Дело № 2-4088/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бабуриной И.Н., при секретаре Гладковой Е.В., истца Котякиной О.М., представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» - Тупикова В.С., представителя ответчика администрации Ленинского района МО «Город Саратов» - Кичатого Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г. Саратова, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Котякиной О.М., к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма установил: Прокурор Ленинского района г. Саратова, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Котякиной О.М., обратился в суд с иском к администрации МО «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма, мотивировав свое требование тем, что Котякина О.М. проживает в кв. 10 д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова на основании договора социального найма. Указанный дом признан непригодным для проживания и подлежит расселению. Обязанность произвести данное расселение в настоящее время лежит на администрации МО «Город Саратов» и администрации Ленинского района МО «Город Саратов». Однако, до настоящего времени жильцы дома не расселены. Просит признать бездействие администрации МО «Город Саратов» и администрации Ленинского района МО «Город Саратов» выразившееся в непринятии мер по своевременному отселению Котякиной О.М. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы; обязать администрацию МО «Город Саратов» и администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» предоставить Котякиной О.М. и ее семье благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат общей площадью не менее ранее занимаемой, равной 61,8 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Саратова по договору социального найма. Определением суда от 25.11.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Сухов Р.В. Котякина О.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что она проживает в квартире вместе со своим сыном Суховым Р.В. Представитель администрации МО «Город Саратов» исковые требования не признал, пояснив, что д. 38 «А» по ул. Производственной г. Саратова признан непригодным для проживания. Однако, в настоящее время администрация МО «Город Саратов» возможности предоставить истцу другое благоустроенное жиле помещение, отвечающее требованиям, установленным законом, не имеет по причине отсутствия такового. Представитель администрации Ленинского района МО «Город Саратов» исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время д. 38 «А» по ул. Производственной г. Саратова находится в муниципальной собственности. Администрация Ленинского района МО «Город Саратов» правом распоряжения данным домом не располагает, обязательств по предоставлению квартир жильцам доме не имеет. В связи с этим, считает администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» ненадлежащим ответчиком по делу. Прокурор Ленинского района г. Саратова, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Сухов Р.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. На основании, установленном ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Котякина О.М. зарегистрирована и проживает в кв. 10 д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова с 21.12.1983 года. Вместе с ней в данной квартире проживает Сухов Р.В., который приходится ей сыном и является членом ее семьи. С момента вселения в указанную квартиру, до 01.03.2005 года жилищные отношения, в которых состояла истец, регулировались Жилищным кодексом РСФСР. В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР жилые дома государственного и общественного жилищного фонда подлежали периодическому обследованию их состояния. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудовались для использования в других целях либо такие дома сносились. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производилось в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений государственного жилищного фонда к категории непригодных для постоянного проживания установлен приказом Министра жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) советов народных депутатов. Судом установлено, что решением исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 года, распоряжением исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов № 988-о от 25.10.1983 года, постановлением администрации Ленинского района г. Саратова № 609 от 27.10.1997 года, а так же распоряжениями администрации Ленинского района г. Саратова № 337/2-р от 26.03.2003 года и № 330-р от 26.03.2003 года д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. В соответствии со ст. 91, 92, 96 ЖК РСФСР в случае, если дом государственного жилищного фонда, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или подлежит переоборудованию в нежилой, проживающие в нем граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Гражданам, выселяемым из таких домов, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 40, 41 данного Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Если наниматель имел излишнюю жилую площадь, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной нормы на одного человека, а нанимателю или членам его семьи, имеющим право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовавшимся ею, - с учетом нормы дополнительной площади. В соответствии со ст.ст. 40, 41 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. На основании изложенного суд считает, что согласно действовавшему в указанный период времени законодательству, д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова подлежал переоборудованию, либо сносу, при этом на местные органы власти законом возлагалась обязанность предоставить Котякиной О.М. благоустроенное жилое помещение. В связи с этим, суд считает Котякину О.М. подлежащим соответствующему учету для последующего предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. С 01.03.2005 года ЖК РСФСР утратил силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом, в соответствии со ст. 6 данного закона граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, право Котякиной О.М. на предоставление жилого помещения по договору социального найма вследствие признания дома, в котором она проживает, непригодным для проживания, сохранилось. Учитывая, что ЖК РСФСР обязанность по предоставлению жилых помещений лицам, отселяемым из домов, подлежавших сносу или реконструкции, находившихся в государственной собственности, возлагалась на исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, в настоящее время такая обязанность в порядке универсального правопреемства возложена на органы местного самоуправления МО «Город Саратов», являющегося собственником д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова. В соответствии со ст. 33 устава МО «Город Саратов» администрация города является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. В настоящее время полномочия собственника указанного дома исполняет администрация МО «Город Саратов». При этом администрация Ленинского района МО «Город Саратов» полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности в части исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, не располагает. Тем самым оснований для признания бездействия администрации Ленинского района МО «Город Саратов» незаконным не имеется. Учитывая изложенное, обязанность по предоставлению жилого помещения Котякиной О.М. по вышеуказанным основаниям, в настоящее время лежит на администрации МО «Город Саратов». Однако, до настоящего времени жилое помещение на праве социального найма Котякиной О.М. не предоставлено, тем самым нарушается принадлежащее ему право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Таким образом, судом установлено, что администрация МО «Город Саратов», осуществляя права и обязанности собственника по отношению к д. 38 «А» по проспекту Строителей г. Саратова, возложенное на нее обязательство по предоставлению жилого помещения Котякиной О.М. не исполняет. Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер по своевременному отселению Котякиной О.М. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы; Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Котякиной О.М. с учетом членов ее семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 61,8 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения. Судья: