дело №2-4038/2011 решение от 25.11.2011



                                                                                                  Дело № 2-4038/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года                                                                                               г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Жидковой Т.С.

с участием прокурора Бизяева А.Н., представителя заявителя Васильева В.А., председателя участковой избирательной комиссии ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бурдеевой Елены Владимировны об оспаривании действий участковой избирательной комиссии,<данные изъяты>

установил:

Бурдеева Е.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ избирательной комиссии в выдаче открепительного удостоверения, а также обязать избирательную комиссию выдать открепительное удостоверение. В обоснование своих требований заявитель указала, что 18 ноября 2011г. она через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась с письменным заявлением в избирательную комиссию избирательного участка № 272 о выдаче ей открепительного удостоверения на право голосования 04 декабря 2011г. на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ. Одновременно с заявлением в избирательную комиссию была передана ксерокопия доверенности. Однако открепительного удостоверения выдано не было, в письменной форме причины отказа объяснены не были. Считает, отказ незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя Васильев В.А. требования поддержал и просил признать незаконным отказ в выдаче открепительного удостоверения, обязать избирательную комиссию выдать открепительное удостоверение. Также Васильев суду пояснил, что он, действуя в интересах Бурдеевой Е.В., обратился в избирательную комиссию избирательного участка № 272 с заявлением о выдаче открепительного удостоверения. К заявлению он приложит ксерокопию доверенности. В выдаче открепительного удостоверения было отказано, при этом устно ему разъяснили, что в доверенности отсутствуют полномочия на представление интересов доверителя в избирательной комиссии. Считает отказ незаконным, поскольку письменного документа ему выдано не было.

Председатель избирательной комиссии избирательного участка № 272 ФИО8 считает заявление необоснованным. Савельева суду пояснила, что 18 ноября 2011г. в участковую избирательную комиссию № 272 обратился Васильев В.А. как представитель Бурдеевой Е.В. с заявлением о выдаче открепительного удостоверения. В подтверждение полномочий на право подачи и подписания заявления о выдаче открепительного удостоверения, а также на его получение за гражданку Бурдееву Е.В., Васильевым была предоставлена доверенность от 20 июня 2010г., удостоверенная нотариусом ФИО9 по реестру . В соответствии с указанной доверенностью Васильев уполномочен на представление интересов заявителя перед государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими и физическими лицами. Избирательная комиссия к таковым не относится. Соответственно в указанной доверенности отсутствует полномочие на представление интересов Бурдеевой в избирательной комиссии.

В судебное заседание Бурдеева Е.В. не явилась, о рассмотрении дела извещена. На основании ст.ст.167, 260 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Как следует из ст. 3 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3).

В силу ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно преамбуле Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Статьей 1 Федерального закона от 18 мая 2005г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В ч.2 ст.6 названного Федерального закона установлено, что выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 29 августа 2011 г. № 1124
на 04 декабря 2011г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации нового созыва.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона № 51-ФЗ для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;

4) участковые избирательные комиссии (ч.1 ст.18 Федерального закона № 51-ФЗ).

Как установлено в ч.1 ст.21 указанного Федерального закона участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",

Судом установлена легитимность участковой избирательной комиссии № 272 исходя из следующего. Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Саратова от 09 ноября 2011г. № 01-07/31-Р в целях обеспечения выполнения полномочий по организации и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва утверждены составы участковых избирательных комиссий, в том числе избирательной комиссии избирательного участка № 272. Решением от 09 ноября 2011г. № 01-07/32-Р председателем участковой избирательной комиссии № 272 назначена ФИО8

18 ноября 2011г. Васильев В.А., действуя на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в интересах Бурдеевой Е.В. в избирательную комиссию избирательного участка № 272 с заявлением о выдаче открепительного удостоверения для голосования на выборах 04 декабря 2011г.

Избирательной комиссией в этом ему было отказано, поскольку представленная доверенность не содержала полномочий на представление интересов доверителя Бурдеевой Е.В. в избирательной комиссии, в том числе и по вопросу получения открепительного удостоверения.

Федеральным законом № 51-ФЗ к полномочиям участковой избирательной комиссии отнесена выдача избирателям открепительных удостоверений (п.4 ч.1 ст.28).

Статья 74 Федерального закона № 51-ФЗ устанавливает, что избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования (ч.5). Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности (ч.6). В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, после получения открепительного удостоверения у представителя избирателя доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей (ч.11).

Гражданский кодекс РФ определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ч.1 ст.185).

Таким образом, доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени и совершать определенные юридические действия, определяет условия и границы реализации этих прав. Из анализа приведенных норм следует, что поверенный в интересах доверителя вправе совершать только те действия, на которые он уполномочен доверенностью. При этом при толковании доверенности как односторонней сделки следует учитывать положения ст.431 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из текста представленной доверенности от 26 июня 2010г. следует, что Васильев В.А. уполномочен Бурдеевой Е.В. на представление ее интересов перед государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими и физическими лицами, а также в судах общей юрисдикции и при производстве по делу об административном правонарушении.

Из буквального толкования доверенности от 26 июня 2011г. следует, что она не содержит полномочий представлять интересы Бурдеевой Е.В. в избирательной комиссии.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что избирательной комиссией заявителю было обоснованно отказано в выдаче открепительного удостоверения.

Доводы Васильева о том, что избирательной комиссией неправомерно не выдан ему отказ в письменной форме, суд считает несостоятельными. Каким-либо нормативным актом на избирательную комиссию не возлагается обязанность сообщать причины отказа в выдаче открепительного удостоверения в письменной форме. Устно представителю Васильеву было разъяснено по каким основаниям открепительное удостоверение Бурдеевой не может быть выдано. Отсутствие письменного уведомления об отказе в выдаче открепительного удостоверения не может повлиять на вывод суда о правомерности действий участковой избирательной комиссии, в связи с тем, что права Бурдеевой нарушены не были, поскольку не созданы препятствия в реализации ее прав и обязанностей, в том числе и на обращение в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-198,261 ГПК РФ, суд

                                                      решил:

Бурдеевой Елене Владимировне в удовлетворении заявления об оспаривании действий избирательной комиссии избирательного участка № 272 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья