РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации04 мая 2010 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Плотниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора города Самары о признании противоречащим закону пункта 3 постановления Главы городского округа Самара от 28.12.2009 года №1475 «Об установлении предельной стоимости по коммунальным услугам для граждан, проживающих в городском округе Самара»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Самары обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 1-2 постановления Главы городского округа Самара от 15.12.2008 года №1079 «Об установлении тарифов на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара».
В обоснование своих требований указал, что оспариваемым постановлением с 01.01.2009 года установлены тарифы на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемыми муниципальными предприятиями пассажирского транспорта г.о. Самара за наличную оплату проезда и (или) провоза багажа (пункт 1), согласно приложению 1, а именно в размере 12 руб. за одну поездку и за одно место багажа.
Пунктом 2 постановления установлены с 01.01.2009 года льготные тарифы на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемыми муниципальными предприятиями пассажирского транспорта г.о. Самара с использованием автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте, согласно приложению 2, а именно: для граждан – в размере 10 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа, для школьников – в размере 5 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа, для студентов - 5 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа.
Вышеуказанные пункты постановления противоречат федеральному законодательству. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ договор перевозки является публичным договором.
Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Статьёй 790 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 года №111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которые могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям по аналогии.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. Законодательством РФ и законодательством субъектов РФ отдельным категориям пользователей могут быть предоставлены иные условия оплаты оказанных услуг.
Таким образом, установление различных тарифов на услуги по перевозке пассажиров городским общественным транспортом в зависимости от способа оплаты противоречит Гражданскому кодексу РФ.
Также, по мнению заявителя оспариваемое им постановление не соответствует положениям ст.20 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.9 Устава г.о. Самара, предусматривающих возможность установления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, поскольку, при условии приобретения гражданами «Транспортной карты» все без исключения граждане города могут быть отнесены к «льготной» категории пассажиров.
Кроме того, прокурор города Самары в своем заявлении указывает, что в соответствии со ст.17 Федерального закона №131-ФЗ и ст.7 Закон Самарской области от 09.07.2002 года №53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
Статьёй 3 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусмотрено, что установление правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом отнесено к полномочиям Правительства РФ.
До настоящего времени указанные правила не приняты.
В соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 года №12, правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утверждает Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
Приказом Минавтотранса РСФСР от24.12.1987 года №176 утверждены правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, не отменённые и действующие в настоящее время в части, не противоречащей законодательству РФ.
Данными правилами предусмотрено право на льготный проезд для отдельных категорий пассажиров, в т.ч. льготный проезд учащихся всех общеобразовательных, специальных и других школ, школ-интернатов, профессионально-технических и технических училищ и других профессиональных учебных заведений независимо от их ведомственной подчинённости (§ 138), студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений (§149).
В оспариваемом постановлении предусмотрены льготы на проезд в городском пассажирском транспорте для школьников и студентов в размере 5 руб. за одну поездку, однако предоставление данной льготы поставлено в зависимость от способа оплаты проезда (безналичный). Таким образом, граждане, пользующиеся льготами, не имеют возможности реализовать свои права на льготы при отсутствии у них доступа к транспортной платёжной системе «электронный проездной».
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Всеми муниципальными предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров транспортом общего пользования в период с февраля по апрель 2008 года были заключены договоры присоединения перевозчика к транспортной платёжной системе «Электронный проездной» с оператором системы – ООО «Самарская карта», являющимся представителем правообладателя системы ЗАО «Золотая карта» (город Новосибирск).
Установление дифференцированных тарифов на проезд, в зависимости от способа оплаты, а именно, установление более низкого тарифа для граждан, осуществляющих оплату проезда с использованием вышеуказанной платёжной системы, имеет целью принуждение граждан к приобретению «транспортных карт», в результате чего они становятся пользователями системы.
Данное обстоятельство свидетельствует о согласованных действиях органов местного самоуправления, муниципальных перевозчиков, ООО «Самарская карта», направленных на недопущение конкуренции хозяйствующих субъектов на рынке процессинговых и финансовых услуг в сфере перевозки пассажиров муниципальным общественным транспортом.
В судебном заседании помощник прокурора города Самары просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Главы г.о. Самара, З действующая на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку, оспариваемым постановлением не нарушаются требования закона и права граждан.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям ст.790 Гражданского кодекса РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Аналогичная по содержанию норма закреплена и в ст. 7 Закона Самарской области от 09.07.2002 года №53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области».
Статьей 20 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт собственных средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 9 Устава г.о. Самара.
Таким образом, указанные нормы закона предусматривают право органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. Законодатель определяет основной критерий предоставления дополнительных мер поддержки и социальной помощи, а именно наличие возможности финансирования и не утверждает исчерпывающего перечня лиц, в отношении которых возможно предоставление вышеназванных мер, а также оснований, на которых эти меры поддержки могут быть предоставлены. Более того, не устанавливает ни признаков, ни критериев, которыми определяются отдельные категории граждан, имеющие право на получение дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи в рамках данных полномочий.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы городского округа Самара от 15.12.2008 №1079 «Об установлении тарифов на городских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара» с 01.01.2009 года установлены тарифы на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемыми муниципальными предприятиями пассажирского транспорта г.о. Самара за наличную оплату проезда и (или) провоза багажа (пункт 1), согласно приложению 1, а именно в размере 12 руб. за одну поездку и за одно место багажа.
Пунктом 2 постановления установлены с 01.01.2009 года льготные тарифы на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемыми муниципальными предприятиями пассажирского транспорта г.о. Самара с использованием автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте, согласно приложению 2, а именно: для граждан – в размере 10 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа, для школьников – в размере 5 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа, для студентов - 5 руб. за одну поездку и за провоз одно места багажа.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в связи с чем, применение в данном случае, по аналогии, Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 года №111, на что, указывает заявитель в своём заявлении, не может быть признано обоснованным.
Кроме того, ссылка заявителя в подтверждение своей позиции на Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 года №12, который признан недействующим 14.02.2009 года, также недопустимо. В настоящее время действует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Федеральным законом от 08.11.2007 года №259-ФЗ, в котором законодатель также как и в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не использует, не выделяет и не называет отдельных категорий граждан, которым могут быть предоставлены преимущества по оплате.
Также суд полагает необоснованной ссылку заявителя на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утверждённые приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 № 176 (действуют в части не противоречащей действующему законодательству).
Согласно §138 учащиеся всех общеобразовательных, специальных и других школ, школ-интернатов, профессионально-технических и технических училищ и других профессиональных учебных заведений независимо от их ведомственной подчинённости, а также техникумов - интернатов Министерства социального обеспечения РСФСР (именуемые в дальнейшем «учебные заведения») пользуются правом на льготный проезд в автобусах в пределах города или рабочего поселка, а проживающие в населённых пунктах, отдалённых от школ и училищ на расстояние свыше 2 км, пользуются правом на льготный проезд в автобусах пригородного сообщения между пунктами проживания и обучения, - по месячному билету учащегося стоимостью 1 руб. 50 коп. (Постановление Совета Министров РСФСР от 30.11.1967 года №881).
Согласно §149 студенты высших учебных заведений и учащиеся средних специальных учебных заведений пользуются правом на льготный проезд в автобусах в пределах города или рабочего поселка по месячному билету студента стоимостью 2 руб. 50 коп. (Постановление Совета Министров РСФСР от 30.11.1967 года №881).
Таким образом, Минавтотранс РСФСР в 1967 году установил размер тарифа по месячным проездным билетам учащихся и студентов высших учебных заведений, по которым предоставляется право льготного проезда, однако, данная норма противоречит ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом установлено, что в соответствии с Порядком принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.о. Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 26.04.2007 года №413, состоялось заседание тарифной комиссии, на котором были выработаны предложения по установлению тарифов за проезд в общественном городском пассажирском транспорте с 01.01.2009 года (протокол от 03.07.2008 года;л.д.11-13).
Поскольку согласно п. 2.5 вышеназванного Порядка решения тарифной комиссии носят не обязательный, а рекомендательный характер и Глава г.о. Самара вправе своим постановлением установить иной, отличающийся от принятого тарифной комиссией, размер тарифов на услуги пассажирской перевозки, оказываемые муниципальными транспортными предприятиями, в постановлении Главы городского округа Самара № 1079 от 15.12.2008 «Об установлении тарифов на городских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара» установлены тарифы, размер которых ниже размеров определенных указанным решением тарифной комиссии.
Необоснованна ссылка прокурора города Самары и на то, что целью введения дифференцированной системы оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте является понуждение граждан к приобретению транспортных карт, поскольку доказательств, в подтверждение данного обстоятельства, не представлено. Более того, из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что целью введения дифференцированных тарифов за проезд является предоставление мер социальной поддержки лицам, совершающим значительное количество поездок на общественном пассажирском транспорте, путём установления льгот по оплате за проезд.
Указание прокурора о согласованных действиях органов местного самоуправления, муниципальных перевозчиков, ООО «Самарская карта», направленных на недопущение конкуренции хозяйствующих субъектов на рынке процессинговых и финансовых услуг в сфере перевозки пассажиров муниципальным общественным транспортом, также является необоснованным.
Принятые Главой г.о. Самара распорядительные акты в части внедрения в г.о. Самара автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте, не содержат норм, обязывающих перевозчиков заключать договоры с ООО «Самарская карта». Муниципальные транспортные предприятия являются самостоятельными юридическим лицами, в связи с чем, сами вправе выбирать организации, с которыми они будут вступать в договорные отношения.
Судом установлено, что в 2007 году была создана рабочая группа по выполнению постановления Главы г.о. Самара 31.10.2007 года №930 «О внедрении в г.о. Самара автоматизированной системы учёта и оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте» л.д.73, 35).
Установлено также, что в марте 2008 года было проведено совещание по вопросу выполнения мероприятий, обозначенных в постановлении Главы городского округа Самара №930 «О внедрении в г.о. Самара автоматизированной системы учёта и оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте» с участием представителей Департамента транспорта, муниципальных транспортных предприятий и ООО «Самарская карта», в ходе которого руководителями предприятий было принято решение об оформлении соответствующих договорных отношений с ООО «Самарская карта».
Договоры присоединения перевозчика были заключены в разное время, что не свидетельствует о согласованности действий Администрации г.о. Самара, муниципальных транспортных предприятий и ООО «Самарская карта».
При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют регулирование тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом в пределах городского округа, а оспариваемым постановлением установлены тарифы для всех категорий граждан за наличную оплату и льготные тарифы для определённых категорий граждан, подключённых к системе «Электронный проездной», суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных прокурором города Самары требований, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Самары о признании противоречащим закону пункта 3 постановления Главы городского округа Самара от 28.12.2009 года №1475 «Об установлении предельной стоимости по коммунальным услугам для граждан, проживающих в городском округе Самара» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2010 года.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.