Дело № 2-2415/11 решение от 22.08.2011 г.



                                                                  Дело № 2-2415/11                                                                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года                                                                                               г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Климовой Е.А.,

при секретаре Грачевой Е.И.,

с участием истца Соколовой О.В., представителя ответчика Маркеловой Д.А., представителя третьего лица Агафоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколовой О.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 июня 2011 года незаконным, об обязании предоставить земельный участок в аренду для строительства объекта общественного питания - кофейни,

установил:

Соколова О.В. обратилась с иском в суд к администрации муниципального образования «Город Саратов», просила признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 июня 2011 года № 1206 «Об отказе Соколовой О.В. в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе для строительства объекта общественного питания-кофейни» незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Соколовой Ольге Владимировне в аренду сроком на 49 лет земельного участка кадастровый номер 64:48:040407:72, площадью 249 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства объекта общественного питания - кофейни.

В обоснование исковых требований Соколова О.В. ссылается на следующее. 29 марта 2011 года Соколова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка кадастровый номер 64:48:040407:72, площадью 249 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства объекта общественного питания - кофейни. Истцом были подготовлены и представлены все предусмотренные земельным законодательством документы. Однако администрацией издано постановление от 10 июня 2011 года № 1206 «Об отказе Соколовой О.В. в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе для строительства объекта общественного питания-кофейни». Соколова О.В. считает данное постановление незаконным, поскольку истцом в уполномоченный орган были предоставлены все необходимые документы: проект границ земельного участка, утвержденного комитетом по земельным ресурсам администрации города Саратова от 12.03.2008г. № 797; акт выбора земельного участка для строительства от 15.01.2008г. № 431; информирования населения о возможном предоставлении указанного земельного участка для строительства, произведенного согласно п.3 ст.31 ЗК РФ в газете «Совфакс» № 12 (894) от 21-27 марта 2008 года; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.09.2008г. № Т-6325-р «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта»; кадастрового паспорта земельного участка от 23 марта 2011 года № 6448/202/11-892. В соответствии со ст.29 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Кроме того, около испрашиваемого земельного участка расположен девятиэтажный многоквартирный дом, земельный участок которого до настоящего времени не сформирован, собственники данного жилого дома на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не обращались в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Документов, подтверждающих границы и площадь земельного участка занимаемого многоквартирным домом не представлено. Поэтому истец считает, что постановлением администрации № 1206 об отказе Соколовой О.В. в предоставлении на срок 49 лет в аренду испрашиваемого земельного участка, нарушает её права.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Маркелова Д.А., действующая на основании доверенности, выданной администрацией муниципального образования «Город Саратов», а также представляющая третье лицо - Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила следующее. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 10.06.2011г. № 1206 Соколовой О.В. отказано в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка общей площадью 249 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:72, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства объекта общественного питания - кофейни, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, который должен быть сформирован под многоквартирным жилым домом. Предоставление данного земельного участка истцу может повлечь нарушение прав долевых собственников - жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - Агафонова Е.В., действующая на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, дала следующие пояснения. В соответствии с материалами архива комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», а именно: «Паспортом земельного участка для строительства жилых домов и культурно-бытовых учреждений УКСа Горисполкома г. Саратов Ленинский район» (арх.№66/2106) Исполнительным Комитетом Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 13 сентября 1965 года принято решение об отводе УКСу Горисполкома в III микрорайоне площадью 20,0 га и IV микрорайоне 17,0 га под строительство жилых домов и культурно-бытовых учреждений в Ленинском районе по Вольскому тракту. Земельный участок общей площадью 249 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:72, по адресу: <адрес> расположен в границах участка строительства площадью 20,0 га. В соответствии с проектным планом испрашиваемого земельного участка в его границах находится часть асфальтовой площадки (возможно площадки для отдыха), а также часть спортивной площадки, то есть объекты благоустройства многоквартирного жилого дома. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом, и который необходим для его эксплуатации, в силу ст.305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Определение нормативных размеров земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами и установление их границ должно производиться с учетом п.3.4 СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминимумах». Также определение конфигурации и площади земельного участка зависит от общих сведений о земельных участках в кадастровом квартале. Учитывая, что ориентировочная площадь жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> составляет 2000 кв.м, с учетом применения коэффициента 0,85 нормативный размер земельного участка для 9-ти этажного жилого дома составляет 1700 кв.м. В настоящее время в комитет по архитектуре и градостроительству в составе схем расположения земельных участков, формируемых под многоквартирными жилыми домами, поступила на рассмотрение схема расположения земельного участка многоквартирного жилого дома <адрес> Площадь формируемого учетом границ земельного участка истца - 1027 кв.м. В соответствии с топографо-геодезическими данными схемы участка многоквартирного жилого дома <адрес> часть асфальтированной площадки находится в границах смежного участка площадью 249 кв.м - заявитель Соколова О.В. На основании изложенного, представитель третьего лица считает постановление администрации МО «Город Саратов» от 10.06.2011г. № 1206 законным и обоснованным, а иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав мнение истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления относятся решения, в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

В силу ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно ст.32 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Судом установлено, что 29 марта 2011 года Соколова О.В. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении в аренду сроком на 49 лет права на земельный участок кадастровый номер 64:48:040407:72, площадью 249 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства объекта общественного питания - кофейни (л.д.10).

Истцом были подготовлены и представлены в уполномоченный орган необходимые документы в соответствии с земельным законодательством: проект границ земельного участка, утвержденного комитетом по земельным ресурсам администрации города Саратова от 12.03.2008г. № 797; акт выбора земельного участка для строительства от 15.01.2008г. № 431; информирования населения о возможном предоставлении указанного земельного участка для строительства, произведенного согласно п.3 ст.31 ЗК РФ в газете «Совфакс» № 12 (894) от 21-27 марта 2008 года; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.09.2008г. № Т-6325-р «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта»; кадастровый паспорт земельного участка от 23 марта 2011 года № 6448/202/11-892 (л.д.12-28).

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано постановление от 10 июня 2011 года № 1206 «Об отказе Соколовой О.В. в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе для строительства объекта общественного питания-кофейни» (л.д.11).

Основанием для отказа в данном постановлении послужило расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, который должен быть сформирован под многоквартирным домом.

Суд приходит к выводу, что требования Соколовой О.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

Как установлено судом, Исполнительным Комитетом Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 13 сентября 1965 года принято решение об отводе УКСу Горисполкома в III микрорайоне площадью 20,0 га и IV микрорайоне 17,0 га под строительство жилых домов и культурно-бытовых учреждений в Ленинском районе по Вольскому тракту, что подтверждается Паспортом земельного участка для строительства жилых домов и культурно-бытовых учреждений УКСа Горисполкома г. Саратов Ленинский район» (арх.№66/2106) (л.д.36-43).

Земельный участок общей площадью 249 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:72, по адресу: <адрес>, расположен в границах участка строительства площадью 20,0 га. В соответствии с проектным планом, в границах испрашиваемого земельного участка находится часть асфальтовой площадки, а также часть спортивной площадки, то есть объекты благоустройства многоквартирного жилого дома <адрес> (л.д.44, 45-47).

Согласно сообщению управляющей компании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Ленинского района, Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, земельный участок данного многоквартирного дома не сформирован.

Учитывая, что ориентировочная площадь жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> составляет 2000 кв.м, с учетом применения коэффициента 0,85 нормативный размер земельного участка для 9-ти этажного жилого дома составляет 1700 кв.м. В настоящее время в комитет по архитектуре и градостроительству в составе схем расположения земельных участков, формируемых под многоквартирными жилыми домами, поступила на рассмотрение схема расположения земельного участка многоквартирного жилого дома <адрес>. Площадь земельного участка, формируемого с учетом границ земельного участка истца, составляет 1027 кв.м.

В соответствии с топографо-геодезическими данными схемы участка многоквартирного жилого дома <адрес>, часть асфальтированной площадки находится в границах смежного участка площадью 249 кв.м - заявитель Соколова О.В.

Собственники помещений в многоквартирном жилом доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом, и который необходим для его эксплуатации, в силу ст.305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие соглашения между истцом и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, д.19. Кроме того, отсутствуют сведения о разрешении данного вопроса в судебном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставление Соколовой О.В. испрашиваемого земельного участка общей площадью 249 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:72, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет для строительства объекта общественного питания - кофейни, невозможно, поскольку повлечет ограничение прав третьих лиц. Следовательно, постановление от 10 июня 2011 года № 1206 «Об отказе Соколовой О.В. в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе для строительства объекта общественного питания-кофейни» является законным, в удовлетворении исковых требований Соколовой О.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Соколовой О.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 июня 2011 года незаконным, об обязании предоставить земельный участок в аренду для строительства объекта общественного питания - кофейни, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья