2-4223/2011 озеров



Дело №2-4223\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011г. г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Озерова А.Ю.

при секретаре Чукаревой Е.С.,

с участием представителя истца Киреевой Т.П.,

представителя ответчика Королевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой А.Г. к УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова о признании права на досрочную пенсию,

установил:

Алексеева А.Г. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова, в котором просит признать незаконными решение УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова от 15.11.2011г. № 211 и протокол от 15.11.2011г. № 3570 в части отказа в включении Алексеевой А.Г. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.1995г. по 18.10.1995г., с 24.04.2000г. по 26.05.2000г., на курсах усовершенствования с 23.05.2005г. по 24.06.2005г., с 25.05.2010г. по 25.06.2010г. и обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 16.09.2011г.

Представитель истца поддержала заявленные требования и пояснила, что спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной пенсии. С 03.08.1981г. и по настоящее время истец работает в медицинских учреждениях в должности медицинской сестры. За период работы работодатель неоднократно направлял ее на курсы повышения квалификации. Обучение на курсах повышения квалификации оформлено приказом и командировочным удостоверением, на время обучения за истцом сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается в соответствии с пп.20 п.1 ст.28 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим указанную деятельность не менее 30 лет.

Согласно Списку право на пенсию имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья при наличии условий – работы в определенных должностях и определенных учреждениях. При определении права на досрочное пенсионное обеспечение принимается во внимание два варианта: 1) по нормам ныне действующего законодательства и 2) с учетом норм ранее действующего законодательства.

Считает, что включение в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пенсионное дело истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено, что 16.09.2011г. Алексеева А.Г. обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности (л.д.14).

В соответствии со ст.ст. 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого было ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.

Данные положения закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, свидетельскими показаниями, письменными доказательствами.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. По данной категории дел бремя доказывания лежит на органе, чьи действия обжалуются.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства во внутреннему убеждению основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т. е. действовавшие на 31 декабря 2001 г. К таким нормативным правовым актам, в частности, относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет», постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях», регулировавшие пенсионное обеспечение работников здравоохранения за периоды работы до 1 ноября 1999 г., и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (с 12.11.2002 г.) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Наряду с названными, применяется разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в СССР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

При решении вопроса о включении в специальный стаж определенных периодов работы суд руководствуется законодательством, имевшим место в момент работы истца.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не мене 30 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Истцом в обоснование своих требований представлена трудовая книжка (л.д. 7-12).

В толковании данном в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (oрганизации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С 03.08.1981г. по настоящее время Алексеева А.Г. работает в должности медсестры в различных медицинских учреждениях.

Периоды курсов повышения квалификации с 04.09.1995г. по 18.10.1995г., с 24.04.2000г. по 26.05.2000г., курсов усовершенствования с 23.05.2005г. по 24.06.2005г., с 25.05.2010г. по 25.06.2010г., по мнению суда, должны быть зачтены в специальный стаж. Во время курсов истцу продолжали выплачивать заработную плату и за ней сохранялось место работы, что подтверждено приказами о направлении на курсы.

В силу статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В силу статьи 112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, суд считает, что данные периоды подлежат включению в стаж.

Кроме того, прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников.

Министерством труда и социального развития РФ совместно с Пенсионном Фондом РФ постановлением от 27.02.2002г. № 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии с пунктом 7 указанных Правил, граждане могут обращаться за пенсией в любое время возле возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

В связи с тем, что с учётом спорных периодов у истца на момент обращения в пенсионный орган, т.е. 16.09.2011г., был необходимый стаж (более 30 лет) для назначения досрочной пенсии, то данная пенсия должна быть назначена истцу именно с указанной даты.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова от 15.11.2011г. № 211 и протокол от 15.11.2011г. № 3570 в части отказа в включении Алексеевой А.Г. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.1995г. по 18.10.1995г., с 24.04.2000г. по 26.05.2000г., на курсах усовершенствования с 23.05.2005г. по 24.06.2005г., с 25.05.2010г. по 25.06.2010г. и обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Признать за Алексеевой А.Г. право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 16.09.2011г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.

Председательствующий