Дело № 2-2930/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июля 2012 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Терентьевой Н.А., при секретаре Бухаровой Е.А. с участием представителя Полякова А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по исковому заявлению Саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» в интересах Юматова С.Н. к ООО «Туристический Комплекс Фортуна» о защите прав потребителей. установил : Саратовская региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей» в интересах Юматова С.Н. обратились в суд с иском к ООО «Туристический Комплекс Фортуна», ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Юматов С.Н. приобрёл у ООО ТК «Фортуна» лодочный мотор Yamaha-№ л.с №, что подтверждается договором купли-продажи и актом приёма-передачи. Согласно гарантийному талону на мотор установлен гарантийный срок продолжительностью два года, и исчисляется с даты продажи конечному потребителю. Однако после первого запуска мотор заглох. Юматов С.Н. открыл крышку двигателя и увидел, что всё в масле и обнаружил дыру в блоке двигателя. После этого мотор заводить не пытался. Направленная в адрес продавца претензия осталась без удовлетворения, в результате чего Юматов С.Н. принял решение об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате ранее уплаченных денежных средств. Согласно ст. 4 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Поскольку о каких-либо недостатках товара продавец не сказал, то, учитывая срок возникновения дефекта, он считает, что потребителю был продан товар ненадлежащего качества. Согласно ст. 18 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, которая в данном случае, согласно договору купли-продажи составляет 186 ООО рублей. В результате нарушения своих прав потребителя он имеет право требовать неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки исполнения требования в добровольном порядке. Полагают возможным производить расчёт неустойки от ДД.ММ.ГГГГ Данный вывод обусловлен датой поступлением письма с претензией на почтовое отделение ответчика: ДД.ММ.ГГГГ т.е., десятидневный срок, предусмотренный ст. 22 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» истёк ДД.ММ.ГГГГ Просят взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Юматова С.Н. убытки, вызванные отказом от исполнения договора купли-продажи лодочный мотор Yamaha-№ в размере 186 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей. Юматов С.Н. в судебном заседании уточнил требования и просил взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Юматова С.Н. убытки, вызванные отказом от исполнения договора купли-продажи лодочный мотор Yamaha № в размере 186 ООО рублей, неустойку в размере 1 860 рублей за каждый день просрочки возврата денежных средств, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей, расходы по отправке почтовых телеграмм в сумме 230 рублей. Представитель истца по доверенности Поляков А.В. в судебном заседании поддержал требования истца, просил их удовлетворить. Представитель Саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны. Ответчик ООО «Туристический Комплекс Фортуна» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему: В соответствии со ст.ст.2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом. Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На основании ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор купли-продажи является публичным договором (ст.426 ГК РФ). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированные ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых такого рода обычно используется. 7 февраля 1992 года принят Закон РФ «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) который регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получении информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В ст.9 ФЗ от 26января1996г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. На основании ст. 4, Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Юматов С.Н. по договору купли-продажи приобрёл у ООО ТК «Фортуна» лодочный мотор Yamaha-№. (л.д.61) Из материалов дела следует, что Юматов С.Н. оплатил по договору 186000 рублей и по акту приема- передачи ему был передан в этот же день лодочный мотор Yamaha-№..(л.д.7) Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» 1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. 3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. 6.Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. В силу ст.19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Судом установлено, что в период гарантийного срока истцом были обнаружены недостатки товара, заключающиеся в поломке двигателя. Из материалов дела следует, что после обнаружения данных недостатков Юматов С.Н. обратился к продавцу о расторжении договора и возврате денежных средств.(л.д.24) На ст. 20, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей")1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Ответчик не представил доказательств того, что истцу было предложено представить лодочный мотор Yamaha – № л.с. для ремонта. Судом установлено, что до настоящего времени, ответ истцом на претензию не получен. Таким образом, судом установлено, что в период гарантийного срока на лодочном моторе Yamaha- № л.с. были обнаружены недостатки, о которых ответчик был поставлен в известность. Однако в установленные Законом сроки не исполнил обязанность установленную ч.5 и 7 ст. 18,20 Закона РФ «О защите прав потребителей» по принятию товара, проведению проверки качества. Имеющиеся недостатки подтверждены дефектной ведомостью. (л.д.10) В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей» сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Пунктом 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" определено, что неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, без ограничения какой-либо суммой. При этом судам надлежит учитывать, что если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения. Согласно ст. 28, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" 5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Истец просил взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 1860 рублей т.е. по одному проценту в день от стоимости лодочного мотора, за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Суд приходит к выводу о том, что в пользу истца подлежит взысканию неустойка в заявленном размере. В соответствии со ст.15 Закона РФ моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Учитывая обстоятельства дела, период нарушения сроков удовлетворения претензии в добровольном порядке, суд считает возможным взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Юматова С.Н. в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы за услуги представителя в размере 4000 рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по отправке телеграммы об извещении на судебное заседание в размере 230.28 рублей. Согласно ст.13 Закона РФ при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Исходя из требований закона, суд считает необходимым взыскать с ответчика штраф в пользу истца, и в пользу Саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» поскольку в добровольном порядке требования истца удовлетворены не были, в размере 95500 рублей в пользу каждого (186000+5000). Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины в соответствии со ст.17 Закона РФ, то таковая подлежит взысканию с ООО «ТК Фортуна» в доход местного бюджета в размере 3065 рублей и по неимущественному требованию о взыскании компенсации морального вреда 200 рублей, на основании ст.103 ГПК РФ и ст.333 (19) НК РФ. Руководствуясь ст. 194-198,235 ГПК РФ суд решил: Взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Юматова С.Н. убытки, вызванные отказом от исполнения договора купли-продажи лодочного мотора Yamaha № № в размере 186000 рублей, неустойку в размере 1860 рублей за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, расходы по отправке телеграмм в размере 230.28 рублей., расходы по оплате услуг представителя в сумме 9000 рублей. Взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Саратовской региональной общественной организации «ЦЗПП» штраф в размере 95500 рублей. Взыскать с ООО «ТК Фортуна» в пользу Юматова С.Н. штраф в размере 95500 рублей. В остальной части иска - отказать. Взыскать с ООО «ТК Фортуна» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 3265 рублей. Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд <адрес> в течении семи дней, со дня получения копии решения суда. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд <адрес>. Судья