Дело № 2-3135/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Терентьевой Н.А. при секретаре Солодовникове А.С., с участием представителя истца Баженова С.В., представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» Тупикова В.С. представителей третьих лиц Лужкова А.В., Агафоновой Е.В., Валицкой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбиной Альфии Рушановны к администрации МО «Город Саратов» о признании постановления недействительным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, установил: Рыбина А.Р. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что в 2010 г. ею была начата процедура оформления права на земельный участок для целей, не связанных со строительством площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки. Указывает, что схема размещения автостоянки была согласована с Комитетом по земельным ресурсам Администрации МО «Город Саратов» и Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Саратов». Испрашиваемый земельный участок прошел процедуру межевания был поставлен на кадастровый учет. 26.04.2010 г. Комитетом по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов» в газете «Саратовская панорама» № 16 (470) было размещено информирование о возможном предоставлении земельного участка общей площадью № кв.м., предназначенного для размещения гаражей и автостоянок, расположенного по адресу: <адрес>. 07.05.2010 г. она обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка, в аренду сроком на 49 лет. 28.05.2010 года письмом № № ей сообщили о том, что подготовлен проект постановления и направлен на согласование в структурные подразделения Администрации. В связи с непринятием администрацией МО «Город Саратов» в установленный законодательством двухнедельный срок решения, она была вынуждена обратиться в Волжский районный суд г. Саратова с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Саратов». Решением Волжского районного суда г. Саратова, оставленным без изменения кассационным определением Саратовского областного суда, ее заявление к администрации МО «Город Саратов» было удовлетворено, признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок ее заявления и возложена обязанность на администрацию МО «Город Саратов» в течение четырнадцати дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Рыбиной А.Р. от 07.05.2010 г. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 17 февраля 2011 г. № № ей было отказано в предоставлении земельного участка. Считает, что вынесенное постановление является недействительным и не соответствующим действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны ИТ-1 – зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунального хозяйства. Считает, что неправомерна ссылка в Постановлении на решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством», поскольку Решение было опубликовано в газете «Саратовская панорама» от 14.07.2010 года и не может применяться к правоотношениям, возникшим до 14.07.2010 года. На 14.07.2010 года процедура оформления прав в соответствии с порядком, установленным ст. 34 ЗК РФ была уже завершена, у Администрации МО «Город Саратов» отсутствовали основания отказа ей в предоставлении в аренду указанного участка, Постановление Администрации МО «Город Саратов» от 17.11.2010 года № 252 противоречит ст. 34 ЗК РФ и нарушает ее права и законные интересы по оформлению прав на земельный участок. Просит признать недействительным постановление администрации МО «Город Саратов» от 17.02.2011 г. № 252. Обязать администрацию МО «Город Саратов» принять решение о предоставлении Рыбиной А.Р. в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, для размещение автостоянки в течение двух недель с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Обязать администрацию МО «Город Саратов» направить в ее адрес решение о предоставлении ей в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, для размещения автостоянки в течение недели с момента принятия решения о предоставлении истцу указанного земельного участка. В судебное заседание Рыбина А.Р. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца Баженов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупикова В.С., исковые требования Рыбиной А.Р. не признал, просит суд в удовлетворении требований отказать и пояснил, что в соответствии со ст. 13 ГК РФ могут быть признаны незаконными действия (бездействие) органа государственной власти, либо органа местного самоуправления создавшего препятствия к осуществлению прав граждан и несоответствующие закону. Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования, предоставленного Комитетом по архитектуре и градостроительству испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах зоне ИТ-1 и зоне ОП, что противоречит п.4 ст. 30 ГрК РФ. Указал также, что на земельном участке расположены высоковольтные линии, имеющие охранную зону по 25 м. с каждой стороны, а размещение автостоянки в охранной зоне ВЛЭП 110 кВ противоречит Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условиях использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160. Представитель третьего лица Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Лужков А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Саратов» по доверенности Агафонова Е.В. в судебном заседании пояснила, что земельный участок пл.2500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес> расположен в красных линиях улицы, в зоне ОП-земли публичного использования (территории общего пользования), на участке имеется 2 высоковольтные линии электропередач 110 кВ, имеющие охранную зону по 25 метров с каждой стороны от высоковольтной линии. Размещение автостоянки в охранной зоне ВЛЭП 110 кВ противоречит Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. В соответствии с Таблицей 8 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, улица <данные изъяты> должна иметь пешеходную часть шириной 3 кв.м., проезжую часть шириной 9 кв.м. Испрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением данного пункта, т.к. в его границы, в том числе входит тротуарная часть улицы. Представитель третьего лица ОАО «МРСК Волги» - Саратовские распределительные сети» Валицкая И.В. судебном заседании пояснила, что согласование с ОАО «МРСК ВОЛГИ» при предоставлении земельного участка, находящегося в охранной зоне возможно с ограничениями согласно Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и ПУЭ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст.1 ЗК РФ п. 3 Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам... в собственность или в аренду. В силу ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что 07 мая 2010 года Рыбина А.Р. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, из земель населенных пунктов площадью 2500 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для целей не связанных со строительством для размещения автостоянки. Согласно ст.14 Федерального закона от 6октября2003г. №131-ФЗ Согласно представленных суду администрацией Муниципального образования «Город Саратов» документов, установлено, что к заявлению Рыбина А.Р. приложила кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, схему расположения земельного участка, выписку из ЕГРП. В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Администрация муниципального образования «Город Саратов», в силу закона обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, в установленном законом порядке. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 февраля 2011 года № 252 Рыбиной А.Р. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с тем, что размещение автостоянок осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. (л.д.8) В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления относятся решения, в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд приходит к выводу о том, что вынесенное 17.02.2011 года Постановление Администрации МО «Город Саратов» является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отношения в области предоставления земельных участков в аренду в Российской Федерации регулируются ЗК РФ, ГК РФ, ГрК РФ и другими нормативными правовыми актами. В п. 13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 (в ред. решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595) установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос. В соответствии с п.3.2 (абзац 11) Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, утверждённым в Приложении к Решению Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года, размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством. Суд приходит к выводу о том, что нормы п.3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 53-632 от 07.07.2010, устанавливающие в определенных случаях обязательность проведения торгов (аукционов) по продаже земельного участка, либо права на заключение договора аренды земельного участка противоречит пунктам 2-6 ст. 34 ЗК РФ, устанавливающим порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством, которым не предусмотрено проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок. Их письма и.о. председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования г.Саратова Гнусина А.В. следует, что предоставление данного земельного участка под заявленные цели в порядке ст. 34 ЗК РФ не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 (в ред. решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595). Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 и карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОП.(л.д.159) В соответствии с п. 1.7 Положения, земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения: - клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; - детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения); - площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; - остановочных пунктов общественного транспорта. Кроме того, п.1.9 Положения допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования "Город Саратов", размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев. Условия, которые должны соблюдаться при использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, перечислены в п. 1.10 Положения: - обеспечение беспрепятственного доступа эксплуатирующих организаций (ремонтных служб) к инженерным сетям, находящимся в границах земельного участка, для их обслуживания, ремонта, а также нового строительства коммуникаций; - обеспечение беспрепятственного доступа соответствующих служб для проведения дренажных, противооползневых, берегоукрепительных и тому подобных работ; - сохранение имеющихся на земельном участке зеленых насаждений и обеспечение ухода за ними; - выполнение Правил благоустройства на территории муниципального образования "Город Саратов"; - по окончании срока использования - демонтаж возведенных сооружений и приведение земельного участка в первоначальное состояние. Таким образом, указанное решение Саратовской городской думы, которым утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования МО «Город Саратов», не содержит и запрета размещения автостоянок на территориях общего пользования. Более того, согласно п.2 раздела «Перечень элементов городской среды, разрешенных к размещению в пределах красных линий» Приложения к решению Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. №46-471 "Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города", разрешено размещение в пределах красных линий открытых автостоянок для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест. С учетом изложенного, отказ в предоставлении, земельного участка поставленного на государственный кадастровый учет, в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, суд считает неправомерным так же по следующим основаниям. Рыбина А.Р. обеспечила за свой счёт формирование земельного участка расположенного г. Саратов, ул. Перспективная, б/н. На основании ее заявления была утверждена и согласована схема расположения испрашиваемого земельного участка: администрацией МО «Город Саратов», комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратова», Комитетом по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов». Впоследствии в соответствии с п.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, истец осуществил выполнение кадастровых работ; по заданию Рыбиной А.Р. был подготовлен межевой план земельного участка, осуществлена постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт. Согласно ст.11 ГК РФ, суд осуществляет, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ, осуществляется путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 61 ЗК РФ1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» 17 февраля 2011 года № 252 об отказе в предоставлении Рыбиной А.Р. в предоставлении в аренду земельного участка площадью для размещения автостоянки, в связи с чем, необходимо возложить на ответчика обязанность по принятию решения по заявлению Рыбиной А.Р. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Требование об обязании ответчика вынести решение о предоставлении Рыбиной А.Р. земельного участка в аренду в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения, суд считает не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению, поскольку право на распоряжение по предоставлению в аренду земельных участок является исключительным правом Администрации МО «город Саратов» в силу ст.14 Федерального закона от 6октября2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доводы истца о том, что Положение о предоставлении земельного участка, расположенного на территории МО «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 г. вступило в законную силу 14 июля 2010 г., в то время, как Рыбина А.Р. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с просьбой предоставить земельный участок для целей, не связанных со строительством 07 мая 2010 г., когда отсутствовал действующий порядок предоставления таких земельных участков, не имеет правового значения. Доводы представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Саратов», Администрации МО «Город Саратов» о том, что размещение автостоянки в охранной зоне ВЛЭП 110 кВ противоречит Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон не может быть принят судом во внимание, поскольку расположение автостоянки на спорном земельном участке в охранной зоне согласовано истцом с МРСК «Волги». (л.д.141) Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Требования истца по обязанию ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду в течении двух недель с момента вступления решения в законную силу, обязании Администрацию МО «Город Саратов направить в адрес Рыбиной А.Р. решение о предоставлении ей спорного земельного участка в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать недействительным постановление администрации МО «Город Саратов» от 17.02.2011 г. № № Обязать администрацию МО «Город Саратов» рассмотреть заявление от 07.05.2011 года Рыбиной Альфии Рушановны о предоставлении в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в течении 14 дней с момента вступления решения в законную силу и принять по нему решение. В удовлетворении остальной части иска- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.