Дело № 2-2860/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23.11.2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Терентьевой Н.А. при секретаре Петровичеве Д.М. с участием представителей Шубиной Г.В., Шатуновой О.Г., Иванова В.А., Корчагиной И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ЗАО «Сартехстройинвест», Комитету по управлению имуществом <адрес>, ФГУ «Земельная кадастровая палата» о взыскании убытков, по иску ЗАО «Сартехстройинвест» к ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о прекращении права собственности на земельный участок. Установил: ФИО2 обратился в суд с уточненным иском к ответчикам и просит взыскать в его пользу с ЗАО «Саратоехстройинвест», Комитета по управлению имуществом <адрес>, ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> солидарно стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона с кадастровым номером 64:48:040807:45 в размере 548740 рублей, а также госпошлину в размере 7000 рублей, ссылаясь на то, что он имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона с кадастровым номером 64:48:040807:45 разрешенное использование: под индивидуальное садоразведение, площадь 600 кв.м. Указывает, что ранее данный земельный участок принадлежал его маме – ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав имущества, подлежащего наследованию после умершей ФИО5, земельный участок площадью 549 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона. В настоящее время на месте принадлежащего ему земельного участка построен многоквартирный жилой дом, застройщиком дома является ЗАО «Сартехстройинвест». ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № Т-588-р Комитета по управлению имуществом <адрес> предоставлен ЗАО «Сартехстройинвест» в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 07:0038, расположенный по адресу: <адрес>, угол Книжной, общей площадью 12811 кв.м. для строительства многоэтажных жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ЗАО «Сартехстройинвест» на данный земельный участок был заключен договор аренды сроком на пять лет. В настоящее время, он как собственник лишен прав владения и пользования земельным участком. Считает, что имеет право требовать с ответчиков возмещение стоимости земельного участка, определенной на основании письма ООО «Консалтинговая фирма «Прайс» в размере 600000 рублей. Восстановить прежнее состояние земельного участка не представляется возможным, поэтому считает, что он вправе требовать возмещения ущерба – стоимости земельного участка. Комитет по управлению имуществом <адрес> не проверил правильность предоставленных документов ЗАО «Сартехстройинвест» и вынес распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 08 07:0038, расположенный по адресу: <адрес>, угол Книжной, общей площадью 12811 кв.м. для строительства многоэтажных жилых домов. При составлении кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на №, кадастровый номер 64:48:04 08 07:0038, федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> не учла его земельный участок, который был внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать в его пользу с ЗАО «Сартехстройинвест», Комитета по управлению имуществом <адрес>, ФБУ «Кадастровая палата по <адрес>» стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона, находящегося в моей собственности, с кадастровым номером 64:48:040807:45, в размере 548740 руб., а также госпошлину в размере 7000 руб., судебные издержки в солидарном порядке. ЗАО «Сартехстройинвест» исковые требования ФИО2 не признали, обратились со встречным иском к ФИО2 в котором просят прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное садоразведение, площадь 600 кв.м, по адресу: <адрес>, в районе 4-й Дайной остановки (ФИО4), кадастровый номер: 64:48:040807:45 посредством погашения записи о праве собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В судебном заседании ФИО2, его представитель Шубина Г.В. поддержали заявленные уточненные исковые требования, пояснив, что в настоящее время, на земельном участке, принадлежащем ФИО2 выстроен многоквартирный дом, что препятствует использованию земельного участка. Представитель ЗАО «Сартехстройинвест» Иванов В.А. в судебном заседании поддержал встречные исковые требования, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р комитета по управлению имуществом <адрес> утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, и предварительно согласовано ЗАО «Сартехстройинвест» место размещения многоэтажных жилых домов на земельном участке, площадью 1.2811 га., расположенном по адресу: <адрес>, угол Книжной. ДД.ММ.ГГГГ хода распоряжением №Т-588-р Комитета по управлению имуществом <адрес> предоставлен ЗАО «Сартехстройинвест» в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 07:0038, расположенный по адресу: <адрес>, угол Книжной, общей площадью 12811 кв.м. для строительства многоэтажных жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ЗАО «Сартехстройинвест» на данный земельный участок был заключен договор аренды сроком на пять лет. ДД.ММ.ГГГГ на строительство 10-ти этажного жилого дома, блок секций А, Б, В Администрацией <адрес> ЗАО «Сартехстройинвест» выдано разрешение на строительство №.. На момент предоставления, участок был расчищен и о том, что в состав данного участка входит участок, принадлежащий ФИО2, им не было известно. Считает, что ЗАО «Сартехстройинвест» с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом <адрес> №-р имело законные основания для формирования земельного участка. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 к Администрации <адрес>, ИФНС по <адрес> о включении имущества в состав наследственной массы, включен в состав имущества, подлежащего наследованию после умершей, ФИО5, земельный участок площадью 549 кв.м., расположенный по адресу: 4-я Дачная, левая сторона. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на земельный участок, большей площадью – 600 кв.м., имеющий кадастровый номер 64:48:040807:45, который ранее, при формировании ЗАО «Сартехстройинвест» земельного участка с кадастровым номером 64:48:040807:0038, был составной его частью и был ликвидирован в связи с присвоением нового кадастрового номера. Просит в удовлетворении иска ФИО2 отказать, ввиду того, что им не представлено доказательств нарушения его прав и налиие убытков. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом <адрес> по доверенности Корчагина И.А. в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала и пояснила, что не соответствует закону требование истца о взыскании с ответчиков убытков в солидарном порядке. Ответственность за вред, причиненный государственными и муниципальными органами или их должностными лицами, наступает при наличии совокупности обстоятельств: вины, противоправности действий причинителя вреда, причинной связи между этими действиями и возникшими убытками, а также их размера. Участок ФИО2 и земельный участок, предоставленный комитетом в аренду ЗАО «Сартехстройинвест» имеют разные адреса места нахождения, а соответственно различные кадастровые номера и площадь. Отсутствует противоправность действий (бездействия) комитета по управлению имуществом <адрес> в отношении ФИО2 Комитетом по управлению имуществом <адрес> предоставлен земельный участок ЗАО «Сартехстройинвест» в соответствии с действующим земельным законодательством. Отсутствие противоправных действий (бездействия) комитета в отношении ФИО2 исключает и наличие вины комитета в причинении ему убытков. Комитет, прежде чем издать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №Т-558-р о предоставлении ЗАО «Сартехстройинвест» в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:040807:0038, расположенный по адресу: <адрес>, угол <адрес>, и заключить договор аренды указанного земельного участка, предпринял все предусмотренные законом в такой ситуации меры для недопущения неблагоприятных последствий, как для самого заявителя, так и для третьих лиц. Предоставление земельного участка для строительства многоэтажных жилых домов осуществлялось комитетом в порядке, предусмотренным статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ на основании заявлений ЗАО «Сартехстройинвест» от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка для строительства и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, к которому заявителем были приложены следующие документы: акт выбора земельного участка для размещения объекта; утвержденный в установленном порядке Комитетом земельный участок предоставлялся на основании проекта границ земельного участка, предоставленного ЗАО «Сартехстройинвест». Данный проект границ земельного участка утвержден и согласован в установленном порядке. Соответственно у комитета не было правовых оснований сомневаться в достоверности сведений, указанных в проекте границ земельного участка. Кроме того, проект границ не содержит сведений о пересечении границ земельных участков. В кадастровом паспорте также нет никаких данных об обременении правами третьих лиц испрашиваемого ЗАО «Сартехстройинвест» земельного участка. Отсутствует и причинная связь между действиями комитета по управлению имуществом <адрес> и возникшими убытками. ФИО2 не приводит никаких доказательств виновных действий (бездействия) комитета по управлению имуществом <адрес>, повлекших за собой нарушение прав истца и возникновение убытков. Указала, что предоставление земельного участка в аренду ЗАО «Сартехстройинвест» было осуществлено комитетом по управлению имуществом <адрес> в точном соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и никак не могло повлечь за собой причинение убытков ФИО2 Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> по доверенности Шатунова О.Г. в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала и пояснила, что ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на земельные участки и объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку документов представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт и формирование кадастровых дел. Для определения земельных участков подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках: -поземельные книги; -журналы учета кадастровых номеров; -списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются: -утвержденные материалы инвентаризации земель; -сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:040807:45 были внесены в государственный кадастр недвижимости согласно Дополнению к перечню ранее учтенных земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ, о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № Ф48/10-4219 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке по адресу: <адрес>, в районе 4-й дачной остановке (левая сторона). До этого времени с заявлением о внесении данного объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости никто не обращался. Таким образом, если данный земельный участок был учтен только ДД.ММ.ГГГГ, то ранее он не был включен в инвентаризационную опись и соответственно нигде не был учтен до этой даты. Пояснила, что в соответствии с Приказом Минюста от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории» в графе «6»(дата внесения номера в ГКН) указывается дата утверждения документа, подтверждающего право на земельный участок, в отношении земельных участков учтенных до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», т.е. в данном случае дата договора на передачу в бессрочное пользование земельного участка под индивидуальное садоразведение - ДД.ММ.ГГГГ год. Просит в удовлетворении требований ФИО2 к ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> отказать. Третьи лица Администрация МО «<адрес>», Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО «<адрес>, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Третье лицо ИФНС России по <адрес>, Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «<адрес>», Министерство финансов <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явивших лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статьей 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в данном случае арендные правоотношения, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи. В соответствии с решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О Положении о комитете по земельным ресурсам администрации муниципальной образования «<адрес>», пунктом 2 Положения «О муниципальном земельного контроле на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальный земельный контроль осуществляется структурным подразделением администрации г Саратова - Комитетом по земельным ресурсам администрации <адрес>. Судом установлено, что в соответствии со ст. 11 ЗК РФ исполнительным органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль до ДД.ММ.ГГГГ являлся Комитет по управлению имуществом <адрес>. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р комитета по управлению имуществом <адрес> утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, и предварительно согласовано ЗАО «Сартехстройинвест» место размещения многоэтажных жилых домов на земельном участке, площадью 1.2811 га., расположенном по адресу: <адрес>, угол Книжной.(л.д.18 т.1) В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Из материалов дела следует, что в 1990 году ПО «Бином было осуществлено проектирование застройки указанного земельного участка на основании решения исполнительного Комитета Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.1-6) Решением исполнительного Комитета Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ПО «Бином» было разрешено отселение жильцов из домов частного сектора. Согласно списка отселенных ПО «Бином» жильцов, ФИО13 не были отселены из принадлежащего им садового участка. Кроме того, как пояснил в судебном заседании ФИО2 в 2006 году они пользовались принадлежащим им садовым домиком на спорном земельном участке. Таким образом, довод представителя истца о том, что ЗАО «Сартехстройинвест» получивший права на земельный участок, должен был произвести отселение со стройплощадки ФИО2, не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Судом установлено, что на момент предоставления, участка он был расчищен и обременения в виде отселения со стройплощадки у ЗА «Сартехстройинвест» не имелось». Сформированный из девяти ранее учтенных земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ участок, расположенный по адресу: <адрес>, угол Книжной был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 64:48:04 08 07:0038. (т.1 л.д.19-24). Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 396 предусмотрено, что при проведении землеустройства должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. В нарушение указанных требований ЗАО «Сартехстройинвест» при производстве землеустроительных работ не были извещены о наличии, в составе выделенного им под строительство многоквартирного дома земельного участка, ранее учтенного земельного участка принадлежащего ФИО5 и входящего в состав земельного участка, предоставленного ЗАО «Саратехстройинвест». (л.д. 110 т.1, т.2 л.д.88-105) Согласно ч. 1 ст. 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. В соответствии с ч. 2 данной статьи предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. В соответствии со ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.. Из материалов дела также следует, что при формировании данного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, угол Книжной сведений о ранее учтенном земельном участке ФИО5 в ФБУ «Земельная кадастровая палата» не имелось. Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ). ДД.ММ.ГГГГ хода распоряжением №Т-588-р Комитета по управлению имуществом <адрес> предоставлен ЗАО «Сартехстройинвест» в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 07:0038, расположенный по адресу: <адрес>, угол Книжной, общей площадью 12811 кв.м. для строительства многоэтажных жилых домов. (т.1 л.д.43) Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ЗАО «Сартехстройинвест» на данный земельный участок был заключен договор аренды сроком на пять лет.(л.д.46-59 т.1) ДД.ММ.ГГГГ на строительство 10-ти этажного жилого дома, блок секций А, Б, В Администрацией <адрес> ЗАО «Сартехстройинвест» выдано разрешение на строительство №. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сартехстройинвест» получило разрешение № на строительство 10-ти этажного жилого <адрес>/с – А, Б, В (по генплану №) действие которого было продлено до ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.40-41) ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сартехстройинвест» получило разрешение №RU64304000-88 на ввод объекта – 10-ти этажного жилого <адрес>/с – А, Б, В (по генплану №) в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ указанному дому присвоен почтовый адрес: <адрес>.(л.д.112, 124 т.1) Таким образом, предоставление в аренду сроком на 5 лет ЗАО «Сартехстройинвест» земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 08 07:0038, расположенного по адресу: <адрес>, угол Книжной, общей площадью 12811 кв.м. для строительства многоэтажных жилых домов должно было быть осуществлено в соответствии со ст. 29, 30 ЗК РФ. Довод представителя Комитета по управлению имуществом о том, что в соответствии с земельным законодательством органам исполнительной власти области, в том числе комитету по управлению имуществом <адрес>, не предоставлены полномочия осуществлять проверку и правовую экспертизу проектов границ земельного участка, утвержденных органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков не основан на законе. Из материалов дела следует, что на земельный участок, площадью 1.2811 га., расположенном по адресу: <адрес>, угол Книжной в настоящее время зарегистрированы права собственности физических лиц, участников долевого строительства многоквартирного дома. (т.1 л.д.25-26) В судебных заседаниях ФИО2, обосновывая необходимость взыскания убытков, ссылался на занятие ответчиком принадлежащего ему земельного участка. Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав имущества, подлежащего наследованию после умершей, ФИО5, земельный участок площадью 549 кв. м., расположенный по адресу: 4-я Дачная левая сторона кадастровый номер 64:48:040807:45. (л.д.16-17 т.1) Из данного решения следует, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделом коммунального хозяйства Ленинского райсовета депутатов трудящихся <адрес> в дальнейшем именуемого в договоре Райкомхоз было передано ФИО3 в бессрочное пользование не занятый под постройку участок в районе 4-й Дачной остановки в количестве 600 кв.м. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 продал сад-дачу, расположенную по адресу: <адрес>, Четвертая Дачная, Левая Сторона ФИО16 ФИО5 приобрела спорный земельный участок у ФИО4 З.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследником по закону, после ее смерти является ее сын – ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве на наследство по законе, выданное нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО12 после вступления в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе 4 Дачной остановки. (л.д.11, 12) Судом также установлено, что согласно плана спорного земельного участка, его площадь, по данным геодезической съемки составляет 549 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве на наследство по законе, выданное нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе 4 Дачной остановки. (л.д.11, 12) Судом установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что в состав земельного участка предоставленного ЗАО «Сартехстройинвест» в аренду под строительство многоквартирного жилого дома, входит земельный участок, принадлежащий ФИО2 на праве собственности. Из материалов дела следует, что согласно кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в районе 4-й дачной остановки левая сторона, участок был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет кадастровый номер: 64:48:040807:45. (л.д.27) Согласно заключения эксперта ООО «Центра судебных экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 64:48:040807:45 является смежным по отношению к земельному участку площадью 12811 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040807:38 и входит в его границы. Использование спорного земельного участка площадью 549 кв.м. под индивидуальное садоразведение, в соответствии с его целевым назначением, без нарушения СНиПов градостроительства, планирования и застройки городских и сельских поселений, противопожарных требований, относительно расположения многоквартирного дома не представляется возможным. Кроме того, часть данного земельного участка площадью 430 кв.м. полностью ликвидирована. (т.2 л.д.54-65). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, угол <адрес> и <адрес> земельный участок принадлежащий ФИО2 ликвидирован, в результате чего у него возникли убытки в виде стоимости принадлежащего ему земельного участка. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица. Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для возложения ответственности на лицо, причинившее вред, в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходима совокупность следующих условий: противоправное поведение причинителя вреда, вина и причинная связь между поведением и наступившими последствиями. В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Исходя из требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что лицом ответственным за причинение убытков истцу является Комитет по управлению имуществом <адрес>, предоставивший в аренду ЗАО «Сартехстройинвест» земельный участок, в состав которого также входил ранее учтенный земельный участок принадлежащий ФИО5, поскольку Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.(ст.31 ЗК РФ). В силу ч. 4.5 ст. 31 ЗК РФ Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. Таким образом, руководствуясь статьями 16 Гражданского кодекса РФ и пунктом 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ, подлежат взысканию убытки, возникшие в результате заключения органом местного самоуправления договора аренды земельного участка с входящим в него ранее учтенным земельным участком ФИО5 Пункт 3 ст. 55 Земельного кодекса РФ в части порядка выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд и ограничений прав собственника земельного участка отсылает к гражданскому законодательству, в том числе ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит те же ограничения прав собственника земельного участка: он несет риск при определении выкупной цены земельного участка, затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137-П «Вопросы комитета по управлению имуществом <адрес>» (вместе с «Положением о комитете по управлению имуществом <адрес>", "Структурой комитета по управлению имуществом <адрес>", "Штатной численностью комитета по управлению имуществом <адрес>") ч.12. Комитет несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Невыполнение или нарушение Комитетом Устава (Основного Закона) <адрес>, законов области влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами области. Комитет несет предусмотренную законодательством ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него задач (функций) и принятых на себя обязательств. В случае принятия Комитетом правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, Комитет несет ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В силу ст. 60 ЗК РФ 1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску ФИО2 является Комитет по управлению имуществом <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Таким образом, солидарную ответственность субъекты Российской федерации и иные организации несут только в случаях, если она прямо предусмотрена договором или установлена законом Требование ФИО2 о солидарной ответственности Комитета по управлению имуществом <адрес> ЗАО «Саратехстройинвест», ФБУ «Земельная кадастровая палата» не основано на законе и не подлежит удовлетворению. Доказательств совместного причинения вреда ответчиками истцом суду не представлено. Довод представителя Комитета по управлению имуществом <адрес> о том, что им были представлены сведения кадастрового учета сформированного ЗАО «Сартехстройинвест» земельного участка из которых не следовало, что в состав данного участка входит участок ФИО2 не имеет правового значения. Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости»). Из содержания ч. 1 ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» также следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом. Пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, определен перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в реестр объектов недвижимости о ранее учтенном земельном участке. Сведения о садовых участках могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ таких земельных участков. Для оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу ФЗ № 28-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ разработаны Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 от ДД.ММ.ГГГГ(далее – Указания). В соответствии с Указаниями подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах В силу п. 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Судом установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:040807:45 были внесены в государственный кадастр недвижимости согласно Дополнению к перечню ранее учтенных земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ, о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № Ф48/10-4219 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке по адресу: <адрес>, в районе 4-й дачной остановке. До этого времени с заявлением о внесении данного объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости никто не обращался. Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 64:48:040807:45 следует, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен <адрес> отделом коммунального хозяйства Ленинского райсовета депутатов трудящихся <адрес> с ФИО3 договор на передачу в бессрочное пользование земельного участка под индивидуальное садоразведение по адресу: <адрес>, общей площадью 600 кв.м. в районе 4-й Дачной <адрес>. (л.д.26-27 т.3) Решение о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в районе 4-й Дачной остановки левая сторона, были внесены ФГУ «Земельная кадастровая палата» ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных дополнений к перечню р/у земельных участков, представленных ДД.ММ.ГГГГ территориальный отделом № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>. (т.3 л.д.20). Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке имелись с ДД.ММ.ГГГГ и находились в территориальном отделом № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>. На основании ст. 57 ЗК РФ 1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; 3) временным занятием земельных участков; 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков; 5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка. 2. Убытки возмещаются: 1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи; 2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи. 3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. 4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. 5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. Разрешая вопрос о размере убытков, определенных в стоимости земельного участка истца с кадастровым номером 64:48:040807:45, суд оценивает представленные сторонами доказательства и приходит к выводу о том, что справка ООО «Консалтинговой фирмы Прайс» (т.2 л.д.135)является недопустимым доказательством в соответствии со ст.ст. 59,60 ГПК РФ не может быть принята судом. Из заключения эксперта ООО «Центра судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона с кадастровым номером 64:48:040807:45, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 463000 рублей.(т.3 л.д.2-14) Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса. Встречные требования ЗАО «Сартехстройинвест» ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о прекращении права собственности на земельный участок ввиду неосновательного приобретения ФИО2 права собственности на спорный земельный участок не подлежат удовлетворению поскольку право собственности ФИО13 возникло в результате регистрации его права на земельный участок, полученный в порядке наследования. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время ЗАО «Сартехстройинвест» является ненадлежащим истцом, поскольку срок действия договора аренды на земельный участок под строительство многоквартирного дома истек, собственником спорного земельного участка являются жители многоквартирного дома. Довод представителя ЗАО «Саратехстройинвест» о том, что нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство на земельный участок площадью 549 кв.м., а зарегистрировано право на 600 кв.м. также не является основанием для прекращения права истца ввиду того, что регистрация права ФИО2, производилась исходя из границ сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка ФИО5 В связи с возмещением убытков, в размере стоимости земельного участка, Комитет по управлению имуществом <адрес>, собственники земельного участка, имеющего кадастровый номер 64:48:04 08 07:0038 вправе обратится с заявлением о прекращении права собственности ФИО2 На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. С Комитета по управлению имуществом <адрес> в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 5463 рубля, пропорционально удовлетворенной части требований. В силу ч.3 ст.95 ГПК РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами. Из материалов дела следует, что по делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза стоимость которой составила 15000 рублей. (т.3 л.д.17), данные расходы также подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Решил: Взыскать с Комитета по управлению имуществом <адрес> за счет казны <адрес> в пользу ФИО2 стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 4-я Дачная, левая сторона с кадастровым номером 64:48:040807:45 в размере 463000 рублей, расходы по уплате госпошлины в суме 5463 рубля. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Комитета по управлению имуществом <адрес> за счет казны <адрес> в пользу ООО «Центр судебных экспертиз» 15000 рублей. В удовлетворении иска ЗАО «Сартехстройинвест» к ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о прекращении права собственности на земельный участок - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>. Судья: