Дело №2-4118/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ионовой А.Н., при секретаре Кузьмищева О.С., с участием прокурора Джоева Г.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах Прошиной О.Ф. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд с иском в интересах Прошиной О.Ф. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», просил признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Прошиной О.Ф. в муниципальном жилом помещении, незаконным; признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Прошиной О.Ф. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан; обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Прошиной О.Ф. и ее семье благоустроенное жилое помещение состоящее из 3-х комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого (60,8 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. В обоснование иска указано, что в прокуратуру Ленинского района г. Саратова поступило обращение Прошиной О.Ф., о нарушении ее жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что жилой <адрес> серии К-7-2-4 построен в 1963 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года № 988-р Саратовским областным советом народных депутатов и постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 года № 609. Так, согласно акту обследования жилого <адрес>А по <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также сказано, что после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 инж. Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В документе также имеются сведения о том, что по плану 1997 года будет сдан новый девятиэтажный дом для расселения граждан. Постановлением администрации г. Саратова от 11 сентября 1997 года № 562 «О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в городе Саратове находятся в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. За период с 1993 по 1996 годы текущие и выборочные капитальные ремонты положительных результатов не дали, и условия эксплуатации не улучшились. В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26.02.1997 года «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил: запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4 в срок до 15.09.1997 года предоставить мероприятия по отселению семей. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 года № 337/2-р, жилой <адрес> опять был признан непригодным. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года, включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома, исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции. Кроме того, в главе 1 программы указанно, что особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета. 30.12.2008 года состоялось заседание межведомственной комиссии, на 24.06.2009 года главой администрации МО «Город Саратов» было издано Однако, расселение жителей из <адрес>А по <адрес> до настоящего времени не состоялось. Прошина О.Ф. проживает в <адрес>А по <адрес> совместно со своей семьей. Нарушение прав граждан, проживающих в жилом <адрес>А по <адрес>, в том числе Прошиной О.Ф. и ее семьи носят длящийся характер. В вышеуказанном распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой <адрес>А по <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Прошиной О.Ф. и ее семьи не известны. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В судебном заседании прокурор Джоев Г.З. полностью поддержал доводы искового заявления, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Прошина О.Ф. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что в здании дома, в котором они проживают, имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводится со дня сдачи дома в эксплуатацию. Данный факт подтвержден как документами, так и прокурорской проверкой. Квартира была представлена ей на основании ордера, квартира не приватизирована. Вместе с ней в квартире проживают её сын Щеголев В.А. и его дети - Ангелина и Леонид. Извещенный о времени и месте рассмотрения дела ответчик: Администрация МО «Город Саратов», в судебное заседание не явился, не представил суду каких-либо заявлений о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, об уважительных причинах неявки. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Николаева Н.А., представляющая интересы Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», в судебном заседании исковые требования не признала в части касающейся бездействия Администрации Ленинского района МО «Города Саратов». Суду пояснила, что Администрация Ленинского района МО «Города Саратов» бездействия в отношении указанного дома и его жителей не допускала, переселение граждан в другое помещение не входит в компетенцию Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов». Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина - обязанность государства. В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 года. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Прошина О.Ф., 01.05.1957 года рождения, зарегистрирована в трехкомнатной <адрес> общей площадью 60,8. м, по адресу: <адрес>, с 08.12.2005 года является квартиросъемщиком указанного жилого помещения (л.д. 12). Кроме Прошиной О.Ф. в жилом помещении зарегистрирован Щеголев А.В., сын квартиросъемщика Прошиной О.Ф., а также дети Щеголева А.В. - Щеголева А.А. и Щеголев Л.А. (л.д. 14). Прошина О.Ф. обратилась к прокурору Ленинского района г.Саратова с заявлением об обращении с иском и представлении ее интересов в суде для переселения ее и членов ее семьи, где указала, что дом, в котором находится ее квартира, давно признан аварийным, документы имеются у жильцов. Прокурором Ленинского района г.Саратова подан иск в интересах Прошиной О.Ф. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», с указанными выше требованиями. Решением Саратовского горисполкома № 420 от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 года № 988-р Саратовским областным советом народных депутатов и постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 года № 609 жилой <адрес> серии К-7-2-4, построенный в 1963 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания. Согласно акту обследования жилого <адрес>А по <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также сказано, что после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 инж. Лагутенко дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26.02.1997 года «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил: запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4 в срок до 15.09.1997 года предоставить мероприятия по отселению семей. Постановлением администрации г. Саратова от 11 сентября 1997 года № 562 «О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в городе Саратове находятся в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. За период с 1993 по 1996 годы текущие и выборочные капитальные ремонты положительных результатов не дали, и условия эксплуатации не улучшились. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 года № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года, включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. В главе 1 программы указанно, что особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. В программе так же дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома, исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 года № 337/2-р, жилой <адрес> опять был признан непригодным. 30.12.2008 года состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором в очередной раз было принято решение о признании жилого <адрес>А <адрес> непригодным и подлежащим сносу. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета. Однако, расселение жителей из <адрес>А по <адрес> до настоящего времени не состоялось. 24.06.2009 года главой администрации МО «Город Саратов» было издано распоряжение № 109-р «О мероприятиях по отселению физических и юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А». В вышеуказанном распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой <адрес> до настоящего времени не расселен. Сроки отселения Прошиной О.Ф. и ее семьи не известны. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с 01.03.2005 года. В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. ст.86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Постановлением Правительства Саратовской области от 26.02.2009г. № 64-П утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах». Вопрос о расселении жилого <адрес>А по <адрес> возник после введения в действие Жилищного кодекса РФ, а потому к возникшим правоотношениям применяется Жилищный кодекс РФ. Актом № 38/49 от 16.12.2002 года, а также распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова постановлено, что жилой <адрес> «А» по <адрес> следует отнести к категории непригодных для постоянного проживания, дефекты которых не могут быть устранены технически. (л.д.16-17). Исполнителем программы «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы, принятой Решением Саратовской Городской Думы от 2002 года №22-200, значилась Администрация г. Саратова. Однако до настоящего времени жильцы спорного дома не выселены из дома, который признан непригодным для проживания, поскольку Администрацией муниципального образования «Город Саратов» не были приняты соответствующие меры, не осуществлялся должный контроль за исполнением принятой Программы. Более того, нормативно-правовыми актами, действовавшими, как до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, установлено, что вопросы отселения граждан из муниципального фонда - относятся к компетенции Администрации Муниципального образовании «Город Саратов». То есть, обязанность по предоставлению Прошиной О.Ф. и её семье благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на Администрацию муниципального образования «Город Саратов». Исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению. Следовательно, исковые требования прокурора должны быть удовлетворены так же в части признания незаконным бездействия Муниципального образования «Город Саратов» по непринятию мер по расселению жильцов <адрес> из аварийного жилья, по непринятию решения и не изданию распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц, в том числе Прошиной О.Ф., и по непредоставлению Прошиной О.Ф. жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» прокурору следует отказать, так как согласно пункту 3.2 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, действовавшим с 05.11.1985 г. по 23.09.2003 г., подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора. Исполком Ленинского районного Совета, а в дальнейшем администрация Ленинского района города Саратова, выполнила возложенные на нее пунктом 3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 обязанности по созданию комиссии и утверждению актов межведомственной комиссии. Обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, являющихся аварийными и подлежащими сносу жилыми помещениями ни на исполком Ленинского районного Совета, ни на администрацию Ленинского района города Саратова, не была возложена. Следовательно, не установлено оснований для признания бездействия Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и возложении на неё обязанности по предоставлению Прошиной О.Ф. и её семье благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, состоящего не менее 3-х комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого (60,8 кв.м), отвечающего установленным требованиям и находящегося в черте города Саратова. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по неисполнению полномочий в отношении муниципального жилого фонда. по непринятию своевременных мер по отселению Прошиной О.Ф. в муниципальном жилом помещении, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Прошиной О.Ф. и её семье благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее не менее 3-х комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого (60,8 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. В удовлетворении исковых требований к Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» прокурору Ленинского района г.Саратова отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья:
котором в очередной раз было принято решение о признании жилого <адрес>А
по <адрес> непригодным и подлежащим сносу.
распоряжение № 109-р «О мероприятиях по отселению физических и
юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.
Саратов, <адрес>А».