РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2010 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Осанкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску М к администрации г.о. Самара, министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, третье лицо департамент управления имуществом г.о. Самара о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности на администрацию г.о. Самара поставить в очередь на получение государственного жилищного сертификата и возложении на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
М обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований он указал, что состоял на военной службе в Вооружённых силах СССР и закончил военную службу на территории .... Является ветераном военной службы, имеет свидетельство за успешное выполнение заданий Правительства СССР, был неоднократно награждён медалью за безупречную службу.
В 1992 году он встал на учёт в администрации города Самары в льготную очередь на получение жилой площади.
Также им было подано заявление на получение государственного жилищного сертификата, однако в его получении отказано на том основании, что он не сдал жильё в установленном порядке по месту службы – на ....
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что данным отказом нарушены его права, просил признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата.
В последующем он уточнил заявленные требования, ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве соответчика министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Дополнил свои требования, просил возложить на администрацию г.о. Самара обязанность поставить его в очередь на получение государственного жилищного сертификата и возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области обязанность выдать ему государственный жилищный сертификат.
Также по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица привлечён департамент управления имуществом г.о. Самара.
В судебном заседании истец и его представитель, поддержали заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, представила соответствующие письменные возражения, просила в иске отказать.
Представитель администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных требований, представила соответствующие возражения.
Представитель департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, также просила отказать в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным основаниям.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 года принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ.
Из материалов дел следует, что М, Дата обезличена года рождения, состоял на военной службе в Вооружённых силах СССР и закончил военную службу на территории ... в 1986 году.
Установлено, что в период службы семье М была предоставлена квартира по месту службы на ....
Материалами дела подтверждается, что после окончания военной службы, М переехал на постоянное место жительства в .... В 1992 году он встал на учёт в администрации города Самары в льготную очередь на получение жилой площади на состав семьи 4 человека (он сам, жена и двое детей), однако, как установлено судом, не обеспечен жильём до настоящего времени.
Установлено, что на основании заявления М от Дата обезличена года, из состава его семьи исключены обе дочери. В настоящее время состав семьи М – 2 человека (он сам и жена).
Согласно сообщению Запорожского КЭО от Дата обезличена года Номер обезличен на запрос отдела по учёту и распределению жилой площади, М сохранял регистрацию в вышеуказанной квартире на ... до Дата обезличена года (выписан в связи с переездом в другой город). Лицевой счёт квартиры был переоформлен на дочь – г
Согласно справке Мелитопольского межгородского бюро технической инвентаризации от Дата обезличена года, по состоянию на Дата обезличена года за М и его женой М1 право собственности на недвижимое имущество в ... не зарегистрировано.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 30.09.1997 года №1062, в редакции от 09.07.2007 года №861, «О совершенствовании порядка обеспечения жильём военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительство РФ уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство РФ наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Согласно п.19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, уволенные с военной службы, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);
ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению №6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдаётся.
Материалами дела подтверждается, что М неоднократно обращался в администрацию города Самары и в отдел по учёту и распределению жилья ... по вопросу включения его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, однако его заявления оставлены без удовлетворения на том основании, что он не представил сведения о сдаче жилья в установленном порядке по месту службы на ....
В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.
Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие РФ.
Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильём, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ.
При этом в соответствии с положениями п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.
Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны от 15.02.2000 года №80, для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.
Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами РФ, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 15.04.2009 года №ГКПИ08-2248 по делу по заявлению Полященко В.И. об оспаривании в части подпункта «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005 года, справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, как указано в решении Верховного Суда РФ по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01.01.2005 года принятым на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путём выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.
При наличии указанных обстоятельств, принимая во внимание то, что М в настоящее время не имеет жилья в РФ, более того, как это следует из материалов дела, у него отсутствует жильё и по месту службы на ..., то обстоятельство, что он не представил справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, по мнению суда, не может служить основанием к отказу включения его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования, являются законными, обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск М - удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Самара включить М в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Обязать министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области выдать М государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2010 года.
Председательствующий /подпись/ В.П. Сурков
Копия верна: судья