний устанавливает санкции в виде неустойки за нарушение сроков выполнения законных требований потребителя, вытекающих из факта оказания ему некачественных услуг, нарушения сроков предоставления услуг и т.п. В то же время все договоры истца были расторгнуты исключительно по инициативе истца с формулировкой «за ненадобностью», то есть никаких претензий по качеству оказываемых услуг у истца к ответчику не было. Так истец просит взыскать неустойку на основании п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно указанной статье в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 указанного Закона. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Таким образом п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя устанавливает ответственность исполнителя за нарушение срока выполнения работы/оказания услуги. Претензий о нарушении ОАО «МегаФон» сроков оказания услуг сотовой связи от абонента С.В. Ивакина не поступало. Согласно п. 56 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом в следующих случаях: а) нарушение сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи; б) нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи; в) оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре; г) некачественное оказание услуг подвижной связи; д) непредставление, неполное или несвоевременное представление информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи; е) нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора; ж) нарушение тайны телефонных переговоров и сообщений. Пункт 57 указанных Правил устанавливает размеры неустойки за конкретные нарушения со стороны оператора связи: Оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором несет следующую имущественную ответственность: а) уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуги подвижной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, в случае нарушения сроков предоставления доступа к сети подвижной связи; б) уплачивает неустойку в размере 3 % стоимости услуги подвижной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, либо по требованию абонента полностью возмещает причиненные убытки в случае нарушения установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи; в) соразмерно уменьшает по требованию абонента стоимость услуг подвижной связи, а также соглашается с отказом от исполнения договора абонентом в случае оказания не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре; г) безвозмездно устраняет по требованию абонента недостатки оказанной услуги подвижной связи, а также уменьшает стоимость услуги подвижной связи в случае некачественного оказания услуги подвижной связи, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети подвижной связи; д) соглашается с отказом от исполнения договора абонентом, возвращает уплаченную за оказанную услугу подвижной связи сумму и возмещает причиненные убытки в случае непредставления, неполного или несвоевременного представления информации об оказании услуг подвижной связи; е) возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред в случае нарушения оператором связи тайны телефонных переговоров и сообщений, а также требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших ему известными в силу исполнения договора. Приведенные выше требования Правил оказания услуг подвижной связи соответствуют требованиям ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» и предусматривают ответственность оператора связи, связанную с некачественным оказанием услуг, нарушением срока предоставления услуг, оказания не всех услуг предусмотренных договором, неосновательный отказ оператора от предоставления услуг подвижной связи. Также отмечает, что абонент Ивакин С.В., в нарушение требований ст. 10 ГК РФ, намеренно злоупотребляет своим правом, поскольку услугами связи он не пользовался, а договор был расторгнут непосредственно после того, как на лицевом счете абонента накопилась крупная сумма денежных средств: 160743,65 руб. После этого абонент расторг договор и получил денежные средства с лицевого счета. Таким образом, своими действиями истец пытается получить ещё и проценты за якобы нарушенные права его как потребителя услуг оператора подвижной связи ОАО «МегаФон». Как уже было сказано выше, Ивакин С.В. не является потребителем услуг связи и заключение договоров с оператором связи является инструментом для достижения абонентом целей, не связанных с необходимостью приобретения им услуг сотовой связи. Согласно п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Однако, как уже отмечалось выше, данная норма не применима к отношениям, возникшим между истцом и ответчиком в силу заключенного между ними договора на оказание услуг сотовой связи, так как никаких нарушений сроков предоставления услуг связи ответчиком допущено не было, а истец так ни разу и не воспользовался услугами сотовой связи исключительно по своей инициативе. Согласно п. 5. ст. 55 Закона РФ «О связи» и п. 53 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги подвижной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги подвижной связи, отказа в ее оказании или выставления счета. В указанный выше предусмотренный законодательством срок никаких претензий от истца не поступало. Таким образом истцом не соблюден досудебный претензионный порядок разрешения спора с оператором связи. Согласно п. 4 ст. 55 Закона РФ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Указанный досудебный порядок урегулирования споров истцом соблюден не был, претензий о выплате неустойки в связи с нарушением оператором связи срока возврата денежных средств по расторгнутым договорам от истца не поступало. Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 05.05.2008 г. между Ивакиным С.В. и ОАО «МегаФон» был заключен договор на оказание услуг сотовой радиотелефонной связи на телефонный номер +79279159561. 09.07.2008 г. истцом подано заявление о расторжении договора по данному номеру, с просьбой о возврате неиспользованного остатка денежных средств путем перечисления на банковский счет абонента. Платежным поручением № 7229 от 15.09.2008 г. аванс был перечислен Ивакину С.В. в размере 160743,65 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде документами и не оспариваются сторонами. В ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328. абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Как следует из ч. 1 ст. 45 ФЗ «О связи», а также ч. 1 ст. 426, ч. 1 ст. 428 ГК РФ договор о предоставлении услуг подвижной связи является публичным договором и договором присоединения, условия которого определены ОАО «МегаФон» в собственных Условиях оказания услуг связи. Другой стороной, т.е. Ивакиным С.В. условия договора могли быть приняты в целом путем присоединения к предложенному договору. Пунктом 10.14 Условий оказания услуг связи предусмотрено, что оператор обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 60 календарных дней после получения соответствующего заявления от абонента. Вместе с тем суд приходит к выводу, что указанное условие договора о сроке возврата аванса противоречит требованиям закона РФ «О защите прав потребителей» как ухудшающее положение потребителя, и соответственно в силу ст. 16 Закона является недействительным. Как установлено в ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя … о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы … подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона. В соответствии с п. 5 ст. 28 закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков … исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Таким образом, поскольку срок возврата аванса был нарушен, Ивакин С.В. имеет право на взыскание с ответчика неустойки в размере 15000 руб., что не превышает внесенный аванс. В соответствии положений ст. 333 ГК РФ, суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание срок задержки авансовых выплат по договору, а также минимальные негативные последствия неисполнения ответчиком своих обязательств, учитывая требования разумности, справедливости и соразмерности, суд считает, что размер неустойки, подлежащей взысканию в пользу истца, по договору на оказание услуг сотовой радиотелефонной связи с предоставлением телефонного номера +79279159561 подлежит уменьшению до 1600 руб. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца…) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам Добровольно в досудебном порядке урегулирования споров ответчик требования истца не выполнил, в связи с чем с ответчика необходимо взыскать штраф в размере 400 руб. (1600 руб. х 50% : 2) в доход местного бюджета, а также в размере 400 руб. в пользу СРОО ОЗППиП. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из суммы удовлетворенных требований в размере 400 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Ивакина С.В. Ивакина С.В. неустойку в размере 1600 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход местного бюджета штраф в размере 400 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в пользу Саратовской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей и предпринимателей штраф в размере 400 руб. Взыскать с Открытого акционерного общества «МегаФон» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья: