2-238/2012 от 22-12.2012



Дело № 2-238/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года                                                                                          г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Корогодина О.А.,

при секретаре Ребровой О.В.,

с участием прокурора Бизяева А.Н., истца Глуховой Е.А.,

представителей ответчиков администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Новак В.В., администрации муниципального образования «Город Саратов», Полянского Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Глуховой Е.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Глуховой Е.А. к Администрации Ленинского района МО «Город Саратов», Администрации МО «Город Саратов» о признании незаконным бездействий по непринятию мер по отселению Глуховой Е.А. и её семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания; обязании Администрации МО «Город Саратов» предоставить Глуховой Е.А. и её семье благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова, по договору социального найма, ссылаясь на то, что в прокуратуру Ленинского района г. Саратова поступило обращение Глуховой Е.А. о нарушении жилищных прав, в связи, с чем прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Глухова Е.А. и её семья проживают в <адрес>. Указанная квартира общей площадью 29,7 кв.м. представлена Администрацией Ленинского района г. Саратова согласно договору социального найма. Данный дом был признан непригодным для проживания согласно акту межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Нарушение прав граждан, проживающих в жилом <адрес>, в том числе Глуховой Е.А. и её семьи, носит длящийся характер. Жилой дом <адрес> серии К-7-2-4 построен в 1963 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 1983 года, распоряжением от 25.10.1983 г. № 988-р Саратовским областным советом народных депутатов и постановлением администрации Ленинского района от 27.10.1997 г. № 609. В соответствии с актом обследования жилого <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не производился со дня его сдачи в эксплуатацию. Указанный дом признан непригодным для проживания и подлежит расселению. Обязанность произвести данное расселение в настоящее время лежит на администрации МО «Город Саратов» и администрации Ленинского района МО «Город Саратов». Однако, до настоящего времени жильцы дома не расселены.

В судебном заседании прокурор Бизяев А.Н. поддержал исковые требования, указав в обоснование заявленных требований, что нарушение прав граждан, проживающих в жилом <адрес>, в том числе Глуховой Е.А., носит длящийся характер. Истец проживает в комнате, относящейся к муниципальному жилому фонду. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, вне очереди по договорам социального найма, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Полагает, что для защиты прав Глуховой Е.А.., а также членов ее семьи необходимо применить ч.2 и ч.5 ст.57 ЖК РФ и ст. 2 закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». Прокурор также пояснил, что решением Саратовской Городской Думы от 2002 года №22-200 была принята муниципальная программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы». Таким образом, включая в данную программу дома серии «Лагутенко», Саратовская Городская Дума принимала решение с учетом того, что они уже признаны аварийными, не подлежат восстановлению и реконструкции. Прокуратура считает доказанным факт, что жилой дом, в котором проживает истец был признан непригодным для проживания, аварийным. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления, в области жилищных отношений, в том числе (п.8. 9) относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствие жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В муниципальной собственности находятся практически все жилые помещения спорного жилого дома. Полагает, что не включение жилого дома в муниципальную программу на 2002-2010 годы по обеспечению граждан, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах, из-за отсутствия своевременно оформленных протоколов общих собраний свидетельствует о бездействии Администрации Муниципального образования «Город Саратов», так как практически все квартиры являются муниципальной собственностью, а соответственно, администрация, как собственник, бездействовала. Кроме того, нормативно-правовыми актами, действовавшими, как до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, установлено, что вопросы отселения граждан из муниципального фонда - относятся к компетенции Администрации Муниципального образовании «Город Саратов». Считает, что Администрация Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» также бездействовала, так как Постановлением Администрации Ленинского района г. Саратова от 22.10.1997 года №609 утверждено Положение, где определена компетенция администрации района, в том числе по отношению к жилому дому № <адрес> <адрес>. Постановление является властно-распорядительным актом, обязательным к исполнению. Положение, которым оно утверждено, регламентирует порядок реализации вверенных полномочий, как Администрации г. Саратова, так и Администрации районов. Так как жилой дом до настоящего времени не расселен, ответы на обращения жителей <адрес> содержат различные сведения, в связи с чем, Администрация Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» не исполнила свои полномочия по обеспечению правовой, методической, информационной реализации программы, ведение учета, анализа и работы с поступающими в адрес администрации письмами, критическими замечаниями, а также в соответствии с Постановлением мэра города Саратова от 07.12.2005 г. N 620 «О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений», администрациям районов предписано обеспечить выполнение ряда функций, в том числе, по подготовке документов на межведомственную комиссию о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, но документы надлежащим образом администрацией района оформлены не были, в связи, с чем прокурор просит признать бездействия Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратова» и Администрации Муниципального образования «Город Саратов» незаконными, обязать Администрацию Муниципального образования «Город Саратов» предоставить Глуховой Е.А. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью - не менее 29,7 кв.м.

Истец Глухова Е.А.поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объёме и поддержала доводы, изложенные прокурором.

Представитель Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» - Новак В.В. исковые требования не признал, считает, что Администрация Ленинского района МО «Город Саратов» не является надлежащим ответчиком по иску, пояснив, что расселение граждан из непригодных для жилья помещений не входит в компетенцию Администрации Ленинского района МО «Город Саратов».

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю.в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с нормами действующего законодательства многоквартирный <адрес> не признан непригодным для проживания, в связи с чем, просит суд в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Спиридоновой П.А. отказать в полном объеме.

Третье лицо Глухов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичномуудовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 года.

Обращаясь в суд с иском в интересах Глуховой Е.А., прокурор указал, что основанием для предоставления истцу другого благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова площадью - не менее 29,7 кв.м является то, что Глухова Е.А. не может проживать в жилом помещении, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежит ремонту и реконструкции, что предусмотрено пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи, с чем в силу пункта 5 статьи 57 ЖК РФ ей должно быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение по месту ее жительства в черте города Саратова общей площадью - не менее 29,7 кв.м., так как в случае если Глуховой Е.А. с учетом ее членов семьи будет предоставлено жилое помещение менее того, что истец занимала, то права истца будут нарушены.

В соответствии со статьей 37 ЖК РСФСР, вне очереди жилые помещения на условиях найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий (как правило аварийные дома) или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, а также гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

Таким образом, данные условия имеются в наличии и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года.

Судом установлено, что нанимателем квартиры № <адрес>, является Глухова Е.А., 1983 года рождения, которая зарегистрирована и проживает в данной квартире с 24.06.2011 года. Вместе с Глуховой Е.А. по указанному адресу зарегистрированы и проживают с 24.06.2011 г. Глухов А.А., 1981 года рождения, с 24.06.2011 г. Глухова А.А., 2005 года рождения, что никем не оспаривается и подтверждается справкой формы №1 (л.д. 16) ООО «Кедр-2000», являющегося управляющей организацией, а также договором социального найма жилого помещения (л.д. 15). Квартира, где проживают истец и члены её семьи имеет общую площадь - 29,7 кв.м.

Как следует из пояснений истца Глуховой Е.А., проживающие с истцом лица по указанному выше адресу, являются членами ее семьи, поскольку они ведут общее совместное хозяйство, у них общий бюджет, что никем в судебном заседании не оспаривается и подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР жилые дома государственного и общественного жилищного фонда подлежали периодическому обследованию их состояния. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений государственного жилищного фонда к категории непригодных для постоянного проживания установлен приказом Министра жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах).

Судом установлено, что решением исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 года (л.д. 26), распоряжением исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов № 988-о от 25.10.1983 года (л.д. 25), постановлением администрации Ленинского района г. Саратова № 609 от 27.10.1997 года (л.д. 27), а так же распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова № 337/2-р от 26.03.2003 года (л.д. 29) <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 91, 92, 96 ЖК РСФСР в случае, если дом государственного жилищного фонда, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или подлежит переоборудованию в нежилой, проживающие в нем граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Гражданам, выселяемым из таких домов, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 40, 41 данного Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Если наниматель имел излишнюю жилую площадь, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной нормы на одного человека, а нанимателю или членам его семьи, имеющим право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовавшимся ею, - с учетом нормы дополнительной площади.

В соответствии со ст.ст. 40, 41 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

На основании изложенного суд считает, что согласно действовавшему в указанный период времени законодательству, <адрес> подлежал переоборудованию, либо сносу, при этом на местные органы власти законом возлагалась обязанность предоставить Глуховой Е.А благоустроенное жилое помещение. В связи с этим, суд считает Глухову Е.А. подлежащей соответствующему учету для последующего предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

С 01.03.2005 года ЖК РСФСР утратил силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом, в соответствии со ст. 6 данного закона граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, право Глуховой Е.А на предоставление жилого помещения по договору социального найма вследствие признания дома, в котором она проживает, непригодным для проживания, сохранилось.

Учитывая, что ЖК РСФСР обязанность по предоставлению жилых помещений лицам, отселяемым из домов, подлежавших сносу или реконструкции, находившихся в государственной собственности, возлагалась на исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, в настоящее время такая обязанность в порядке универсального правопреемства возложена на органы местного самоуправления МО «Город Саратов», являющегося собственником <адрес>.

В соответствии со ст. 33 устава МО «Город Саратов» администрация города является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

В настоящее время полномочия собственника указанного дома исполняет администрация МО «Город Саратов».

При этом администрация Ленинского района МО «Город Саратов» полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности в части исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, не располагает. Тем самым оснований для признания бездействия администрации Ленинского района МО «Город Саратов» незаконным не имеется.

Учитывая изложенное, обязанность по предоставлению жилого помещения Спиридоновой П.А. по вышеуказанным основаниям, в настоящее время лежит на администрации МО «Город Саратов».

Однако, до настоящего времени жилое помещение на праве социального найма Глуховой Е.А не предоставлено, тем самым нарушается принадлежащее ей право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Таким образом, судом установлено, что администрация МО «Город Саратов», осуществляя права и обязанности собственника по отношению к <адрес> возложенное на нее обязательство по предоставлению жилого помещения Глуховой Е.А не выполняет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Глуховой Е.А. и членов её семьи из аварийного жилого <адрес> незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Глуховой Е.А. с учетом членов её семьи благоустроенное жилое помещение состоящее из одной комнаты общей площадью не менее ранее занимаемого - 29,7 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

В остальной части исковых требований прокурору Ленинского района г. Саратова отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья: подпись

Подлинник решения в деле № 2-238/12 год находится в производстве Ленинского районного суда г. Саратова.       Ю.Г. Мернова