Дело №2-2631/2012 решение от 05.06.2012 г. по иску Касимовой к УПФ РФ в Ленинском районе о признании права на досрочную пенсию



дело № 2-2631/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 год г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Ворониной Е.М.

при секретаре Родиной Е.А.

с участием представителя ответчика Королевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по иску Касимовой В.Д. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности,

установил:

Касимова В.Д. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ РФ в <адрес> ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствия требуемой 30-летней продолжительности лечебной деятельности, поскольку ответчиком необоснованно из трудового стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год как 1 года и 3 месяца. Касимова В.Д. считает отказ ответчика не обоснованным и незаконным, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Касимова В.Д. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела и просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Королева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что истица обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Касимовой В.Д. было отказано в назначении пенсии в виду отсутствия требуемой 30-летней продолжительности лечебной деятельности, т.к. спорные периоды исключены из специального стажа, поскольку действующими Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, не поименованы курсы повышения квалификации, а также не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет. Считает решение комиссии законным и обоснованным и просит в иске отказать.

Заслушав участников процесса, обозрев пенсионное дело истицы, исследовав материалы дела и оценив все собранные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования Касимовой В.Д. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого было ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.

Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. По данной категории дел бремя доказывания лежит на органе, чьи действия обжалуются.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства во внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т. е. действовавшие на 31 декабря 2001 г. К таким нормативным правовым актам, в частности, относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет», постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях», регулировавшие пенсионное обеспечение работников здравоохранения за периоды работы до 1 ноября 1999 г., и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (с 12.11.2002 г.) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Наряду с названными, применяется разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в СССР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

При решении вопроса о включении в специальный стаж определенных периодов работы суд руководствуется законодательством, имевшим место в момент работы истицы.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 30 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании установлено, что Касимова В.Д. ДД.ММ.ГГГГ. была принята медицинской сестрой в Красноармейскую психиатрическую больницу, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 14-16), а также справкой работодателя (л.д.18). Указанная больница расположена в поселке <адрес>, который в соответствии с нормами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 21-ЗСО «Об административно-территориальном устройстве <адрес>» относится к сельской местности. Данный факт позволил включить в специальный стаж истице указанный период в льготном исчислении как 1 год как 1 год 3 месяца, в полном соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781. Однако, период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж были включены в календарном исчислении. Суд, между тем приходит к иному выводу.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения в отпуске по беременности и родам и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежат зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Однако, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался 6 июля 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж работы Касимовой В.Д. в льготном исчислении.

Истица просила включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как усматривается из записей в трудовой книжке истицы, в указанные выше периоды Касимова В.Д. работала в качестве медицинской сестры в МУЗ «Городская поликлиника », то есть осуществляла медицинскую деятельность, предусмотренную требованиями закона о досрочном пенсионном обеспечении медицинских работников. Во время курсов истице продолжали выплачивать заработную плату и за ней сохранялось место работы.

В силу статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

На основании статьи 112 КЗоТ РФ при направлен работников для повышения квалификации с отрывом производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, суд считает, что данные периоды подлежат включению в стаж в календарном порядке. Кроме того, прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников.

На основании изложенного, период нахождения Касимовой В.Д.. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, также должен быть зачтен в специальный стаж, в том же порядке, как и стаж по основному месту работы, то есть в календарном исчислении

Требования Касимовой В.Д. в части назначения досрочной пенсии со дня обращения – с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

Министерством труда и социального развития РФ совместно с Пенсионном Фондом РФ постановлением от 27.02.2002 г. № 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии с пунктом 7 указанных Правил … граждане могут обращаться за пенсией в любое время возле возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В связи с тем, что с учётом спорных периодов у истицы на момент обращения в пенсионный орган, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, был необходимый стаж (более 30 лет) для назначения досрочной пенсии, то данная пенсия должна быть назначена истице именно с указанной даты.

Таким образом, исковые требования Касимовой В.Д. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Касимовой В.Д. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Касимовой В.Д. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяцев следующие периоды: период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Касимовой В.Д. право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья