2-3313/2011 от 24.11.2011 года



Дело № 2-3313/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 г.

г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,

при секретаре Гладковой Е.В.,

с участием представителя истца Алексеевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Игнатова А.Г. к ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,

установил:

Игнатов А.Г. обратился с иском к ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова о признании права собственности в силу приобретательной давности, мотивировав свое требование тем, что с 1968 года на основании решения Исполнительного Комитета Ленинского районного совета депутатов трудящихся г. Саратова № 197/12 от 24.07.1968 года он является законным владельцем жилого д. 8 «С» по ул. Лагерной г. Саратова, которым открыто, добровольно и непрерывно владеет до настоящего времени, то есть свыше пятнадцати лет. Государственную регистрацию права собственности истец не осуществлял, просит признать за ним право собственности на указанный жилой дом на основании, установленном ч. 1 ст. 234 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца Алексеева Л.О. исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец, представитель ответчика о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика - администрации МО «Город Саратов», третьего лица - комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца, представителей ответчиков, третьего лица.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника по основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Как указано в п.п. 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.;

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

Течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01.07.1990 года, поскольку с введением в действие 01.07.1990 года Закона СССР «О собственности в СССР» утратила силу ст. 90 ГК РСФСР, согласно которой исковая давность не распространялась на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения. С указанной даты в отношении государственного имущества действуют общие положения об исчислении срока исковой давности.

В судебном заседании установлено, что в 1965 году истец самостоятельно возвел жилой дом 8 «С» общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 42,7 кв.м., расположенный по ул. Лагерной г. Саратова после чего стал проживать в нем совместно со своей семьей, тем самым начал владеть им как своим собственным. 24.07.1968 года решением Исполнительного Комитета Ленинского районного Совета Депутатов Трудящихся г. Саратова истцу разрешено зарегистрироваться в данном жилом доме вместе с членами своей семьи. Вдальнейшем на основании данного решения истец зарегистрировался в указанном доме и получил домовую книгу. Учитывая изложенное, суд считает, что истец, получая дом во владение, не знал и не должен был знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, тем самым владел домом добросовестно. После этого истец продолжил проживать в указанном доме, не скрывая, факт нахождения данного имущества в своем владении непрерывно вплоть до настоящего времени.

Таким образом, указанным жилым домом истец фактически владеет с 1965 года, более точная дата судом не установлена.

Суд учитывает, что вплоть до 01.07.1990 года отношения между гражданами и государственными организациями, в том числе порядок применения исковой давности, регулировались ГК РСФСР.

В соответствии со ст. 78 ГК РСФСР общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), устанавливался в три года. Тем самым срок исковой давности, применяемый в отношении указанного дома, в соответствии с данной нормой права, истек 31.12.1968 года.

В соответствии со ст. 90 ГК РСФСР на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций или граждан исковая давность не распространяется.

01.07.1990 года введен в действие Закон СССР «О собственности в СССР», ст. 90 ГК РСФСР утратила силу. С этого времени в отношении государственного имущества стали действовать общие положения об исчислении срока исковой давности. Учитывая изложенное, 01.07.1990 года срок исковой давности для истребования указанного дома из владения истца истек.

В связи с этим срок приобретательной давности в отношении указанного дома начал течь с 01.07.1990 года.

Игнатов А.Г. проживает в указанном доме и владеет им до настоящего времени, производит оплату за поставленные коммунальные услуги, вносит плату за аренду земельного участка, на котором расположен спорный дом.

Учитывая изложенное, на день подачи искового заявления срок приобретательной давности составил более пятнадцати лет.

Сведения о наличии собственника указанного дома в суд не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Игнатова А.Г. удовлетворить.

Признать за Игнатовым А.Г. право собственности на жилой дом № 8 «С» по ул. Лагерной г. Саратова, общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 42,7 кв.м., инвентарный номер 63:401:002:000187490.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья: