Дело № 2-4110/2011 решение от 12.12.2011 г.



                    Дело 2- 4110 / 2011

    РЕШЕНИЕ

                   Именем Российской Федерации

12декабря 2011г.                                                                                                г. Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Желонкиной Г.А.

при секретаре Сингалиевой Ю.Ж.

с участием прокурора Тюклина С.С.,истца Чариковой М.И., 3 лица Елутиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Саратова в защиту прав и законных интересов Чариковой М.И. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

     установил:

Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Чариковой М.И. к администрации МО «Город Саратов», администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма обосновывая тем, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Чариковой М.И. о нарушении ее жилищных прав в ходе проверки которого, установлено, что Чарикова М.И. проживает в <адрес>А по <адрес> совместно со своей семьей состоящей из семи человек: нее, мужа ФИО2, дочерей ФИО1, ФИО4, внуков ФИО5 2002 года рождения, ФИО12 2011 года рождения, ФИО6 2010 года рождения

Квартира является муниципальной, состоит из трех комнат общей площадью 61,8 кв.м.

Жилой <адрес> серии К-7-2-4 построен в 1963 году по проекту инженера Лагутенко, признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года № 988-р Саратовским областным советом народных депутатов и постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 года № 609.

Согласно акту обследования жилого <адрес> А по <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию, а после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 (инж. Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта.

В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26.02.1997 года «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил: запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К- 7-2-4 в срок до 15.09.1997 года предоставить мероприятия по отселению семей.

Однако, расселение жителей из <адрес>А по <адрес> в том числе и семьи Чариковой М.И. до настоящего времени не состоялось.

В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 года -р, жилой <адрес> «А» по <адрес> вновь признан непригодным.

Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года, включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года.

В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко» это дома исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции. Кроме того, в главе 1 программы указанно, что особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета.

  1. года состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором в очередной раз было принято решение о признании жилого <адрес>А по <адрес> непригодным и подлежащим сносу.
  2. года главой администрации МО «Город Саратов» было издано распоряжение -р «О мероприятиях по отселению физических и юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> «А». Однако, в распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях.

Таким образом, прокурор считает, что в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Чариковой М.И. и ее семьи не известны.

Нарушение прав граждан, проживающих в жилом <адрес>А по <адрес>, в том числе Чариковой М.И. и членов ее семьи носят длящийся характер.

В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит:

- признать бездействие администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Чариковой М.И. в муниципальном жилом помещении, незаконным.

-признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Чариковой М.И. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов предоставить Чариковой М.И. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (48 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

В судебном заседании прокурор требования поддержал и просит удовлетворить уточнив что жилое помещение следует предоставить Чариковой М.И. на состав семьи 7 человек по количеству комнат не менее трех и общей площадью как следует их технического паспорта БТИ не менее 61,8 кв.м.

Истец Чарикова М.И., третье лицо ФИО3 требования поддержали и просят удовлетворить

ФИО2, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчики представители администрации МО «Город Саратов», администрации Ленинского района МО « Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Согласно ранее данных пояснений представителей администрации МО «Город Саратов» и администрации Ленинского района МО « Город Саратов» исковые требования не признают. Действительно д.9 А по ул.Производственной г.Саратова относится к муниципальной собственности, признан непригодным для проживания и жильцы данного дома подлежат отселению, однако сроки отселения не установлены. Более того, выделенные для отселения жильцов домов системы Лагутенко денежные средства не достаточны чтобы отселить из всех домов признанных не пригодными для проживания.

Также представитель администрации Ленинского района г.Саратова указывал, что администрация района является ненадлежащим ответчиком поскольку в ее компетенцию не входят вопросы предоставления жилых помещений по любым основаниям, а только заключение договоров найма и то от имени администрации МО « Город Саратов».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года гласит, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную среду.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. № 67-649 органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с Постановлением мэра города Саратова от 07.12.2005 года № 620 «О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» наделена полномочиями наймодателя жилых помещений муниципального жилого фонда и именно ей заключаются договора социального найма с гражданами нанимателями жилых помещений, вопросы предоставления жилых помещений, переселения и т.д., т.е. связанные с правом на жилую площадь не входят в компетенцию администрации района.

           Федеральный законот 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ согласно которым органы местного самоуправления осуществляют в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-Ои от 5 марта 2009 года N 376-О-П).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.

Особенно необходима поддержка со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, когда жилое помещение становится непригодным для проживания. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов.

Это необходимо сделать потому, что граждане оказываются в сложной ситуации, когда дальнейшее проживание в неисправном жилом помещении становится невозможным, поскольку возникает угроза причинения вреда, но решить сразу жилищную проблему сами граждане не в состоянии.

Распоряжением Исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983г. № 988-р Саратовскому горисполкому было поручено решить вопрос о переселении граждан, проживающих в аварийных домах серии К-7-3-4, а решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983г. была определена необходимость установления порядка по переселению граждан из жилых домов серии К-7-2-4 (инженера Лагутенко).

Постановлением администрации г.Саратова от 16.02.1994г. № 114 «О ходе расселения пятиэтажных крупнопанельных жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в г.Саратове было построено 36 таких домов, которые имеют конструктивные недостатки. За период эксплуатации все дома были обследованы и составлены технические заключения о необходимости расселения жильцов. По этим причинам 12 домов были снесены, а 24 дома находятся в аварийном состоянии, в связи с чем, предприятиям и организациям, имеющим на балансе жилые дома серии К-7-2-4 до 01.07.1994г. необходимо обследовать дома и представить предложения по их отселению.

Постановлением администрации г.Саратова № 321 от 19.06.1995г. было определено, что срок эксплуатации домов серии К-7-2-4 (инженера Лагутенко) истёк, была запрещена приватизация квартир в данных домах. Городскому управлению жилищно-коммунального хозяйства и предприятиям и организациям, имеющим на балансе указанные жилые дома, было необходимо в срок 01.07.1995г. представить мероприятия, обеспечивающие нормальное проживание в данных домах, утвердить график проектирования и расселения семей.

В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26.02.1997 года «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил: запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К- 7-2-4 в срок до 15.09.1997 года предоставить мероприятия по отселению семей.

Постановлением администрации г. Саратова от 11 сентября 1997 года № 562 "О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко" установлено, что в городе Саратове находятся в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. За период с 1993 по 1996 годы текущие и выборочные капитальные ремонты положительных результатов не дали, и условия эксплуатации не улучшились.

Постановлением администрации Ленинского района г.Саратова от 27.10.1997г. № 609 утверждено Положение «О порядке реализации «Программы обеспечения жильём граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе», в том числе переселению подлежали жители из <адрес>А по <адрес>. Основными целями данной программы являлись предоставление гражданам благоустроенной жилой площади с целью ликвидации аварийных домов, построенных по проекту инженера Лагутенко.

Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года, включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года.

В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции.

Кроме того, в главе 1 программы указанно, что особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета.

Распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова № 338-р от 26.03.2003г. утверждены акты межведомственных комиссий о признании непригодными для проживания жилых домов серии К-7-2-4.

Согласно п.3.2 и п.3.5 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г. № 529, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодными для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утверждённые исполкомами акты служат основанием для решения, в том числе, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004г. N 10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней, и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан.

Таким образом, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47 утверждено Положениео признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

-ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

-изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления.

Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда либо за счет соответствующей организации.

Жилищный кодексРФ вводит обязательное указание, относящееся к предоставляемому жилому помещению: оно должно быть благоустроенным, отвечало установленным санитарным и техническим нормам, находилось в черте того же населенного пункта. Принципиальное значение имеет то, что суд, вынося решение о выселении, должен указать в нем, какое именно помещение будет предоставлено выселяемому лицу.

Чтобы соответствовать санитарным нормам и требованиям, жилое помещение должно иметь установленные нормативами уровни освещенности, инсоляции, шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений, соответствующий микроклимат, воздухообмен (ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно статье 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п. 3 ст. 85 и ст. 87ЖК РФ лицом, обязанным осуществить переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений, является наймодатель.

Согласно ст. 87, пп. 8 п. 1 ст. 14 ЖК РФ муниципальное образование может принять решение о переселении граждан только из муниципального жилого фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2010 N 83-В09-11)

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2010 N 83-В09-11)

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

Статья 87 ЖК РФ устанавливает правила предоставления другого благоустроенного жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3статьи 85.

Так, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Содержащиеся в пункте 1 части 2 статьи 57 и статье 87 ЖК РФ положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют только особенности реализации их жилищных прав и не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Если жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно ст.ст.12,56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В судебном заседании установлено, что Чарикова М.И. проживает в <адрес>А по <адрес> совместно со своей семьей : мужем ФИО2, дочерью ФИО1, дочерью ФИО4, внуками ФИО5 2002 года рождения и Захаром 2011 года рождения, внуком ФИО6 2010 года рождения, все семеро зарегистрированы, что подтверждается справкой жилищных органов формы Ф-1, паспортами. Нанимателем данного жилого помещения является Чарикова М.И.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания было принято ещё в 2003г. и уполномоченным на то органом.

На момент признания дома, в котором проживают истец и ее семья, непригодным для проживания, действовал Жилищный кодекс РСФСР.

Согласно ст.93 Жилищного кодекса РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов, либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В соответствии со ст.96 Жилищного кодекса РСФСР предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.

Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Саратовской области от 26.02.2009г. № 64-П утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах».

Вопрос о расселении жилого <адрес>А по <адрес> возник после введения в действие Жилищного кодекса РФ, а потому к возникшим правоотношениям применяется Жилищный кодекс РФ.

Занимаемое истцом с семьей жилое помещение: <адрес>А по <адрес> является трехкомнатной квартирой общей площадью 61,8 кв.м. согласно данных уточненных по БТИ.

Однако, ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, построенных по проекту инженера Лагутенко жилыми помещениями (дома серии К-7-3-4).

Обязанность, которая была возложена на исполком Ленинского районного Совета, а в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, пунктом 3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 это утверждение актов межведомственной комиссии, которая была выполнена администрацией Ленинского района в полном объеме после составления акта межведомственной комиссии.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст.85-89 ЖК РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, и в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд считает что требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по неисполнению полномочий в отношении муниципального жилищного фонда, непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав истца в муниципальном жилом помещении, непринятию своевременных мер по расселению семьи Чариковой М.И. из аварийного администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по предоставлению Чариковой М.И. с учётом проживающих с ней членов семьи благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 61,8 кв.м. (именно такую площадь имеет занимаемое истцом жилое помещение), находящееся в черте г.Саратова подлежащими удовлетворению, а в иске к администрации Ленинского района МО «Город Саратов» следует отказать.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В связи с этим, на администрации МО «Город Саратов» лежит обязанность по предоставлению семье истца жилого помещения и данная обязанность ею не выполняется.

Материалами дела установлена непригодность квартиры для проживания в ней семьи Чариковой М.И.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены.

Что касается характеристик предоставляемого жилого помещения, то по мнению суда это должно быть благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 61,8 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, находящееся в черте г.Саратова.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ суд

                                                    решил:

Иск удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по неисполнению полномочий в отношении муниципального жилищного фонда, непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Чариковой М.И. в муниципальном жилом помещении, непринятию своевременных мер по расселению семьи Чариковой М.И. из аварийного жилого <адрес>А по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Чариковой ФИО14 на состав семьи семь человек включая мужа ФИО2, дочерей ФИО3, ФИО4, внуков ФИО5 2002 года рождения, Захара ФИО8 2011 года рождения, ФИО6 2010 года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 61,8 кв.м., состоящее из трех жилых комнат, находящееся в черте г.Саратова.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.

             Судья :