Дело № 2-1820/2012 решение от 24.05.2012 г. по заявлению комитета по управлению имуществом администрации МО `Город Саратов` о признании права собственности на бесхозную вещь



Дело 2-1820/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2012г. г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Ворониной Е.М.,

при секретаре Родиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению имуществом <адрес> администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйную недвижимую вещь – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, литер А, общей площадью 38 кв.м., указав в обосновании своих требований, что на территории <адрес> муниципального образования «<адрес>» расположен объект бесхозяйного недвижимого имущества – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, литер А, общей площадью 38 кв.м. В настоящее время собственник указанного объекта недвижимого имущества не известен.

В соответствии с пунктом 3.8.1 Положения о комитете по управлению имуществом <адрес>, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008 г., Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью.

Для установления собственника указанного объекта бесхозяйного недвижимого имущества, Комитетом были сделаны запросы в следующие организации:

-муниципальное унитарное предприятие «Городское бюро технической инвентаризации»;

-комитет по управлению имуществом <адрес>;

-территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ по данным МУП «ГБТИ» право собственности на объект не зарегистрировано.

В реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества <адрес> объекта так же не значится.

В реестре муниципальной собственности <адрес> объект также не значится.

На основании данной информации в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> по заявлению Комитета ДД.ММ.ГГГГ объект принят на учет как бесхозяйный, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРП о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет, объект числится как бесхозяйный более 12 месяцев.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Представители заявителя, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции РФ.

Из ч.1 ст.130 Конституции РФ следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.

Пункт 1 ст. 215 ГК РФ определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона «Об организации местного самоуправления»). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).

Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Абзац 2 п. 3 статьи 225 ГК РФ наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.

Такое право дано ему при соблюдении ряда условий.

Во-первых, соответствующая недвижимость должна находится на территории данного органа местного самоуправления.

Во-вторых, она должна стостоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи.

В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.

Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9).

В свою очередь Правительство РФ постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в редакции от 12.11.2004).

Особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность.

Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета.

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер и предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления

Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комитете по управлению имуществом <адрес> (л.д.15). На основании свидетельства серия 64 о внесении записи в ЕГРЮЛ Комитету по управлению имуществом <адрес> присвоен регистрационный номер (л.д.16).

Как следует из п.3.8.1. Положения о комитете именно Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, которым сделаны запросы в МУП ГБТИ, комитет по управлению имуществом <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в <адрес>.

Согласно сообщению Комитета по Управлению имуществом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости:

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, общей площадью 38,0 кв.м., в реестре государственного имущества <адрес> не значится (л.д.8).

На основании сообщения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 38,0 кв.м., в реестре федерального имущества <адрес> не значится, что также подтверждается сообщением МУП ГБТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

По заявлению Комитета объект недвижимого имущества - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 38,0 кв.м., принят на учет как бесхозяйный, о чем произведена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

На основании кадастрового паспорта объекта недвижимости МУП «ГБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ назначение и использование бесхозяйного объекта недвижимости нежилого фонда – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 38,0 кв.м., обозначено как «жилое» (л.д.12-13).

С учётом представленных доказательств, суд не усматривает оснований, препятствующих признанию права собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, литер А, общей площадью 38,0 кв.м., поскольку данная вещь принята на учет и более года значится бесхозяйной.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - квартиру, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес>, литер А, общей площадью 38,0 кв.м..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: