2-731/2012 от 29.03.2012 года по иску Цыгановой М.А. к МО `Город Саратов`.



Дело № 2-731/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2012 г.                                                                                          г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,

при секретаре Гладковой Е.В.,

с участием представителя ответчика Бычковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыгановой М.А. к администрации МО «Город Саратов» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,

установил:

Цыганова М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Город Саратов» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка по следующим основаниям.

В 1991 г. Цыганова М.А. приобрела земельный участок, находящийся в садоводческом товариществе работников почтамта, у члена товарищества Кайновой О.К. за 33000 рублей. Кайновой О.К. в свою очередь, указанный земельный участок был передан предприятием Саратовский почтамт в бессрочное пользование на основании договора от 10.04.1962 г.

С 1991 г. истец является членом садоводческого товарищества «Почтамт» по адресу: <адрес>, участок . С 1992 г. правлением СТ «Почтамт» стала проводиться работа по приватизации занимаемых садоводами земельных участков.

На основании того, что по краю купленного истцом земельного участка протекает ручей, участок , расположенный по берегу ручья, признан участком, находящимся в водоохраной зоне и его приватизация запрещена.

Постановлением администрации г. Саратова от 04.12.1995 г. № 630-27 членам садоводческого товарищества «Почтамт» были предоставлены земельные участки в частную собственность, а участки, находящиеся в водоохраной зоне, в долгосрочную аренду сроком на пятнадцать лет.

По окончанию срока действия аренды Цыганова М.А. обратилась для заключения договора аренды в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

За период с 1991 г. по 2010 г. истец является добросовестным плательщиком как по членским взносам товарищества, так и по оплате арендной платы за земельный участок и по налогу на землю общего пользования.

Постановлением администрации г. Саратова от 10.03.2011 г. № 482 Цыгановой М.А. было отказано в предоставлении в аренду спорного участка.

Просит обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» заключить договор о предоставлении Цыгановой М.А. в аренду сроком на двадцать пять лет земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством - индивидуальное садоводство.

В ходе рассмотрения дела Цыганова М.А. конкретизировала исковые требования и просила признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.03.2011 г. № 482 по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в разных территориальных зонах и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, урочище «Золотая долина», участок .

30.01.2012 г. определением суда к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Цыганова М.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» Бычкова В.В. исковые требования Цыгановой М.А. считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению пояснив, что основанием для отказа послужило расположение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах: Ж-5 (зона дачных и садоводческих участков) и частично в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод. Об оспариваемом постановлении заявителю стало известно после получения данного постановления 25.07.2011 г.

Таким образом, заявителем пропущен срок для обжалования указанного постановления, доказательств уважительности причин пропуска срока Цыгановой М.А. не представлено.

Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации МО «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» просил рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения на исковое заявление.

Представитель комитета по архитектуре и градостроительству в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Саратова от 04.12.1995 г. № 630-27 Чернышовой М.А. /Цыгановой М.А./ предоставлен земельный участок площадью 625 кв.м. в долгосрочную аренду сроком на пятнадцать лет /л.д. 11-12/.

26.05.1997 г. между администрацией г. Саратова и Чернышовой М.А. /Цыгановой М.А./ заключен договор аренды земельного участка площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: с/т «Почтамт» п. Поливановка сроком на 13 лет /л.д. 13-14/.

Постановлением администрации г. Саратова от 10.03.2011 г. № 482 Чернышовой М.А. /Цыгановой М.А./ отказано в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 625 кв.м, кадастровый номер земельного участка 64:48:040665:15, расположенного по адресу: <адрес>, уч. в Ленинском районе, для целей, не связанных со строительством, - индивидуальное садоводство в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж-5 (зона дачных и садоводческих участков), частично в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Между тем, как следует из представленных документов, Цыганова М.А. обратилась в администрацию муниципального образования и приложила план земельного участка пл. 525 кв.м, что не соответствует площади земельного участка фактически предоставленного Цыгановой М.А. пл. 625 кв.м.

Кроме того, при рассмотрении дела из фрагмента карты градостроительного зонирования установлено, что испрашиваемый Цыгановой М.А. земельный участок расположен в двух территориальных зонах - Ж-5 (зона дачных и садоводческих участков) и частично в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий).

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Таким образом, законом запрещено формирование земельного участка находящегося на землях различных территориальных зон.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно Решению Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами. Данные Правила разработаны в полном соответствии с нормами закона, указанный нормативный акт является действующим и ни кем не оспорен. С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 Градостроительного Кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. К полномочиям комитета относится представление разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования, а также представление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в установленном порядке. Таким образом, представление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет, и осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными правовыми актами. Нормы Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» регулируют отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует. В соответствии с указанным законом данные о разрешенном использовании земельных участков являются дополнительными сведениями об объекте. Градостроительным Кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что администрацией постановление об отказе в предоставлении земельного участка вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для признании постановления недействительным не имеется.

Заключение договора аренды спорного земельного участка в 1997 г. не порождает бесспорного основания для заключения договора в будущем, поскольку на сегодняшний день разработаны территориальные зоны и утверждена карта градостроительного зонирования.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» заявила о пропуске 3-х месячного срока обжалования постановления.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Срок установленный ст. 256 ГПК РФ применяется при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений при отсутствии спора о праве. Цыгановой М.А. заявлены требования в порядке искового производства о защите нарушенного права на предоставления земельного участка в аренду. В данном случае подлежит применению общий срок исковой давности установленный ст. 196 ГК РФ в три года.

В связи с чем срок на оспаривания постановления истцом не пропущен, а заявление администрации о пропуске срока удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление от 10 марта 2011 г. № 482 вынесено в соответствии с указанными нормативными актами, поскольку сформирован из двух территориальных зон, что является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Цыгановой М.А.

Поскольку постановление администрации не признано незаконным, не подлежит удовлетворению и требование обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, участок .

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Цыгановой М.А. к администрации МО «Город Саратов» о признании недействительным постановления от 10 марта 2011 г. № 482 администрации МО «Город Саратов» и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов путем рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья