Дело 2- 3197/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2011 года Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Желонкиной Г.А. при секретаре Сингалиевой Ю.Ж. с участием прокурора Джиоева Г.З., представителя ответчика по доверенности Назарова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к ОАО « Жилищно-коммунальная техника» о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установил: Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд с иском к ОАО « Жилищно-коммунальная техника» о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, обосновывая свои требования тем, что была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, при эксплуатации пункта приема граждан расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки проведенной совместно с главным специалистом-экспертом отдела по работе с инвалидами информационно-аналитического управления комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области установлено что по адресу: <адрес> находится пункт приема граждан ООО УК « Дома-Контакт» переданный ответчиком по договору аренды. Согласно отчету Министерства социального развития Саратовской области о проведении проверки от 28.08.2011года пункта приема граждан ООО УК « Дома-Контакт» при входе в помещение имеется крыльцо, которое представляет собой конструкцию из 8 ступеней необорудованных пандусом, поручнями и другими средствами подъема, у входной двери имеются пороги, что является нарушением СНиП 35-01-2001 и ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. Отчет о проведении проверки от 28.08.2011 года свидетельствует о том, что ОАО « Жилищно-коммунальная техника» уклоняется от исполнения требований действующего законодательства о доступности для инвалидов и маломобильных граждан инженерной и социальной инфраструктуры. Таким образом, отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных граждан в пункт приема, ограничивает их право на участие в гражданских правоотношениях. Просит признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие к ОАО «Жилищно-коммунальная техника» выразившееся в не обеспечении при входе в пункт приема граждан расположенный по адресу: <адрес> специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан обязав в срок до 01.10.2011г. провести ремонт входной площадки согласно требованиям СНиП 35-01-2001. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Саратова Джиоев Г.З. требования поддержал в полном объеме и просит признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие к ОАО «Жилищно-коммунальная техника» выразившееся в не обеспечении при входе в пункт приема граждан расположенный по адресу: <адрес> специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан и уточнив срок проведения работ обязать в срок до 01.12.2011г. провести ремонт входной площадки согласно требованиям СНиП 35-01-2001. Ответчик в лице представителя по доверенности Назаров В.В. не отрицает, что помещение расположенное по адресу: <адрес> принадлежит ОАО «Жилищно-коммунальная техника» которое сдано по договору аренды ООО УК « Дома-Контакт» под пункт приема граждан но при этом вход в помещение не имеет специальных приспособленийоблегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в связи с чем согласны устранить данное нарушение в срок до 01.12.2011г. провести ремонт входной площадки, что подтверждается подписью в протоколе судебного заседания. Выслушав участников процесса, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданин, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений по делу (ст. 56 ГПК РФ). В судебном заседании установлено, что ОАО «Жилищно-коммунальная техника» является юридическим лицом зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д.25-27) с юридическим адресом <адрес>, находится также по данному адресу, т.е. вместе с ООО УК « Дома-Контакт», действует на основании Устава (л.д.28-40) Как следует из договора аренды № 1-А от 28.07.2008г. ОАО «Жилищно-коммунальная техника» сдало в аренду ООО УК « Дома-Контакт» ряд помещений общей площадью 59,8 кв.м. в административном здании по адресу <адрес> сроком на 10 лет в котором организован пункт приема граждан. Как следует из условий договора Арендодатель ОАО «Жилищно-коммунальная техника» обязуется обеспечить создание необходимых условий для эффективного использования арендуемого имущества для ООО УК « Дома-Контакт», производить за свой счет капитальный ремонт имущества. При этом, арендатору запрещается производить перепланировки, переоборудование арендуемого имущества ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (ред. от 01.07.2011) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995г.) Согласно ст.15 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995г Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, именно на собственников зданий законом возложена обязанность по обеспечению инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры и именноОАО «Жилищно-коммунальная техника» сдавая помещение в аренду должно было обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение тем более организованный в нем пункт приема граждан. Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 16, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") Однако, в судебном заседании установлено, что 22.08.2011г. в ходе проверки проведенной прокуратурой Ленинского района г.Саратова совместно с главным специалистом-экспертом отдела по работе с инвалидами информационно-аналитического управления комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области выявлено что по адресу: <адрес> находится пункт приема граждан ООО УК « Дома-Контакт» переданный им по договору аренды ОАО «Жилищно-коммунальная техника». Согласно отчету Министерства социального развития Саратовской области о проведении проверки от 28.08.2011года пункта приема граждан ООО УК « Дома-Контакт» при входе в помещение имеется крыльцо, которое представляет собой конструкцию из 8 ступеней необорудованных пандусом, поручнями и другими средствами подъема, у входной двери имеются пороги, что является нарушением СНиП 35-01-2001 и ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. В соответствии с п.3.9 СНиП 35-01-2001 для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4м, высоту подъемов ступеней не более 0,12м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоте подъеме ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%. В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2.5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий -подогрев. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%. В соответствии с п. 3.23 СНиП 65-01-2001 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. При входе в помещение пункта приема граждан установлено, что дверной проем имеет порог, препятствующий проезду кресла-коляски, лестницы не дублируются пандусами и поручнями. Отчет о проведении проверки от 28.08.2011 года свидетельствует о том, что ОАО « Жилищно-коммунальная техника» уклоняется от исполнения требований действующего законодательства о доступности для инвалидов и маломобильных граждан инженерной и социальной инфраструктуры. Таким образом, отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных граждан в пункт приема граждан ограничивает их право на участие в гражданских правоотношениях и свидетельствует о бездействие при решении данного вопроса со стороны ответчика. Ссылка ответчика на то, что помещение передано в аренду и Арендатору направлены новые условия аренды где предусмотрена организация пандуса за счет Арендатора не может быть принята во внимание, поскольку новые условия аренды не подписаны, а прежний договор таких условий не содержал и является действующим следовательно, ответственность за доступ в помещение инвалида несет собственник здания В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать пошлину в доход государства в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие ОАО «Жилищно-коммунальная техника» выразившееся в не обеспечении при входе в пункт приема граждан расположенный по адресу: <адрес> специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан. Обязать ОАО «Жилищно-коммунальная техника» в срок до 01.12.2011г. провести ремонт входной площадки согласно требованиям СНиП 35-01-2001. Взыскать с ОАО «Жилищно-коммунальная техника» пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья :