Дело № 5-104/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10 июня 2011 года г. Саратов Судья Ленинского районного суда г. Саратова Колемасова В.С., при секретаре Ефимове А.В., с участием законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Сарпродальянс» Иванова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Саратов, ул. Благодарова, д. 7 «а», дело об административном правонарушении, возбужденное по признакам ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спортхаус» по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Спортхаус» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 09 ноября 2009 года № 247-ФЗ). С 01 апреля 2011 года по 04 мая 2011 года прокуратурой Ленинского района г. Саратова совместно с отделом НД по Ленинскому району г. Саратова Казаковой Е.Г. проведена плановая проверка по контролю противопожарного состояния магазина «Триал-Спорт» ООО «Спортхаус», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: - не проведен расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании, - отсутствует из помещений магазина «Триал-Спорт» второй эвакуационный выход, имеющийся выход из помещения складов не является эвакуационным, - не оборудовано пространство над фальшпотолком пожарными извещателями в самостоятельные шлейфы пожарной сигнализации в помещениях торгового зала, - в складских помещениях не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, и не обозначено на дверях данных помещений, - складские помещения не отделены от торгового зала магазина противопожарной преградой с заполнением проемов противопожарных преград, - помещения магазина не обеспечены прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, - не предоставлены протоколы замера сопротивления изоляции электропроводов, - не предоставлен приказ на ответственное лицо за пожарную безопасность помещений магазина и складских помещений, а также обучение по программе пожарно-технического минимума ответственного лица за пожарную безопасность помещений, - не предоставлен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, - электрооборудование торгового зала и складских помещений не оборудовано устройствами защитного отключения электроэнергии (УЗО), - не представлен акт проверки внутреннего противопожарного водопровода магазина. Законный представитель ООО «Спортхаус» Иванов А.В. в своих возражениях, данных в судебном заседании, указал, что в начале апреля 2011 года в помещении магазина «Триал-Спорт» была проведена проверка продолжительностью не более 10 минут, документы проверяющие не предоставили, ничего не спрашивали, актов не составляли. Спустя месяц было прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении. Иванов А.В. полагает, что производство по делу подлежит прекращению, в ходе проверки были нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку не имелось соответствующего распоряжения о проведении проверки, в котором были бы указаны сроки проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, по результатам проверки не был составлен акт. Считает, что суду неподведомственно рассмотрение данного дела в силу п. 1 ст. 23.34 КоАП РФ. Кроме того, выявленные нарушения не соответствуют действительности: 1) ООО «Спортхаус» нет необходимости производить расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании, поскольку перечень значений минимально возможной вероятности возникновения пожара определяются проектировщиками и технологами при паспортизации этих объектов в установленном порядке, перечень таких объектов отсутствует, ООО «Спортхаус» не соответствует понятию массовости, установленному п. 43 ППБ 01-03, 2) в помещении, арендуемом ООО «Спортхаус» имеется эвакуационный выход, 3) помещения, которые названы складскими, являются подсобными, 3) пространство над фальшпотолком оборудовано в соответствии с действующими правилами, прокуратурой потолок не исследовался, 4) отделение подсобных помещений противопожарной преградой не требуется, Правила не содержат требований о необходимости размещения таковых в магазинах, 5) прямая телефонная связь необходима организациям с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении объекты промышленности, к которым магазин «Триал-Спорт» не относится, 6) протоколы замера сопротивления изоляции электропроводов в ООО «Спортхаус» имеются, 7) приказ о назначении ответственных за противопожарную безопасность имеется, но и его отсутствие не влечет наступление административной ответственности, 8) электрооборудование торгового зала и подсобных помещений ООО «Спортхаус» оборудовано устройствами защитного отключения электроэнергии, 9) внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать в зданиях и помещениях, объемом или высотой менее 5 000 куб.м., соответствующий акт не требовали. Кроме того, указывает, что прокурором необоснованно заявлено требование о приостановлении деятельности ООО «Спортхаус», исходя из целей административных наказаний. В своих объяснениях, кроме того, законный представитель ООО «Спортхаус» Иванов А.В. показал, что не арендатор, а собственник помещения должен заказывать расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании, производят такой расчет специализированные организации, стоимость его составляет до 90 тысяч рублей, принято решение заказать такой расчет в целях обеспечения пожарной безопасности, здание построено в 1958 году, в нем производилась перепланировка, в помещении, которое ООО «Спортхаус» арендует, был сделан эвакуационный выход, но он закрыт собственником соседнего помещения, расстояние от фальшпотолка до потолка в магазине «Триал-Спорт» составляет 15-20 см, инспектор его не измерял, акт несоответствия требования НПП 88-2001 не составлял, в магазине установлены потолочные извещатели, двери пропитаны специальным противопожарным лаком, принято решение заказать специальную противопожарную дверь, реальной возможности установить прямую телефонную связь с пожарной службой нет ни у одного предприятия в Саратове, инспектор ранее проверял давление воды в гидранте, невозможно проверить, на какое расстояние его хватит. Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств все обстоятельства дела в совокупности, мировой судья приходит к мнению о правильной квалификации правонарушения, вмененного ООО «Спортхаус» по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст.ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока. В соответствии с п.п. 3, 4, 33, 39, 89, 96 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке; руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений; требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам; для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений; около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности; применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается; организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью), пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования. В силу требований п.5.14 СНиП 21-01-97** «Пожарная безопасность зданий и сооружений» противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными. Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2 - 4-го типов класса К1. Вина ООО «Спортхаус» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, а именно постановлением по делу об административном правонарушении от 04 мая 2011 года, справкой о проверке соблюдения действующего законодательства от 13 апреля 2011 года, учредительными документами ООО «Спортхаус», договором аренды нежилого помещения №4/Сар от01 июля 2010 года между ФИО4 и ООО «Спортхаус» относительно аренды помещения по адресу: <адрес>. Кроме того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор НД ФИО5 пояснила, что в помещении магазина «Триал-Спорт» ООО «Спортхаус» по адресу: <адрес>, была проведена проверка с участием сотрудника прокуратуры Ленинского района г. Саратова, были выявлены нарушения, которые впоследствии отражены в справке на имя прокурора Ленинского района г. Саратова, с учетом ее опыта работы было достаточно времени для выявления имеющихся нарушений. Директором ООО «Спортхаус» предоставлены суду в подтверждение возражений: техническое заключение определения показателей пожарной опасности (расчет категории пожарной опасности) помещений ООО «Спортхаус», проведенное руководителем Ивановым А.В., сотрудником ФИО6 в 2010 году, копия договора на оказание услуг охраны (мониторинга) объекта, оборудованного средствами охранно-пожарной сигнализации от 01 февраля 2005 года, протокол № 6/634 проверки работоспособности УЗО от 27 августа 2008 года, протокол № 2/630 испытания и измерения сопротивления изоляции элементов электрических сетей от 27 августа 2008 года, проект перепланировки нежилых помещений, акт о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию от 27 августа 2004 года, приказ № 1П-10 от 01 июля 2010 года «О пожарной безопасности», копии удостоверений №№ 336,337 ответственных за пожарную безопасность ФИО7, Иванова А.В., акт приемки выполненных работ о покрытии деревянных конструкций огнезащитным лаком «Негори-лак-1» от 20 декабря 2007 года, справка о стоимости выполненных работ от 20 декабря 2007 года, счет-фактура № 051/13 от 25 декабря 2007 года, лицензия от 09 февраля 2007 года № 2/18468 о производстве работ по монтажу, ремонту, обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ЗАО «Предприятие противопожарных работ «Вулкан», свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30 декабря 2009 года, ЗАО «Предприятие противопожарных работ «Вулкан», сертификат пожарной безопасности на лак огнезащитный для древесины и продуктов на ее основе «Негорин-лак», паспорт № 8 на лак огнезащитный для древесины и продуктов на ее основе «Негорин-лак» от 26 февраля 2010 года. Представленные доказательства не опровергают вину ООО «Спортхаус» в совершении правонарушения, поскольку ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с диспозицией данной статьи возникает не только при совокупности нарушений, но и при наличии единичных нарушений. Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нарушены не были, поскольку проверка проводилась с участием представителя прокурора Ленинского района г. Саратова. Санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 09 ноября 2009 года № 247-ФЗ) содержит наказание в виде приостановления деятельности, а потому рассмотрение данного дела подсудно районному суду в силу ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из представленных материалов видно, что оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется, все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, с учетом диспозиции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены и подтверждены вышеприведенными доказательствами. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность. При назначении наказания ООО «Спортхаус» суд учитывает характер совершенного правонарушения как влияющего на безопасность людей, то обстоятельство. Обстоятельством, смягчающим ответственность ООО «Спортхаус», является частичное признание вины, исправление недостатков после проведения проверки. Отягчающих административную ответственность ООО «Спортхаус» обстоятельств из представленных материалов не усматривается. При таких обстоятельствах судья не усматривает оснований для приостановления деятельности общества, считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа. На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья ПОСТАНОВИЛ: Признать общество с ограниченной ответственностью «Спортхаус» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 09 ноября 2009 года № 247-ФЗ), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей. Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: УФК по Саратовской области (ГУ МЧС по Саратовской области) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саратова либо непосредственно в вышестоящий суд (Саратовский областной суд). Судья : <данные изъяты> <данные изъяты>