Дело 2-1754/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июня 2012 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Пименова И.И., при секретаре Мокроусовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению имуществом <адрес> администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установил: Заявитель обратился в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйную недвижимую вещь - <адрес> СМП-210 <адрес>, указав в обосновании своих требований, что на территории <адрес> муниципального образования «<адрес>» расположен объект бесхозяйного недвижимого имущества - <адрес> СМП-210 <адрес>. В настоящее время собственник указанного объекта недвижимого имущества не известен. В соответствии с пунктом 3.8.1 положения о комитете по управлению имуществом <адрес>, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008 г., Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью. Для установления собственника указанного объекта бесхозяйного недвижимого имущества, Комитетом были сделаны запросы в следующие организации: -муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>»; -комитет по управлению имуществом <адрес>; -территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Согласно ответу № 2918 от 30.06.2009 года по данным МУП «<данные изъяты>» право собственности на объект не зарегистрировано. В реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества Саратовской области объекта так же не значится. В реестре муниципальной собственности города Саратова объект также не значится. На основании данной информации в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> по заявлению Комитета 13.12.2011г. объект принят на учет как бесхозяйный, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта от 07.12. 2010 года №. В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, не территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Представители заявителя, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции РФ. Из ч.1 ст.130 Конституции РФ следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования. Пункт 1 ст. 215 ГК РФ определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона). Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности. Абзац 2 п. 3 статьи 225 ГК РФ наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности. Такое право дано ему при соблюдении ряда условий: Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления; во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи; в-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год. Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в редакции от 12.11.2004) Особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. Только по истечении этого времени суд по иску органа, правомочного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью. ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262). Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета. Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер и предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. Из материалов гражданского дела следует, что решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008 года утверждено Положение о комитете по управлению имуществом <адрес> (л.д.14-17). На основании свидетельства серия 64 № о внесении записи в ЕГРЮЛ Комитету по управлению имуществом <адрес> присвоен регистрационный номер 2076450095478 (л.д.18). Как следует из п.3.8.1. Положения о комитете именно Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества которым сделаны запросы в МУП <данные изъяты> комитет по управлению имуществом <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в <адрес>. Согласно сообщению Комитета по Управлению имуществом <адрес> по состоянию на 01.11.2010 года объекты недвижимости: - объекты недвижимости, расположенной по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества <адрес> не значатся (л.д. 7). На основании сообщения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> № 04-1914 от 08.07.2010г. (л.д.8) объект недвижимости - <адрес>, в реестре федерального имущества <адрес> не значится, что также подтверждается сообщением <данные изъяты> № 2918 от 30.06.2010г. (л.д.6). По заявлению Комитета объект недвижимого имущества - <адрес>, принят на учет как бесхозяйный, о чем произведена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.2010г., о чем свидетельствует выписка УФРС по <адрес> от 13.12.2011г. (л.д. 10), т.е. недвижимое имущество более года значится бесхозяйным. На основании кадастрового паспорта объекта недвижимости МУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ назначение и использование бесхозяйного объекта недвижимости нежилого фонда - - <адрес>, инвентарный номер 63:401:001:015768120/000А1005, обозначено как жилое помещение (л.д.11-12). С учётом представленных доказательств, суд не усматривает оснований, препятствующих признанию права собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - <адрес>, инвентарный номер №, поскольку данная вещь принята на учет и более года значится бесхозяйной. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - <адрес>, инвентарный номер63:401:001:015768120/000А1005. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья