РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.06.10 года Ленинский районный суд г. Самары
в составе: председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Екимовой В. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Управлению социальной защиты населения Волжского района Самарской области о назначении и индексации выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании образовавшейся задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась с иском в суд к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Управлению социальной защиты населения Волжского района Самарской области о назначении и индексации выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании образовавшейся задолженности мотивируя это тем, что она является вдовой инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Октябрьского районного суда г. Самары Дата обезличена ей назначены суммы возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме. Она считает, что она имеет право на получение полагающихся ей выплат за умершего мужа с Дата обезличена, возможность начисления с указанной даты суммы вреда из условного заработка за октябрь 1986 год.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области признать право ФИО вдовы инвалида 1 группы вследствие участия в ликвидации аварии на ЧАЭС на получение выплат возмещение вреда с Дата обезличена, обязать Министерство назначить ФИО ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда за умершего мужа в размере 7 460 руб. 89 коп. с Дата обезличена и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, в дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством, взыскать с Министерства единовременно в пользу ФИО образовавшеюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 350 128,45 руб.
В последующем представитель истца уточнил исковые требования просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области признать право ФИО вдовы инвалида 1 группы вследствие участия в ликвидации аварии на ЧАЭС на получение выплат возмещение вреда с Дата обезличена, обязать Министерство назначить ФИО ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда за умершего мужа в размере 7460 руб. 89 коп. с Дата обезличена и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, в дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством, взыскать с Министерства единовременно в пользу ФИО образовавшеюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 349524,36 руб.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Кроме того, просила применить срок исковой давности, поскольку истцом пропущен срок на подачу иска в суд.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Волжского района Самарской области исковые требования не признала по основаниям. изложенным в отзыве.
Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО удовлетворению не подлежат.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Судом установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от Дата обезличена ФИО как вдове умершего инвалида чернобыльца с Дата обезличена были назначены платежи в размере 2500 руб. ежемесячно пожизненно с правом индексации в соответствии с действующим законодательством.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенном в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).
Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:
инвалидам 1 группы - 5000 руб.,
инвалидам 2 группы - 2500 руб.,
инвалидам 3 группы - 1000 руб.
Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания:
"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года N ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после Дата обезличена, ФИО1 на момент смерти получателем компенсаций как инвалид вследствие аварии на ЧАЭС не являлся, сама ФИО получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, решением Октябрьского районного суда г. Самары было признано уже право ФИО на получение ежемесячных выплат как вдове умершего инвалида вследствие аварии на ЧАЭС в твердой денежной сумме оснований для изменения порядка выплат истице ежемесячных сумм исходя из условного заработка мужа не имеется.
Требования истца о признании ее права на получение ежемесячных выплат с Дата обезличена исходя из условного заработка мужа является фактически изменением вступившего в законную силу решения суда.
Октябрьским районным судом г. Самары уже было признано право ФИО на получение выплат в возмещение вреда как вдове умершего инвалида чернобыльца и определен порядок выплат именно в твердой денежной сумме.
Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности на обращение в суд с указанными требованиями.
Ссылка представителя истца на то, что к требованиям о возмещении вреда в связи с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью срок исковой давности не распространяется, несостоятельна, поскольку истице не был причинен вред жизни и здоровью и ее требования не связаны с возмещением, причиненного именно ей вреда жизни и здоровью.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что право истицы на получение выплат как вдове умершего инвалида-чернобыльца уже было признано Октябрьским районным судом г. Самары, истцом пропущен срок исковой давности, о пропуске срока заявлено ответчиком, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований ФИО не имеется.
Требования истца об индексации вышеназванных компенсационных выплат на коэффициенты минимального размера оплаты с Дата обезличена по Дата обезличена не основаны на Законе. Минимальный размер труда, установленный статьей 1 Федерального Закона № 82 "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.00 г. применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а так же для определения размера пособий по временной нетрудоспособности. Действие статьи 3 этого закона распространяется только на выплаты, производимые чернобыльцам по Закону № 1244-1, которые исчисляются из заработной платы. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.05 г. п. п. 5,6 говорится об индексации только сумм возмещения вреда с применением коэффициентов МРОТ 1,581 и 1,515. Поскольку размер компенсации установлен истице в твердой денежной сумме указанные коэффициенты не подлежат применению.
Индексация на индексы роста величины прожиточного минимума по субъекту РФ Конституционным Судом 11-П от 19.06.02 г. была разрешена судам как временная мера до внесения изменений в закон. Такие изменения были внесены 31-ФЗ от 26.04.04 г.
Федеральный Закон от 26.04.04 г. № 31-ФЗ, установив новый критерий индексации- исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, и ее периодичность- ежегодно, придал этому закону обратную силу, предусмотрев индексацию с применением этого критерия с 19.06.02 г., и установив, что выплата гражданам недополученных сумм за 2002 -2004 годы должна быть произведена в течение 2005-2006 годов, возложив на Правительство РФ обязанность определить порядок и условия возврата недополученных сумм.
Кроме того, требования ФИО об индексации выплат как вдове умершего инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на величину прожиточного минимума уже было предметом рассмотрения Октябрьским районным судом г. Самары и в удовлетворении данного требования было отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.06.10 г.
Председательствующий: О. В. Гороховик
Копия верна:
Судья