о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2010 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Осанкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску прокурора Октябрьского района города Самары в интересах И к Министерству управления финансами Самарской области, департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьи лица Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, департамент семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района города Самары обратился в суд в интересах И к Министерству управления финансами Самарской области, департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьи лица Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, департамент семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что И, Дата обезличена года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента рождения до совершеннолетия являлся воспитанником специализированных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения за И не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. На основании заявления И, он Дата обезличена был включён в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение И не предоставлено, просил обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить И жилое помещение в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебное заседание представитель прокуратуры Октябрьского района города Самары, уточнил заявленные требования, просил предоставить И социальную выплату на приобретение жилья.

Представитель ответчика департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменный отзыв, согласно которому департамент занимается распределением жилых помещений на основании списков очередников, предоставленных администрацией г.о. Самара. Составление областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями Министерства управления финансами Самарской области, которое является главным финансовым органом Самарской области. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством, а также осуществляет контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Департамент осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В связи с этим, жилое помещение И будет предоставлено только после наступления момента возникновения оснований к получению жилого помещения, предусмотренного законодательством РФ, а также после обеспечения жилыми помещениями или социальными выплатами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее и обладающих равным правом на внеочередное обеспечение жильём.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что в муниципальном жилищном фонде администрации г.о. Самара жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма И не представляется возможным.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка о получении судебной повестки.

Представитель департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Самарской области от 05.03.2005 года №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года №152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона №77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 45 Устава г.о. Самара от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава г.о. Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст. ст. 45-47 Устава г.о. Самары.

Согласно ст. 8 Закона №159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот» и №87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Из материалов дела следует, что И является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара №114/02-р от 02.02.2009 года утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара на 2009 год. В данном списке И значится под номером Номер обезличен.

Судом установлено, что до совершеннолетия И находился на полном государственном обеспечении. На основании его заявления Дата обезличена он был принят на учёт для предоставления жилого помещения, поскольку, является ребенком сиротой – оставшимся без попечения родителей. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение И предоставлено не было.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются доказательствами по делу.

Принимая во внимание данные обстоятельства, положения действующего законодательства, и учитывая, что до настоящего времени департамент управления имуществом г.о. Самара, наделённый полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил И жилое помещение за счёт финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета, суд считает, что департамент управления имуществом г.о. Самара надлежит обязать предоставить И социальную выплату на предоставление жилья.

Доводы представителя департамента управления имуществом и Министерства экономического развития о том, что объём средств, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с утвержденной методикой, которая не признана противоречащей закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку, обеспечение вне очереди жилыми помещениями (социальными выплатами на приобретение жилья) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Октябрьского района города Самары в интересах И – удовлетворить.

Обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить И социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2010 года.

Председательствующий /подпись/ В.П. Сурков

Копия верна: судья