дело № 5-37/2011



Материал № 5-37/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2011 год г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Мележик Л.М.

при секретаре Горбуновой Е.И.

с участием представителей МУЗ «Городская клиническая больница № 8» Мильцына А.С., Шадрина О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении МУЗ «Городская клиническая больница №8»,

УСТАНОВИЛ:

Отделом государственного пожарного надзора по Ленинскому району г.Саратова в период с 12.00 час 15 февраля 2011 г. по 16.00 час. 01 марта 2011 г. была проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Городская клиническая больница № 8» (далее МУЗ «ГКБ №8») осуществляющем свою деятельность по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, а именно: Правилами пожарной безопасности в РФ, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», Нормами пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

1.      Помещения и этажи лечебного корпуса, прачечной, морга, гаражных боксов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

2.      Помещения и этажи лечебного корпуса, прачечной, морга, гаражных боксов не оборудованы системой оповещения и управления людей на случай возникновения пожара;

3.      Пути эвакуации 2-го этажа Администрации, 1-го этажа выписки роддома отделаны сгораемым материалом (сайдингом);

4.      на лестничной клетки на путях эвакуации роддома установлена металлическая решетка;

5.      отсутствуют дверные полотна, отделяющие коридоры от лестничных клеток в коридорах 2-го, 3-го этажей роддома, 1-го этажа, 2-го этажа и 4 этажа лечебного корпуса;

6.      не выполнены с пределом огнестойкости ЕI 60 двери кладовых, электрощитовых, рентгенкабинета, венткамер, бельевой, лифтовые двери в роддоме, лечебном корпусе;

7.      люки, ведущие на чердачный этаж роддома, лечебного корпуса выполнены не противопожарными сертифицированными;

8.      не разделены общие коридоры роддома 1,2,3,4,5 этажей, лечебного корпуса 1,2,3,4 этажей длиной более 60 м противопожарными перегородками 2-го типа, заполнение проемов в противопожарных преградах выполнено не противопожарным;

9.      отсутствуют на дверных полотнах, отделяющих коридоры от лестничных клеток, устройства для самозакрывания с уплотнениями в притворах в отделении патологии беременных, послеродовом отделении, коридоре 4 этажа, в коридоре 1-го этажа, на 1,2,3 этажах лечебного корпуса;

10. обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания;

11. не определен порядок очистки вентиляционной системы, не представлены акты о выполнении комплексного опробывания систем вентиляции, технические паспорта систем на проектные расходы воздуха, а также эксплутационная документация;

12. в вентиляционных камерах роддома расположены электрощитовые;

13. на путях эвакуации послеродового отделения устроено складское помещение, выполненное из металла;

14. на путях эвакуации второго этажа в коридоре патологии беременных расположена санитарная комната (комната отдыха);

15. на оконных проемах роддома частично установлены глухие металлические решетки;

16. в ПК внутреннего противопожарного водопровода имеющиеся рукава не пригодны к эксплуатации(не производится перекатка рукавов на новую скатку, в результате чего произошло склеивание рукавов);

17. в ПК частично не подсоединены рукава к пожарному крану;

18. ПК внутреннего противопожарного водопровода не проверены на водоотдачу;

19. У ПГ, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

20. 1-й эвакуационный выход 1-го кардиологического отделения (лечебный корпус) заблокирован хозинвентарем, с наружной стороны заблокирован снегом по всему периметру дверного проема, 2-й эвакуационный выход заколочен гвоздями;

21. 1-й эвакуационный выход 1-го урологического отделения (лечебный корпус) заблокирован с наружной стороны снегом, с внутренней стороны закрыт на замок, 2-й эвакуационный выход закрыт на ключ;

22. эвакуационный выход отделения функциональной диагностики закрыт на замок, в тамбуре эвакуационного выхода установлена мебель (стулья);

23. эвакуационные выходы 1-го и 2-го пульмонологического отделения закрыты на ключ;

24. на 4 этаже лечебного корпуса эвакуационный выход рядом с коммерческими палатками заужен (выполнен меньше нормируемого);

25. эвакуационный выход из актового зала непосредственно наружу заужен (выполнен меньше нормируемого);;

26. приямки подвального помещения лечебного корпуса, роддома заблокированы;

27. наружные пожарные лестницы зданий не подвергнуты эксплутационным испытаниям;

28. отсутствует второй эвакуационный выход из помещений 1-го этажа гинекологического отделения;

29. дверные полотна, отделяющих подвальное помещение от административных помещений выполнены не противопожарными, в подвальном помещении дверные полотна, отделяющие лечебный корпус от роддома выполнены не противопожарными;

30. под лестничным маршем первого этажа лечебного корпуса складируется хозинвентарь;

31. электропроводка в помещениях больницы эксплуатируется с нарушением нормативных документов по электроэнергетике;

32. нарушается противопожарный режим на территории больницы (в роддоме, лечебном корпусе осуществляется курение);

33. на 2 этаже лечебного корпуса рядом с отделением функциональной диагностики осуществляются ремонтные работы подрядной организацией;

34. нарушается противопожарный режим (на территории больницы осуществляется курение работниками подрядной организации);

35. подключение электросветильников осуществлено с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике;

36. на путях эвакуации осуществляется складирование бумажной тары, подсобного инвентаря.

Нарушения, выявленные в помещениях влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью большого количества людей. В протоколе об административном правонарушении от 01 марта 2011 г. указано, что в действиях МУЗ «ГКБ №8» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В определении о передаче материалов по подведомственности для принятия мер воздействия ОГПН по Ленинскому району г.Саратова указано, что необходимо принять решение о приостановлении деятельности лечебного корпуса и второго этажа администрации роддома.

Представители МУЗ «ГКБ №8» Мильцын А.С., Шадрин О.Ю., действующие на основании доверенностей, суду пояснили, что не оспаривают факт проведения ОГПН в феврале 2011 г. проверки деятельности больницы, подтверждают, что на момент проверки нарушения имели место, однако в настоящее время они частично устранены. Так разобрано стеновое покрытие (сайдинг) 2-го этажа Администрации и 1-го этажа роддома; разобрано складское помещение на путях эвакуации послеродового отделения; разобрана комната отдыха на путях эвакуации в коридоре патологии беременных; на оконных проемах роддома установлены распашные металлические решетки; произведена перекатка рукавов в ПК; рукава подсоединены к пожарным кранам; заключен договор на проверку водоотдачи противопожарного водопровода; расчищен эвакуационный выход и 2-й эвакуационный выход 1-го кардиологического отделения; эвакуационные выходы 1-го урологического отделения; отделения функциональной диагностики; эвакуационные выходы 1-го и 2-го пульмонологического отделения; расчищены приямки подвального помещения роддома и лечебного корпуса; заключен договор на эксплутационные испытания пожарных лестниц; под лестничным маршем 1-го этажа лечебного корпуса убран хозинвентарь; электропроводка в больнице после проведения ремонта эксплуатируется в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике; осуществляется контроль по запрету курения на территории больницы и роддома; электросветильники эксплуатируются в соответствии с документами по электроэнергетике; убран хозинвентарь и бамажная тара на путях эвакуации. Кроме того, разработан проект договора и направлен учредителю в комитет здравоохранения Администрации муниципального образования «Город Саратов» на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре в лечебном корпусе. Также разрабатывается проект договора на проведение эксплутационных испытаний пожарных лестниц и системы вентиляции, администрация намерена обеспечить персонал больницы индивидуальными средствами фильтрующего действия, установить доводчики (механизм самозакрывания) на двери. Представители просили назначить наказание не связанное с приостановлением деятельности лечебного корпуса, поскольку это повлечет за собой негативные последствия, т.к. в больнице на лечении находится порядка 400 человек, нуждающихся в оказании медицинской помощи.

Представитель ОГПН Курачик А.В. в судебном заседании 28 марта 2011 г. пояснил, что нарушения пожарной безопасности в больнице носят систематический характер, поскольку выявленные в ходе проверок нарушения не устраняются. Так с 2007 г. не смонтирована в помещениях больницы автоматическая система пожарной сигнализации, система оповещения о пожаре, медперсонал не обеспечении средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания при пожаре. При этом противогазы к таким средствам защиты не относятся. При этом некоторые выявленные нарушения, в частности, склеивание пожарных шлангов из-за отсутствия перекатки не требуют значительных временных затрат и какого-либо финансирования. Данное нарушение свидетельствует о бездействии администрации больницы и несоблюдении правил пожарной безопасности. Вопрос о монтаже автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, в том числе в лечебном корпусе, решается с 2007 г. Однако до настоящего времени монтаж систем так и не проведен. Кроме того, в системе вентиляции расположены электрощитовые, что при возникновении пожара повлечет за собой распространение дыма по всем помещениям роддома. Все перечисленные нарушения являются существенными, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации, а также возможность тушения пожара в начальной стадии, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

На основании ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В силу ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из материалов дела следует, что МУЗ является учреждением здравоохранения, учредителями которого являются комитет здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом г.Саратова, что подтверждается Уставом (л.д.11-14). МУЗ «ГКБ №8» расположено по адресу: <адрес> Здания больницы находится в оперативном управлении комитета по управлению имуществом г.Саратова (л.д.14-15).

За нарушение требований пожарной безопасности законодатель установил административную ответственность, которая предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены. Нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, относится к правонарушениям с так называемым формальным составом и признается общественно опасным уже самим фактом нарушения требований пожарной безопасности.

Судом установлено, что 01 марта 2011 г. государственным инспектором ОГПН Ленинского района г.Саратова был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении МУЗ «ГКБ №8», согласно которому отделом государственного пожарного надзора по Ленинскому району г.Саратова на основании распоряжения от 25 января 2011 г. (л.д.18-19) в период с 12.00 час 15 февраля 2011 г. по 16.00 час. 01 марта 2011 г. была проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности в деятельности МУЗ «ГКБ №8», осуществляющем свою деятельность по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, а именно: Правилами пожарной безопасности в РФ, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», Нормами пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», СниП «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Перечень выявленных нарушений указан в описательной части постановления (л.д.5-8).

Факт выявленных нарушений не оспаривается и представителями МУЗ «ГКБ №8». Вместе с тем они указывают, что основанная причина нарушений требований пожарной безопасности – отсутствие финансирования на проведение необходимых работ.

Кроме того, судом установлено, что в лечебном корпусе больницы отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения при пожаре. Из материалов дела следует, что с 2007 г. МУЗ совместно с комитетом здравоохранения рассматривается вопрос о монтаже в лечебном корпусе больницы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре (л.д.73-77). Комитетом здравоохранения на запрос суда представлен ответ, что в 2011 г. бюджетом предусмотрены расходы на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения. Ориентировочный срок проведения тендера 2 квартал 2011 г., завершение работ по монтажу систем – 2 полугодие 2011 г. Также судом установлено, что имеются в настоящее время и другие нарушения, которые не устранены: не установлены доводчики на двери, не проведены эксплутационные испытания пожарных лестниц, пожарные краны не проверены на водоотдачу и другие нарушения. Суд полагает, что не имеет правового значения при решении вопроса о составе административного правонарушения то обстоятельство, что нарушения, установленные в ходе проведения проверки частично устранены на день вынесения постановления суда.

Таким образом, и на период проведения проверки и на день рассмотрения дела об административном правонарушении в лечебном корпусе больницы, в администрации здания роддома имеются существенные нарушения норм и правил пожарной безопасности.

При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное МУЗ «ГКБ №8» выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д.5-8); актом проверки (л.д. 20-21).

В силу ст. 3.1 КоАП РФ 1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначая наказание МУЗ «ГКБ №8» за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд учитывает, что на момент проведения проверки в больнице имелись нарушения пожарной безопасности. При этом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность не установлено.

Суд также учитывает то обстоятельство, что санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа или приостановление деятельности предприятия и приходит к выводу, что в настоящее время имеются все основания для применения санкции в виде приостановления деятельности лечебного корпуса больницы и администрации роддома. При этом суд принимает во внимание, что назначенное административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено. В частности, неприменение санкции в виде приостановления деятельности лечебного корпуса и администрации создаст угрозу жизни и здоровью медицинских работников и пациентов, находящихся на лечении в больнице. Поскольку МУЗ является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является комитет здравоохранения, то у больницы имеется возможность для решения вопроса о госпитализации лиц, находящихся на лечении в МУЗ в другие муниципальные учреждения здравоохранения для оказания им специализированной медицинской помощи. Назначение МУЗ «ГКБ №8» менее строгого вида административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, поскольку в течение нескольких лет в больнице так и не решен вопрос об устранении существенных нарушений требований пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать МУЗ «ГКБ №8» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде приостановлении деятельности лечебного корпуса и второго этажа администрации роддома сроком на 45 дней.

Приостановление деятельности лечебного корпуса и 2-го этажа администрации здания роддома МУЗ «ГКБ №8» подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья