умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

14 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. с участием прокурора Харисова М.М., адвоката Зотова А.А. при секретаре Есиповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-135/11 по обвинению

Евдокимова Александра Матвеевича, <данные изъяты>,

В совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Подсудимый Евдокимов А.М. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей К.

Преступление совершено им при следующих обстоятельствах: в период времени с 12.00ч. ДД.ММ.ГГГГ по 21:47 час. ДД.ММ.ГГГГ, более точное время след­ствием не установлено, Евдокимов А.М. находился в <адрес> совместно с ранее знакомой К.

В указанное время, в указанном месте у Евдокимова А.М. и К., возникла ссора на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, в ходе которой у Евдокимова А.М. возник преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и здоровья К.

Реализуя задуманное, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, Евдокимов А.М., умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, неод­нократно с силой стал наносить удары кулаками рук и ногами в места расположения жизненно-важных органов человека - в голову, шею, туловище, а также по конечностям К. В ходе преступных действий, Евдокимов А.М. нанес К. не менее 66 ударов по голове, туловищу, конечностям и шее.

В результате насильственных действий Евдокимова А.М. К. были причи­нены следующие телесные повреждения:

-           кровоизлияния под твердую мозговую оболочку: соответственно выпуклой поверхности левых лобной и теменной долей, в средней черепной ямке слева;

-кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой: на выпуклой поверхности левой лобной доли вдоль продольной щели; на выпуклой поверхности левой височной доли;

по внутренней поверхности левых лобной и теменной долей; по всей внутренней поверхности правого полушария; на верхней поверхности мозжечка вдоль червя; на нижней поверхности правой височной доли с переходом на затылочную долю; на нижней поверхности левых ви­сочной и затылочной долей; на нижней поверхности левой лобной доли;

-кровоизлияния в мягкие ткани: в параорбитальных клетчатках в правой височной облас­ти; в затылочной области по средней линии; в затылочной области справа; в затылочной об­ласти слева; в левой височной области; в лобно-теменной области больше слева;

- раны: в лобной области слева с переходом на левую бровь, на верхней губе слева, в подбородочной области по средней линии на фоне кровоподтека;

- закрытый, полный, поперечный перелом X правого ребра по задней подмышечной ли-

нии;

-кровоподтеки: на веках левого глаза на фоне припухлости мягких тканей; на веках правого глаза на фоне припухлости мягких тканей; в лобной области слева; в левой щечной области; в правой щечной области; в правой скуловой области; в лобной области справа; на левой боковой поверхности шеи; на правой боковой поверхности шеи; на передней поверхности груди и на передней поверхности живота в верхней трети больше слева; в левой паховой области; на правой боковой поверхности туловища по передней подмышечной линии на уровне VII межреберья; по левой передней подмышечной линии на уровне VII межреберья; на наружной по­верхности правого плеча в средней трети; на наружной поверхности левого плеча в средней трети; на тыле левого предплечья верхней трети; на наружной поверхности в области левого лучезапястного сустава с переходом на ладонную поверхность; на тыле левой кисти; на перед­ней поверхности правой голени в средней трети; на передней поверхности левой голени в верхней и средней третях, на фоне одного из них в верхней трети неправильно овальная ссадина;

- ссадины с темно-красной корочкой на уровне окружающей кожи на лице и на шее, рас­пложенные на фоне вышеописанных кровоподтеков: в лобной области слева; в правой скуло­вой области; на нижнем веке правого глаза; на правой боковой поверхности шеи в верхней трети; на тыле левого предплечья в верхней трети на фоне кровоподтека; в верхне-наружном квадранте левой ягодичной области; на передней поверхности в области правого коленного сустава;

- кровоизлияние в мягких тканях груди слева по передней подмышечной линии;

- кровоизлияние в верхушке языка.

Травматические кровоизлияниями под оболочки головного мозга у К. в соответствии с п. 6.1.3. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причинен­ного здоровью человека», утвержденных Приказом МЗ и СР РФ 24.04.08 № 194н создавали не­посредственную угрозу для жизни и, следовательно, имеют признак тяжкого вреда здоровью.

Оценить степень тяжести вреда здоровью перелома X правого ребра по задней подмы­ленной линии не представляется возможным, т.к. данное повреждение не являлось опасными для жизни в момент причинения и оценка степени вреда здоровья возможна либо по длитель­ности расстройства здоровья, либо по исходу повреждений, которое в данном случае было прервано наступлением смерти К.

Раны на голове сами по себе не являлись опасными для жизни и при обычном клиническом заживлении обычно у живых лиц ведут к кратковременному расстройству здоровья сроком не более 3-х недель, следовательно имеют признаки ЛЕГКОГО вреда здоровью.

Ссадины, кровоподтеки, кровоизлияние в верхушке языка и в мягкие ткани сами по себе не повлекли какого-либо вреда здоровью.

Смерть К. последовала от преступных действий Евдокимова А.М. в ГКБ г. Самара в 18.10ч. ДД.ММ.ГГГГ от травматических кровоизлияний под оболочки головного мозга, осложнившихся отеком, сдавлением головного мозга и вклинением его столового отдела в большое затылочное отверстие.

В предъявленном обвинении подсудимый Евдокимов А.М. виновным себя признал и показал, что он сожительствовал с К., проживали на съемной квартире на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он ненадолго уходил из квартиры. Дома оставалась К. и двое малознакомых мужчин. Возвратившись, не мог попасть в квартиру, дверь была заперта. Через окно увидел, что в квартире находится посторонний мужчина, а А. одевает трусы. Его это возмутило. Когда ему открыли дверь, он стал выгонять ее из квартиры, но от ревности потерял контроль над собой. Своих действий отчетливо не помнит, не отрицает, что наносил телесные повреждения А.. Находившиеся в доме мужчины его избили, он очнулся на следующий день, не помнил своих действий. Из Самары уехал, проживал в сельской местности. О смерти А. узнал только в ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме признания вины подсудимым его виновность подтверждается следующими доказательствами:

В соответствии со ст. 276 УПК РФ по ходатайству стороны обвинения оглашены показания Евдокимова А.М., данные им на предварительном следствии. Будучи допрошенным в качестве подозреваемого, он показал, что находился в сильной степени опьянения, приревновал А., стал ее выгонять, но потом успокоился. Затем его возмутило ее обращение к нему и он стал наносить ей удары кулаками, но куда и сколько – не помнит, но смерти А. не желал (л.д.163). При допросе в качестве обвиняемого подтвердил, что не имел умысла на убийство А. (л.д. 173).

Представитель потерпевшей – Ж. показала, что А. являлась ее сестрой, они поддерживали отношения. А. сожительствовала с Евдокимовым, тот часто ее избивал. ДД.ММ.ГГГГ она приезжала к ним в гости, но они расписали дома спиртные напитки, ей – Д. это не понравилось и она уехала. Днем она вновь приехала к сестре, нашла ее на полу в комнате избитой и пьяной. Евдокимов также был пьян, спал. Разбудить она никого не смогла и ушла, а вечером приехала с Т. и обнаружила в квартире еще двоих незнакомых мужчин. Они рассказали, что Евдокимов избил А., а они избили его. Затем она вызвала «Скорую помощь», т.к. А. еще дышала. На следующий день в больнице она умерла.

Свидетель Т. дала аналогичные показания. Она также показала, что как медработник определила наличие у А. множественных внутренних кровоизлияний, у нее также были раны на лице, разбита голова, вырваны волосы. Трогать ее было нельзя, она была без сознания.

Свидетель З. показал, что он снимал квартиру по <адрес>, собирался съезжать. Евдокимов попросил вселиться, привез в квартиру А.. ДД.ММ.ГГГГ они встречались днем, отношения между Евдокимовым и А. были доброжелательные. Вечером они оба проводили его за Волгу, а на следующий день ему позвонил хозяин квартиры и сообщил о случившемся. Вернувшись, он узнал от М. и знакомого по имени Х, которые иногда ночевали в этой квартире, что вечером они пришли в квартиру, обнаружили там А., которая была без сознания. В квартире также спал Евдокимов.

В соответствии со ст. 281 УПК РФ с согласия сторон судом оглашены показания не явившихся свидетелей: М., В., место жительства которых не известно, С., доставить приводом которую не удалось.

Свидетель В. показал, что А. жила у него на квартире на <адрес>, Евдокимова она представила своим мужем. Евдокимов часто и очень сильно избивал А., ломал ей нос (л.д. 56).

Свидетель М. показал, что он ДД.ММ.ГГГГ вместе с Х приезжал в квартиру З. за своими вещами. Дома они застали А. и Евдокимова. Они вместе выпивали, а затем он и Х уехали. Вернулись в квартиру вечером, обнаружили на полу в квартире кровь, волосы, в комнате на полу лежала А. и хрипела, сама она была в крови. Евдокимов спал, был в сильной степени опьянения. Они спросили, что случилось и он сказал, что это – семейные проблемы. Затем они вместе выпили водки, и Евдокимов снова стал избивать А. руками и ногами. Они его оттащили от А. и вызвали «скорую помощь» (л.д. 53).

Свидетель С. показала на следствии, что она работает врачом на «скорой помощи». По вызову приезжала на <адрес>, где обнаружила сильно избитую женщину. У нее были вырваны волосы, на лице имелись раны и гематомы.

Подсудимый Евдокимов утверждает, что когда он пришел домой, М. и его друг находились в доме, М. открывал ему дверь, а А. была раздета. Однако, эти его показания опровергаются показаниями как М., так и другими доказательствами: Д. показала, что она приходила в квартиру днем ДД.ММ.ГГГГ, видела избитую сестру, но кроме нее и Евдокимова в квартире больше никого не было. Это свидетельствует о недостоверности показаний подсудимого. Не доверять показаниям Д. у суда нет оснований.

Кроме того, как следует из заключения эксперта (л.д. 87), при исследовании трупа А. было установлено не менее 66 травмирующих воздействий, из которых 17 приходятся на голову. Это обстоятельство, а также обстановка в квартире, описанная в протоколе осмотра места происшествия (л.д. 17) свидетельствуют о длительности избиения, что было невозможным в присутствии М. и Х.

Подсудимый Евдокимов А.М. ссылается на то, что он находился в состоянии аффекта, был сильно возбужден и не отдавал отчета своим действиям, что мотивом его действий была ревность.

Суд расценивает эти показания подсудимого как желание смягчить свою ответственность. Основанием для такого вывода является заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (л.д.179), которой отмечается у Евдокимова высокий уровень агрессивности, повышенная склонность к открытому проявлению агрессии в поведении, стремление переложить ответственность за сложившуюся ситуацию на окружающих. По заключению экспертизы – у Евдокимова не имелось ни хронического, ни временного болезненного психического расстройства. В период совершения противоправных действий он находился в состоянии простого (непатологического) алкогольного опьянения, его эмоциональное возбуждение не носило характера аффекта, он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в период совершения инкриминируемых действий. Его действия отражали свойственный ему стиль поведения в нетрезвом состоянии (склонность к импульсивным агрессивным действиям). Ссылки Евдокимова на запамятование отдельных событий носят у него защитный характер.

Вина подсудимого в совершении преступления подтверждается заключением эксперта (л.д. 87), согласно которому у А. имелись повреждения: кровоизлияния под твердую мозговую оболочку: соответственно выпуклой поверхности левых лобной и теменной долей, в средней черепной ямке слева;

-кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой: на выпуклой поверхности левой лобной доли вдоль продольной щели; на выпуклой поверхности левой височной доли;

по внутренней поверхности левых лобной и теменной долей; по всей внутренней поверхности правого полушария; на верхней поверхности мозжечка вдоль червя; на нижней поверхности правой височной доли с переходом на затылочную долю; на нижней поверхности левых ви­сочной и затылочной долей; на нижней поверхности левой лобной доли;

-кровоизлияния в мягкие ткани: в параорбитальных клетчатках в правой височной облас­ти; в затылочной области по средней линии; в затылочной области справа; в затылочной об­ласти слева; в левой височной области; в лобно-теменной области больше слева;

- раны: в лобной области слева с переходом на левую бровь, на верхней губе слева, в подбородочной области по средней линии на фоне кровоподтека;

- закрытый, полный, поперечный перелом X правого ребра по задней подмышечной ли-

нии;

-кровоподтеки: на веках левого глаза на фоне припухлости мягких тканей; на веках правого глаза на фоне припухлости мягких тканей; в лобной области слева; в левой щечной области; в правой щечной области; в правой скуловой области; в лобной области справа; на левой боковой поверхности шеи; на правой боковой поверхности шеи; на передней поверхности груди и на передней поверхности живота в верхней трети больше слева; в левой паховой области; на правой боковой поверхности туловища по передней подмышечной линии на уровне VII межреберья; по левой передней подмышечной линии на уровне VII межреберья; на наружной по­верхности правого плеча в средней трети; на наружной поверхности левого плеча в средней трети; на тыле левого предплечья верхней трети; на наружной поверхности в области левого лучезапястного сустава с переходом на ладонную поверхность; на тыле левой кисти; на перед­ней поверхности правой голени в средней трети; на передней поверхности левой голени в верхней и средней третях, на фоне одного из них в верхней трети неправильно овальная ссадина;

- ссадины с темно-красной корочкой на уровне окружающей кожи на лице и на шее, рас­пложенные на фоне вышеописанных кровоподтеков: в лобной области слева; в правой скуло­вой области; на нижнем веке правого глаза; на правой боковой поверхности шеи в верхней трети; на тыле левого предплечья в верхней трети на фоне кровоподтека; в верхне-наружном квадранте левой ягодичной области; на передней поверхности в области правого коленного сустава;

- кровоизлияние в мягких тканях груди слева по передней подмышечной линии;

- кровоизлияние в верхушке языка.

Травматические кровоизлияниями под оболочки головного мозга у К. в соответствии с п. 6.1.3. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причинен­ного здоровью человека», утвержденных Приказом МЗ и СР РФ 24.04.08 № 194н

создавали не­посредственную угрозу для жизни и, следовательно, имеют признак тяжкого вреда здоровью, явились причиной наступившей смерти К. Иные повреждения не повлекли тяжких последствий для потерпевшей.

Совокупность имеющихся по делу доказательств полностью подтверждает вину подсудимого в совершении преступления. Его действия правильно квалифицированы по ст. 111 ч. 4 УК РФ – он умышленно причинил тяжкий вред здоровью А., который являлся опасным для жизни и повлек по неосторожности смерть потерпевшей. Он умышленно, со значительной силой наносил удары потерпевшей, причем значительное количество – не менее 17 - в голову. С учетом локализации ударов, количества и силы их нанесения - Евдокимов предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих умышленных насильственных действий в виде возможной смерти потерпевшей, вследствие тяжести причиненного вреда её здоровью полученными повреждениями, но самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий, т.е. по отношению к наступившим последствиям форма вины является неосторожной.

При определении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, смягчающее ответственность подсудимого обстоятельство – наличие у него малолетнего ребенка. Суд учитывает личность подсудимого: не судим, вину признал и в содеянном раскаивается. Евдокимов характеризуется отрицательно как по месту прежнего проживания, так и свидетелями по настоящему делу, как человек агрессивный, злоупотребляющий спиртными напитками.

С учетом тяжести совершенного преступления, данных о личности суд считает необходимым назначить Евдокимову наказание, связанное с изоляцией от общества.

Ребенок потерпевшей К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под опекой бабушки – Г., которой в интересах ребенка предъявлен гражданский иск к подсудимому о компенсации морального вреда в сумме 1000000 руб.

Подсудимый признал иск. Суд считает исковые требования обоснованными – ребенок остался без матери в малолетнем возрасте, под опекой бабушки-пенсионерки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Евдокимова Александра Матвеевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения осужденному оставить содержание под стражей.

Срок наказания исчислять с 9 мая 2011 года.

Гражданский иск Г. в интересах А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить – взыскать с Евдокимова Александра Матвеевича в пользу Г. в качестве компенсации морального вреда 1000000 (один миллион) руб.

Приговор может быть обжалован в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Судья О.В.Двоеглазова