Дело № 5-2/2011 постановление от 31.12.2010 г.



                                                                                                Материал № 5-2/2011

                                                   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 декабря 2010 год                                                                                       г.Саратов

                                                                                          

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Мележик Л.М.

при секретаре Грачевой Е.И.

с участием прокурора Тюклина С.С.

с участием представителей ООО «Комбинат детского питания» Белых Л.И., Ковалевского Д.Н., представителя ОГПН Ленинского района г.Саратова Кузнецова Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат детского питания»,

                                                УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Ленинского района г.Саратова совместно с ОГПН по Ленинскому району г.Саратова 02 декабря 2010 г. была проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Комбинат детского питания» (далее комбинат), осуществляющем свою деятельность по адресу: г.Саратов, Сокурский тракт б/н, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

1.Отсутствует система пожарной безопасности, направленная на предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности людей на предприятии (Ф3 № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03в РФ п. 3, п.4);

2. Не установлены у пожарных гидрантов и водоёма, а также по направлению к ним указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 90, НПБ 160-97);

3. Отсутствуют противопожарные разрывы между зданиями и местами хранения деревянных поддонов (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 22);

4. Не определена в помещениях производств и складского здания категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классом зоны по правилам устройства электроустановок и не обозначено маркировкой на дверях данных помещениях (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 ППБ 01-03 в РФ п. 33);

5. Производственные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС) (Ф3 № 123-ФЗ ст. 151, ППБ О1-ОЗ в РФ п. 3, НПБ 110-03 приложение обязательное таб. 3 п. 9);

6. Не все помещения административного назначения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС) (ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03в РФ п. 3, НПБ 110-03 приложение обязательное таб. 3 п. 38);

7. Имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация неисправна, не работают шлейфы № 3, № 8, № 9, № 10 приёмно-контрольного прибора (ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ О1-ОЗв РФ п. 3,п.34);

8. Производственные и административные помещения не обеспечены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 2-го типа (ФЗ №123-ФЗ ст. 151, ППБ О1-ОЗ в РФ п. 3, НПБ 104-ОЗц. 20 т.2т.1);

9. Не установлены     специальные устройства, обеспечивающие отключения

принудительных вентиляционных систем при подаче прибором пожарной сигнализации сигнала о пожаре в зданиях производств (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 3, ГОСТ 12.4.021-75 п.1.9);

10. Помещения различной функциональной пожарной опасностью (производственные и административные) не разделены противопожарными преградами с заполнениями в проёмах (двери, ворота, люки и т.п.) (Ф3 № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 3, СНиП 21-01-97** п. 7.4, п.7.5);

11. Не подвергнуты эксплутационным испытаниям наружные пожарные лестницы на здании предприятия (Ф3 № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 41, НПБ 245-97);

12. Не предоставлены технические паспорта систем на проектные расходы воздуха, а также эксплутационная документация: паспорта, журналы ремонта и эксплуатации, график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 ППБ 01-03 в РФ, п.З ГОСТ 12.4021-75; п.З.1.1,3.1.2.,3.2.3, 3,2.7);

13. Не обеспечены пожарные краны внутреннего противопожарного водоснабжения пожарными шкафами согласно НПБ 151-2001 или отсутствуют (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 НПБ 151-2001 ППБ 01-03 в РФ п. 3, НПБ 151-2001 п. 4.2.1; 4.9,4.15);

14. Внутренний противопожарный водопровод не проверен на водоотдачу, (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 ППБ 01-03 в РФ п. 89, Ф3 № 69-ФЗ ст. 37);

15. Светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника (административные помещения,
складское здание) (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ О1-ОЗ в РФ п. 60);

16. На предприятии эксплуатируется электропроводка не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике имеются «скрутки», распределительные коробки эксплуатируются открыто, электропроводка проложена открыто в отсутствии электротехнических плинтусов, коробов и т.п. (Ф3 №123 ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 57, ПУЭ п. 7.1.37);

17. На оконных проемах первого этажа здания установлены глухие металлические решетки (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 40);

18. Двери лестничных клеток       поэтажном коридоре административных помещений эксплуатируются без устройств для самозакрывания (доводчиков) (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 34);

19. Оборудован кабинет под лестничным маршем из административных помещений (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 ППБ 01-03 в РФ п.п. 40);

20.На путях эвакуации коридора из административных помещениях на потолке отделка горючими материалами (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 53);

21.Допущено применение нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов в помещениях предприятия и применение электроплиток без поставок из негорючих материалов (Ф3 №123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 в РФ п. 60);

22. Не обеспечены пути эвакуации производственных и административных помещений знаками пожарной безопасности, не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (Ф3 №123-ФЗ ст. 151 ППБ 01-03 в РФ п.п. 13; 27; 33; 61; 51);

23. Планы схемы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-200 (ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-ОЗ в РФ п. 3, п. 16, ГОСТ Р 12.2.143-200).

Нарушения, выявленные в помещениях общества, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью большого количества людей. Прокурор в постановлении указывает, что в действиях комбината усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании прокурор Тюклин С.С. просил привлечь комбинат к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности предприятия.

Представители комбината адвокат Белых Л.И. и директор комбината Ковалевский Д.Н., действующий на основании устава и приказа, суду пояснили, что не оспаривают факт проведения прокуратурой и ОГПН проверки деятельности комбината, подтверждают, что на момент проверки нарушения имели место, однако в настоящее время устранены. Так, система пожарной безопасности на предприятии обеспечена, поскольку заключен договор на разработку системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений; у пожарных гидрантов, а также по направлению к ним установлены плоские указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; приказом по предприятию запрещено нарушать противопожарные разрывы между зданиями и хранением деревянных поддонов; заключен договор на определение категории взрывопожарной и пожарной опасности в помещениях производств и складских помещениях, а также классом зоны по правилам устройства электроустановок; заключен договор на оборудование производственных помещений автоматической пожарной сигнализацией; заключен договор на дооборудование помещений административного назначения средствами автоматической пожарной сигнализацией; заключен договор на обслуживание и ремонт имеющейся пожарной сигнализации, отремонтированы шлейфы №№ 3, 8, 9, 10 приемо-контрольного прибора; заключен договор на разработку и монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на производственных и административных помещений; по окончании монтажа и ввода в эксплуатацию автоматической пожарной сигнализации будет обеспечено отключение принудительных вентиляционных систем при подаче прибором пожарной сигнализации сигнала о пожаре; по окончании разработки системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений помещения различной функциональной пожарной опасности будут разделены противопожарными преградами; заключен договор на эксплутационные испытания наружных пожарных лестниц на здании предприятия; заключен договор на составление технических паспортов вентиляционных систем; заведены журналы ремонта и эксплуатации вентиляционных систем; утверждены графики плановых осмотров и проверок; произведена замена пожарных шкафов внутреннего противопожарного водоснабжения пожарными шкафами согласно НПБ 151-2001; заключен договор на проверку внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу; произведена замена светильников с вышедшими из эксплуатации колпаками; на предприятии издан приказ о приведении электропроводки в соответствии с требованиями нормативной документации и выявленные нарушения устранены; на оконных проемах демонтированы глухие металлические решетки; двери лестничных клеток в поэтажном коридоре административного помещения оборудованы устройствами для самозакрывания (доводчиками); кабинет под лестничным маршем из административного помещения демонтирован; на потолке административного помещения демонтирована отделка из горючих материалов и заменена на негорючие материалы (гипс); электроплитки эксплуатируются на подставках из негорючих материалов; пути эвакуации из производственных и административных помещений обеспечены знаками пожарной безопасности, вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; планы и схемы эвакуации переработаны и выполнены в соответствии с ГОСТом 12.2.143; Средневолжским управлением Ростехнадзора 26 октября 2010 г. была проведена проверка комбината, обязательных требований или требований, установленных правовыми актами в сфере электроэнергетики не выявлено. Белых Л.И. и Ковалевский Д.Н. также указали, что для определения необходимости количества дверей, которые надлежит установить как преграды между помещениями различной функциональной пожарной опасности, было проведено экспертное исследования всех помещений и определено, что надлежит установить две двери. Вместе с тем двери, разделяющие помещения трансформаторной и коридора и электрощитовой и коридора выполнены из металла, но на сегодняшний день изменились требования к качеству установленных дверей в связи с чем в настоящее время издан приказ № 41/10 от 30 декабря 2010 г., согласно которому решено в срок до 13 января 2011 г. демонтировать указанные двери с установкой новых, соответствующих требованиям пожарной безопасности.Представители просили, учитывая социальную значимость производства и продукции, производимой для детского питания, ограничиться применением административной санкции в виде штрафа.

Представитель ОГПН Кузнецов Ю.Ю. в судебном заседании пояснил, что вторично была проведена выездная проверка для определения объема выполненных работ, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности на комбинате. В ходе проверки установлено, что все нарушения, за исключением нарушения за № 10 (помещения различной функциональной пожарной опасности до настоящего времени не разделены противопожарными преградами с заполнениями в проемах (двери, ворота, люки) устранены полностью.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом установлено, что 07 декабря 2010 года прокурором Ленинского района г.Саратова было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Комбинат детского питания» (л.д.3-6), согласно которому 02 декабря 2010 г. прокуратурой Ленинского района г.Саратова совместно с ОГПН по Ленинскому району г.Саратова была проведена проверка комбината, осуществляющего деятельность по адресу: г.Саратов, Сокурский тракт б/н, на предмет соблюдения норм и требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки установлено, что на предприятии имеются нарушения требований пожарной безопасности, перечень которых указан в описательной части постановления.

Факт совершения правонарушения подтверждается справкой (л.д.8-9) и не оспаривается представителями комбината. Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях комбината содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, при рассмотрении административного материала установлено следующее. 11 января 2010 г. на комбинате был издан приказ № 11-2/10 об установлении противопожарного режима (л.д.34-41). Также 11 января 2010 г. был издан приказ о создании пожарно-технической комиссии (л.д.42) и приказ № 4/10 о назначении ответственных за пожарную безопасность, электробезопасность и техническую эксплуатацию зданий и сооружений (л.д.43). После выявления нарушений требований пожарной безопасности на предприятии 07 декабря 2010 г. был издан приказ № 34/10, которым создана комиссия по устранению нарушений (л.д.44) и приказ № 35/10 от 07 декабря 2010 г. для обеспечения работ по устранению нарушений (л.д.45-46). 22 декабря 2010 г. комиссия в составе главного инженера ФИО7, инженера по ТО и ТБ ФИО8, главного механика ФИО9, главного энергетика ФИО10 составила акт об устранении выявленных нарушений (л.д.47).

Из материалов дела следует, что у пожарных гидрантов, а также по направлению к ним установлены плоские указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (л.д.56).

22 декабря 2010 г. между ООО «Многопрофильное производственное предприятие «СарСпас» и комбинатом был заключен договор № 60-РК на проведение экспертизы по определению категории зданий, помещений производственного и складского назначения (л.д.57-59). Согласно акту от 23 декабря 2010 г. работы по договору выполнены в полном объеме (л.д.60).

13 декабря 2010 г. между ООО ЧОО «Тех-Защита» и комбинатом был заключен договор по монтажу и наладке приборов автоматической пожарной сигнализации (л.д.66-67). Как установлено в судебном заседании 24 декабря 2010 г. монтаж и проверка системы осуществлена, что подтверждается актом (л.д.70-75). Также между этими же сторонами был заключен 13 декабря 2010 г. и договор на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (л.д.76-77).

14 декабря 2010 г. между ООО «Многопрофильное производственное предприятие «СарСпас» и комбинатом был заключен договор на проведение обследования и испытания пожарных лестниц. Актом от 15 декабря 2010 г. подтверждено выполнение указанных в договоре работ (л.д.78-85).

Из материалов дела также следует, что 09 декабря 2010 г. между комбинатом и ООО «РСУ-9» был заключен договор на выполнение работ паспортизации системы вентиляции. Работы выполнены в полном объеме (л.д.86-114).

Судом установлено, что пожарные краны обеспечены пожарными шкафами (л.д.115-117). На комбинате также выполнены работы по проверки испытаний работоспособности внутренних пожарных кранов (л.д.118-128). На окнах первого этажа демонтированы глухие решетки (л.д.134), входные двери снабжены доводчиками (л.д.135), электроплитки установлены на подставки из несгораемого материала (л.д.136); пути эвакуации обеспечены знаками (л.д.137-149); планы схемы эвакуации выполнены в соответствии с требованиями ГОСТа Р 12.2.143-200 (л.д.150-151).

Также в судебном заседании установлено, что при проведении пуско-наладочных работ и установки автоматической пожарной сигнализации было выполнено принудительное отключение вентиляционных систем при выдаче приемо-контрольным прибором сигнала о пожаре в зданиях и сооружениях.

Прокурором и представителем ОГПН не оспаривалось то обстоятельство, что двери, разделяющие коридор, трансформаторную и электрощитовую выполнены из металла. Таким образом, на день рассмотрения материала комбинатом устранены имеющиеся нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проведения 02 декабря 2010 г. проверки за исключением установки противопожарных преград (двух дверей).

В силу ст. 3.1 КоАП РФ 1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначая наказание за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа или приостановление деятельности предприятия и приходит к выводу, что в настоящее время оснований для приостановления деятельности комбината не имеется, т.к. практически все нарушения устранены, деятельность предприятия имеет социальную значимость для населения г.Саратова, поскольку комбинат занимается производством детского питания. Кроме того, каких-либо отягчающих обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено. Таким образом, суд полагает возможным назначить ООО «Комбинат детского питания» административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

                                                    ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Комбинат детского питания» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья